СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР
Директор
Н.В. Никитина
Н.Ю. Квиндт
_________________
_____________________
“____” ___________ 2023 год
“____” ____________ 2023 год
Программа дополнительного образования детей
«Медиагазета»
Срок реализации: 136 часов
Для учащихся 8 - 11 классов
п.ст. Даурия, 2023
Содержание
I.
Пояснительная записка
2
II.
Тематическое планирование
4
III. Содержание тем программы
8
IV.
9
Перечень рекомендуемых источников
1
I. Пояснительная записка
Цель программы: объединить детей разного возраста и учителей школы в
редакционный коллектив; способствовать развитию их литературно-творческих
способностей, интереса к журналистике, освоению элементарных навыков
журналистского труда и издательского дела; познакомить учащихся с жанрами
журналистики, с особенностями редактирования, подготовки редакционных рукописей и
изданий к печати.
Задачи программы:
● создание условий для реализации творческих способностей школьников и
свободного развития их воображения и внимания к слову, совершенствования таких
умений, как писать на тему и раскрывать основную мысль, собирать и
систематизировать газетный материал, строить текст в определенной
композиционной форме, править написанное;
● овладение учащимися основами редакторского дела, знакомство с практикой
подготовки редакционных рукописей и школьных изданий к печати;
● содействие в воспитании коммуникативной и информационной культуры.
Ожидаемый результат: подготовка грамотных потребителей средств массовой
информации, умеющих
в случае необходимости использовать СМИ в качестве
корреспондентов.
Возраст обучаемых - от 13 до 16 лет, с 8 по 11 класс.
Принципы обучения обусловлены возрастными особенностями учащихся и
заключаются в следующем:
1. Сочетание теории, практики и производительного труда. Месяц «теории, игровых
тренингов и практических упражнения» чередуется с месяцем производительного
редакционного труда.
2. Принцип концентрических кругов с внутренним развитием от практики к теории и
внешним развитием от личного опыта учащихся через получение ими журналистских
организационных
навыков
и
восприятие
целостности
и
связности
редакционно-издательского процесса - к его экономическому обоснованию,
необходимости создавать грамотные и выразительные тексты, технологии создания таких
текстов, к опыту известных журналистов и анализу современной прессы.
3. Принцип игрового обучения. Каждое теоретическое занятие дополняется
тематическими развивающими играми, практикумами.
Структура программы и способы ее реализации.
Программа рассчитана на 136 учебных часов. Занятия ведутся два раза в неделю по 4 часа.
Данная программа опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика
русского языка, культура речи, литературное редактирование, включает вопросы
повторения программы по развитию связной речи и состоит из двух разделов – «Жанры
журналистики» и «Основы редактирования, редакторского и издательского дела».
Раздел «Жанры журналистики» знакомит учащихся с различными газетными
жанрами, их характеристиками и назначениями, содержит сведения, относящиеся к
построению связного текста различных жанров.
2
Раздел «Основы редактирования, редакторского и издательского дела» включает
понятия о журналистском тексте, его структуре, о приемах правки рукописей
(черновиков), об основных методах сбора информации и последовательной работы над
номером школьного издания.
Изучение темы завершается созданием газетного материала, коллективным или
индивидуальным редактированием и своевременным выпуском школьных изданий из
печати.
Проводятся следующие виды занятий (групповые и индивидуальные):
- теоретические по основам журналистики – 50 часов;
- практические занятия по подготовке к печати и выпуску изданий - 86 часов;
- деятельность пресс-центра на различных школьных мероприятиях (фотографирование,
подготовка информации, выпуск стенгазет и фотогазет)
Практическая часть программы представляет собой развивающие и ролевые игры,
тренинги, работу с газетами и газетными текстами и строится преподавателем
индивидуально на основе тематического плана с помощью имеющейся литературы,
накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями. Также
в практические часы предполагается организация экскурсий, необходимых по теме.
Производительный труд означает непосредственную журналистскую работу
учащихся в каком-либо издании, начиная с малотиражного (стенного) и кончая
многотиражным изданием любого уровня. Поэтому немаловажным условием реализации
программы является создание самостоятельного издания, предполагающего участие
подростков.
Формы контроля:
● Устный опрос по каждой теме.
● Практические задания.
● Производительный труд по написанию материалов, выпуску газет и
общередакционной работе (основная форма контроля).
3
II. Тематическое планирование
№
Кол-во часов
Теория
2
2
Тема, название и основная мысль, план высказывания.
Способы раскрытия основной мысли.
Практикум: Определение тем названий рубрик очередных
номеров вестника.
Собирание и систематизация материала
Записная книжка журналиста как форма литературных
заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов
записных книжек писателей и журналистов
2
2
Практикум: Собирание материала о последних школьных
новостях.
Цитирование – особая форма передачи чужой речи.
Назначение цитат.
Основная мысль высказывания. Способы передачи чужого
высказывания в письменной речи. Функциональное и
грамматическое оформление цитат.
2
1.8
Практикум: Самостоятельное выполнение упражнений для
закрепления цитат.
2
1.9
Интервью как разновидность информационных газетных
жанров. Роль автора интервью. Диалогическая форма
интервью.
4
2
2
1.10
Знаки препинания при прямой речи, оформление цитат и
диалога.
Практикум:
Собирание
материала.
Формулировка
вопросов для интервью у педагогов.
2
1
1
Беседа.
Двусоставность
текста.
Роль
журналиста-собеседника. Различие интервью и беседы –
жанров журналистики.
Методы сбора информации. Описание по наблюдению.
3
2
1
2
1
1
1.14
Практикум: Собирание материала для интервью и бесед.
Изложение материала в форме интервью и беседы.
2
1.15
Репортаж как разновидность публицистических жанров,
его особенность и отличие от заметки.
3
2
1
1.16
Основные методы сбора информации. Описание по
наблюдению
4
1
3
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.11
1.12
1.13
Название темы
Раздел I. Жанры журналистики
Введение. Цели и задачи журналистской учебы. Жанры
журналистики.Появление жанров. Три опоры жанра
(жанрообразующие факторы): предмет отображения,
целевая установка и метод отображения. Выбор жанра.
Форма изложения материала. Газетные жанры: заметка,
информация, сообщение.
Практика
1
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
4
2
2
2
2
2
2
4
1.17
Практикум: Подготовка репортажей о проводимых в школе
мероприятиях для очередных номеров.
4
1
3
1.18
1.19
Описание. Деловое и художественное
Особенности публицистического описания местности,
обстановки.
Лексическое
значение
слова.
Эмоциональная
и
стилистическая окраска слова. Многозначность слова.
2
2
1
1
1
1
2
1
1
Практикум: Составить описание кабинета, рекреаций,
описать вид из окна кабинета, например, химии или
литературы и т.д.
Путевые заметки. Особенности путевых заметок как
одного из разновидностей публицистических (газетных)
жанров.
Описание природы, обстановки и внешности человека и
т.д. Особенности публицистического стиля.
2
1.24
Практикум: Систематизация материала для очередных
номеров. Составить путевые заметки о летних поездках
или в школьное время (экскурсии).
4
1.25
Очерк. Особенности портретного очерка как одного из
видов публицистических (газетных) жанров. Значение
очерка
для
развития
наблюдательности, умения
анализировать поведение людей, критически оценивать их.
Очерки событийные и путевые. Документальность
воспроизведения материала.
Описание внешности, характеристика героев, оформление
диалога, особенности повествования.
2
1
1
2
1
1
Практикум: Собирание информации и подготовка очерков
на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о
друге и т.д.
Рассуждение. Рассуждение проблемного характера.
Особенности этой разновидности рассуждений
Рассуждение, которое требует раскрытия понятий.
Рассуждения на дискуссионные темы, сравнительные
характеристики и т.д.
Практикум: Подготовка газетного материала на тему:
«Легко ли быть подростком?», «Нужна ли школьная
форма?» и т.д.
Статья. Газетный жанр, предназначенный для анализа
актуальных, общественно значимых процессов. Ее
особенности, функции как одного из газетных жанров.
Особенности публицистического стиля. Рассуждение.
Практикум: Подготовить статьи на актуальные темы для
очередного номера.
Рассказ.
Рассказ
с
необычным
построением.
Композиционные особенности некоторых рассказов как
средства выражения авторского замысла.
2
1.20
1.21
1.22
1.23
1.26
1.27
1.28
1.29
1.30
1.31
1.32
1.33
1.34
2
2
1
1
2
1
1
4
2
2
1
1
3
2
1
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
5
1.35
Практикум: Сочинить рассказ с необычным построением.
2
1.36
Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приемы
изложения.
Юмор и сатира. Подготовка рукописи к изданию
2
1
1
2
1
1
Практикум: Найти в газетах и журналах примеры
публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким
признакам определили принадлежность к тому или
другому жанру.
Совершенствование написанного. Приемы и техника
правки написанного
Практикум:
Совершенствование
написанного
для
очередных номеров газет
Раздел II Основы редактирования, издательского дела
Культура письменной речи. Слагаемые письменной речи.
2
2
1
1
2.2
Редактирование как один из видов (приемов) работы над
текстом, его совершенствование. Литературная правка.
2
1
1
2.3
Органическая связь литературного редактирования с
практической стилистикой и лингвистикой текста.
2
1
1
2.4
Логические ошибки и способы их устранения.
Композиционные ошибки (несоответствие текста плану,
нарушение последовательности, неудачное начало или
концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).
2
1
1
2.5
Приемы правки рукописи (черновика): ознакомительное
чтение; углубленное чтение; шлифовочное чтение;
правка-вычитка; правка-сокращение; правка-обработка;
правка-переделка. Требования к рукописям.
2
1
1
2.6
Приемы и техника правки написанного. Корректурные
знаки.
Речевые
ошибки.
Фактические
ошибки.
Грамматические и стилистические.
2
1
1
2.7
Практикум: Взаимное редактирование рукописей для
очередного номера газеты.
Журналистский текст
Сбор информации. Основные методы сбора: изучение
документов, наблюдение и его виды, работа с людьми.
4
2
2
1
1
1
1
Структура журналистского текста (композиция)
Заголовок – необходимая составляющая структуры
журналистского текста.
Преамбула – вводная часть текста. Виды лидов.
Основная часть и подпись.
Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды
зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы
лексического и грамматического оформления концовки
(средства завершенности).
2
1
1
1.37
1.38
1.39
1.40
2
2.1
2.8
2.9
2.10
2
2
2
1
4
1
4
4
6
2.11
Публицистические жанры - репортаж, интервью.
2
2.12
Придумать несколько заголовков к написанному материалу
в очередные номера.
Работа над номером школьного издания
Дизайн газеты, ее объем и формат. Композиционнографическая модель. Макет газеты - фундамент издания.
Оформление заглавной части, логотип.
Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и
иллюстраций.
1
4
4
1
4
3
2.15
Деление полос на колонки. Работа с текстом: врезы,
шрифты, смысловые блоки. Средства художественного
оформления.
Дополнительно-графические
средства.
Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения»
(выходные данные).
2
1
1
2.16
Практикум: Систематизация материала по рубрикам в
очередные
номера
школьных
изданий.
Подбор
иллюстраций и фотографий.
Профессиональная этика журналиста
Всего часов
4
2.13
2.14
2.17
1
136
1
1
1
4
1
48
88
7
III. Содержание тем программы
Раздел I. Жанры журналистики
Учащиеся знакомятся друг с другом и преподавателем, изучают основы
журналистики - её классификации, учатся собирать материал и работать с ним. В рамках
практики возьмут интервью у педагогов школы и сделают свои первые публикации в
медиагазете
Раздел II Основы редактирования, издательского дела
На практике учащиеся знакомятся с искусством журналистики - они учатся
создавать материал и редактировать его, узнают о тонкостях работы и учатся составлять
видео-репортажи.
8
IV. Перечень рекомендуемых источников
Литература для учителя:
● Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические
советы»: «Жанры журналистики», «Как подготовить статью к изданию», «Как издавать газету».
– М.,2003г.; «Мастер-класс для редактора» и «Мастер-класс для дизайнера» (Советы издателям
школьной прессы). М., 2005 г., «Если вы решили издавать журнал». – М., 2004 г.; «Основы
литературного творчества». – М., 2003 г.; «Элементарно, коллега», спецпроект журнала ЛГО. –
М., 2007 г.
● Богуславская Н.Е. «Методика развития речи на уроках русского языка». – М., 1991 г.
● Равенский Ю.И., Богданова Г.А. «Развивайте дар речи». – М., 1990 г.
● Бершадская Н.Р., Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе». М.
Просвещение, 1989 г.
● Сагал Г. «Двадцать пять интервью». – М., 1978 г.
● Рахманин Л.В. «Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов». – М.,
1973 г.
● Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». – М., 1985 г.
● Солганик Г.Я. «От слова к тексту». – М., 1993 г.
● Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение». – М., 1982 г.
● Одинцов В.В. «Стилистика текста». – М., 1980 г.
● Головин Б.Н. «Основы культуры речи». – М., 1988 г.
● Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения». – М., 1989 .
● Лазутин Г.В. «Профессиональная этика журналиста». – М., 2000 г.
Литература для учащихся:
● Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
● Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
● Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой
коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
● Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. № 7. – С.
228–231.
● Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
● Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
● Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
● Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории //
http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
● Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
● Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
● Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
● Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
● Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
● Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
9