Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Программа по предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 – 6 классов образовательных
организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к
результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному
курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный
характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных
российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и
исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у
подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России. Именно
традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе
представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире
духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея
гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется
с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических
традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники
получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить
в истории российского общества существенные связи с традиционной
духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена
семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой
на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить,
что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса
обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной
и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества
его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено
на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности
обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен
через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
- Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
- Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
- Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
- Принцип
формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса
предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов
России, их культуре, религии и историческом развитии.