Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
Забайкальского района Забайкальского края

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО

Заместитель директора по

Директор школы

Руководитель МО:

УВР Л.В. Кузнецова

Н.Ю.Квиндт

___________/__________/

/____________/

/____________/

«___»____________20___г

«___»____________20___г.

«____»_____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По коррекционно-логопедической работе,

с учащимися начальной школы

Программа составлена
учителями - логопедами:
Гаськовой Еленой Михайловной и
Харитоновой Марией Дамдиновной

Даурия, 2023 год

Структура программы:
Пояснительная записка:
Примерная программа по логопедии составлена на основе федерального
государственного стандарта основного общего образования.
В разработанных методических рекомендациях к планированию
логопедических занятий с младшими школьниками отражена универсальная
программа коррекционного занятия с детьми без выраженных отклонений в
интеллектуальном развитии.
Цель программы: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи программы:
1. Ликвидировать проявления речевой патологии;
2. Содействовать усвоению программы по русскому языку;
3. Сформировать полноценные коммуникативные и лингвистические
компетенции учащихся начальной школы;
4. Сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
2. Особенности построения учебного курса:
Ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации
произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию
речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В
дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико грамматического строя речи, формирование самостоятельной устной и
письменной речи.
Методические рекомендации даны в таблице по годам обучения с 1-го по 4-й
класс и представляют собой единую целостную систему.
Раздел работы
1
Звуковая сторона
речи.
Фонематические
процессы

Содержание планирования
2

1-й класс

Развитие артикуляционного праксиса,
речевого дыхания.
Постановка и автоматизация звуков,
коррекция слоговой структуры
Последовательная отработка правильной
артикуляции звуков, их
характеристика(параллельно с их
усвоением на уроке обучения грамоте):
- гласные звуки [a],[o],[y],[э],[ы],[и].Их
обозначение буквами;
- гласные буквы е,ё,ю,я в в различных
позициях (в начале слова, после гласного,
после согласных);
- согласные звуки: твердые и мягкие;
звонкие и глухие; обозначение звуков

Ожидаемый результат
(что должны знать и уметь
учащиеся)
3

Вычленять звуки из слова,
правильно их произносить,
проводить анализ артикуляции.
Различать гласные и согласные
звуки и буквы. Правильно
обозначать буквы на письме (без
искажений).
Обозначать на письме мягкость
согласных звуков гласными
буквами и мягким знаком.
Обозначать на письме буквами
звонкие и глухие согласные в
сильных позициях
Проводить слоговой анализ,
выделять ударный слог,

буквами.
Развитие фонематического слуха,
звукового анализа и синтеза.
Формирование прочных звукобуквенных
связей. Автоматизация слогослияния,
развитие навыка осознанного чтения.

переносить слова по слогам.
Проводить звукобуквенный
анализ доступных слов.
Правильно писать сочетания
жи-ши,ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Лексикограмматический
строй речи

Уточнение и расширение словаря по
основным лексическим темам: «Органы
речи», «Части тела», «Семья», «Дом»,
«Одежда», «Посуда», «Мебель», «Школа,
класс», «Времена года», «Овощи»,
«Фрукты», «Труд людей», «Домашние
животные», «Праздники и даты».
Ознакомление со словами,
обозначающими предметы, признаки,
действия.
Практическое усвоение грамматических
категорий (через игровые задания и
упражнения, без усвоения языковедческой
терминологии).

Работа над
предложением и
связной речью

Интонация в предложении.
Усвоение модели простого двусоставного
предложения: существительное + глагол.
Главные слова в предложении: Кто? Что
делает? Распространение модели простого
двусоставного предложения по моделям и
вопросам (р.п., д.п.,т.п.,п.п,)Их анализ –
постановка вопросов, Установление связи
между словами.
Оформление предложений на письме.
Обучение первоначальному навыку
связного высказывания. Пересказ по
вопросам, частям, выборочный. Рассказ по
личным наблюдениям, сюжетным
картинкам, серии картинок.

Неречевые
процессы

Развитие всех форм восприятия, слухового
и зрительного внимания. Развитие свойств
внимания (переключение, устойчивость,
концентрация, распределение).
Закрепление временных и
пространственных представлений.
Развитие общей и мелкой моторики,
мыслительных операций (анализ,
классификация, сравнение, обобщение).

Развитие
общеучебных
умений и навыков

Формирование учебно-организационных
умений (подготовка рабочего места,
материала, обязанности дежурного).
Развитие умения воспринимать
инструкции и действовать четко и
последовательно в соответствии с её

Знать словарь, обобщающие
понятия по основным
лексическим темам.
Активизировать через речевую
практику усвоенную лексику.
Понимать, подбирать и называть
слова, обозначающие названия
предметов, их признаки,
действия.
Согласовывать существительные
с прилагательными и глаголами,
образовывать новые слова
(практические навыки).
Понимать назначение речи:
слово, предложение, текст –
единицы речи
Усвоить понятие предложения
из двух или нескольких слов,
связанных по смыслу и
выражающих законченную
мысль.
Составлять модель простого
предложения.
Уметь распространять
предложение по модели и
вопросам. Правильно оформлять
предложение на письме
(прописная буква в начале, точка
– в конце).
Пересказывать сказку, рассказ.
Составлять простой текст из 3-5
предложений на заданную тему.
Знать времена года, дни недели,
части суток.
Определять пространственные
направления и обозначать их
вербально.
Уметь анализировать,
сравнивать, обобщать предметы
и явления. Классифицировать
предметы по заданному
признаку.
Готовить свое раб. место и
материал к занятию. Убирать
рабочее место по окончании
занятия.
Воспринимать инструкцию
педагога и действовать

указаниями. Учить выделять главное.
Формирование умения вести диалог с
учителем

2- й класс

Звуковая сторона
речи.
Фонематические
процессы

Повторение. Звуки и буквы. Гласные и
согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог.
Деление на слоги. Перенос слов. Ударение.
Твердые и мягкие согласные. Обозначение
мягкости согласных с помощью гласных
второго ряда.
Дифференциация звуков [ы] – [и],[а] –
[я],[о] – [ё],[у]- [ю].
Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака в конце и
середине слова.
Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация звуков [б]- [п],[в] –[ф],[г]
– [к],[д] –[т],[з] – [с],[ж]- [ш].
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация ма – мья.
Ударение. Ритмико - интонационная
структура слова. Форморазличительная
роль ударения. Безударные гласные.
Проверка безударных гласных в корне
слова.
Фонетический разбор слова.

Лексикограмматический
строй речи

Расширение словаря по темам:
Летние каникулы. Снова в школу. Режим
дня. В гости к осени, зиме, весне. На
улицах города. Семья дома. Перелётные и
зимующие птицы. Подготовка к зиме.
Живая и неживая природа в различные
времена года. Зимние развлечения и спорт.
Защитники Отечества. Праздник наших
мам. Речевой этикет.
Слова, близкие и противоположные по
смыслу(синонимы и антонимы).Подбор
синонимов и антонимов.
Многозначные слова. Выявление значения
в контексте. Лексическая сочетаемость
слов.
Сопоставление слов- предметов,
признаков, действий. Первоначальное
понятие об имени существительном,

последовательно по её
выполнению. Уметь выделять
главное. Вести учебный диалог.
Отвечать на вопросы полным
предложением.
Выполнять обязанности
дежурного.
Знать названия букв алфавита,
признаки гласных и согласных
звуков. Роль звуков в различении
слов. Правильно произносить
слова различной звукослоговой
структуры, знать правила
орфоэпии (на материале
изученных слов).
Делить слова на слоги, выделять
ударный слог, переносить слова
по слогам. Различать твердые и
мягкие согласные. Обозначать на
письме мягкость согласных
гласными второго ряда и мягким
знаком.
Распознавать звонкие и глухие
согласные, правильно
обозначать их буквами в
сильных позициях, знать
правило проверки парных
согласных на конце слова.
Выделять ударные и безударные
гласные, делать проверку
безударных гласных в корне.
Правильно употреблять
разделительный мягкий знак в
словах
Активизировать усвоенный
словарь через речевую практику.
Употреблять в речи усвоенную
терминологию.
Уметь ставить вопрос к слову и
по вопросу определять слова,
обозначающие предметы,
признаки, действия. Различать
одушевленные и
неодушевленные
существительные, употреблять
прописную букву в именах
собственных. Подбирать слова,
близкие и противоположные по
смыслу, правильно употреблять
многозначные слова, определять
их лексическую сочетаемость,
исправлять ошибки

Работа над
предложением и
связной речью

прилагательном, глаголе, их
грамматических признаках.
Изменение существительных,
прилагательных, глаголов по числам.
Общее понятие об однокоренных
(родственных) словах. Подбор и
расширение полей родственных слов
Языковой анализ предложений.
Восстановление деформированных
предложений.
Главные члены предложения: подлежащее
и сказуемое. Распространенные и
нераспространенные предложения.
Установление связи слов в предложении
по вопросам.
Предлоги. Составление предложнопадежных конструкций. Дифференциация
предлогов. Связь между предложениями в
тексте. Деление текста на предложения.
Общее понятие тексте - повествовании.
Построение текста (начало, основная
часть, заключение). Заголовок и тема
текста. Письменная передача содержания
текста по вопросам. Дополнение текста.
Письменное изложение текста по
вопросам. Запись текста по сюжетной
картинки, серии картинок. Составление
текста – повествования.

Неречевые
процессы

Развитие свойств внимания.
Закрепление временных и
пространственных представлений.
Коррекция психомоторики. Развитие
наблюдательности к языковым явлениям.
Развитие мышления, всех видов памяти

Развитие
общеучебных
умений и навыков

Развитие учебно – организационных
умений: составление плана деятельности,
поэтапный контроль и оценка своих
действий.
Ведение учебного диалога: ученик –
учитель, ученик- ученик; постановка
вопросов.
Работа с литературой (книгой,
словарем),памятками, алгоритмами.

словоупотребления.
Подбирать однокоренные слова
различных частей речи. Владеть
практическими способами
словообразования и
словоизменения
Понимать роль предложений в
общении.
Определять количество слов в
предложении на слух, место
слова. Составлять предложения с
заданным количеством слов.
Выделять логическое ударение в
предложении.
Выделять подлежащее и
сказуемое в предложении.
Распространять предложения по
моделям (с предлогами).
Правильно употреблять
предлоги.
Рассказать о себе и своей семье,
погоде, времени года на
заданную тему. Восстанавливать
деформированный
повествовательный текст.
Составлять и записывать текст
на заданную тему или по
личным наблюдениям.
Передавать содержание текста
по вопросам, определять тему
текста, озаглавливать,
устанавливать связь между
частями текста
Четко знать, определять и
называть временные и
пространственные
представления.
Работать вдумчиво,
сосредоточенно; уметь
распределять внимание.
Анализировать, сравнивать,
обобщать. Запоминать и
передавать информацию
Составлять план деятельности и
придерживаться его в ходе
выполнения работы. Оценивать
свои действия.
Вести учебный диалог с
учителем и товарищем.
Исправлять ошибки в чужой
речи. Давать объяснение,
рассуждать и последовательно
доказывать.
Работать с литературой,

Звуковая сторона
речи.
Фонематические
процессы

Лексикограмматический
строй речи

Работа над
предложением и
связной речью

3-й класс

Повторение ранее изученного.
Слоговой анализ, звукобуквенный разбор
на более сложном речевом материале.
Ударение. Ударные и безударные гласные
в корне слова. Проверка безударных
гласных.
Парные звонкие и глухие согласные в
корне слова. Оглушение звонких
согласных в корне слова. Разделительный
мягкий знак. Случаи обозначения
гласными двух звуков после
разделительного мягкого знака.
Непроизносимые согласные в корне слова
и их проверка.

памятками, алгоритмами.

Формирование обобщенных
представлений о звуковой
стороне речи.
Закрепление обозначения
мягкости согласных, звонкости и
глухости согласных на письме
(на усложненном речевом
материале).
Закрепление речевого анализа,
звукобуквенного разбора (на
усложненном реч.материале).
Виды заданий и упражнений
включаются систематически в
занятие на отдельных его
этапах
Лексика в соответствии с темами по
Активизировать усвоенную
развитию речи, окружающему миру,
лексику через речевую практику,
природоведению Усвоение программной
использовать программную
терминологии. Лексическое значение
терминологию. Объяснять
слова. Прямое и переносное значение слов. лексическое значение слов.
Сравнительные обороты, эпитеты,
Подбирать синонимы, антонимы,
фразеологические обороты. Состав слова.
расширять поля родственных
Корень слова. Однокоренные слова.
слов.
Значимые части слова: приставка,
Владеть способами
суффикс. Суффиксальный и приставочный словообразования. Образовывать
способы образования слов Приставки
новые слова с помощью
противоположного значения. Суффиксы
суффиксов и приставок.
прилагательных. Дифференциация
Проводить морфемный разбор
приставок и предлогов.
слова.
Развитие навыков словообразования на
Различать приставки и предлоги.
различном лексическом материале.
Писать предлоги и приставки.
Род и число имен сущ-ных и
Знать способы проверки
прилагательных. Согласование сущ-ных с орфограмм в корне слова.
прилагательными. Время и число глаголов Владеть способами
в прошедшем времени
словоизменения для проверки
орфограмм (изменение числа,
формы слова).
Распознавать имена
существительные и
прилагательные, согласовывать
сущ-ные с прилагательными,
изменять по родам и числам.
Знать грамматические признаки
глагола по числам и временам.
Согласовывать сущ-ные с
глаголами в числе.
Предложения по цели высказывания.
Интонационно правильно
Знаки препинания в конце предложения.
произносить предложения,
Составление предложений различных
выделять главные и
типов.
второстепенные члены.
Главные и второстепенные члены
Проводить анализ предложений.
предложения. Распространение
Распознавать текст- описание,

предложений и их анализ. Определение
границ предложений в тексте.
Грамматическое оформление
предложений. Роль окончаний в
предложении.
Виды пересказов. Развитие диалогической
формы речи в диалогах, инсценировка по
прочитанным произведениям.
Ознакомление с типами текстов:
повествование, рассуждение, описание.
Работа с планом текста. Изложение текста
по опорным словам и плану. Изложение
текста по частям.

Неречевые
процессы

Развитие словесно-логического и
образного мышления.
Развитие слуховой и зрительной памяти.

Развитие
общеучебных
умений и навыков

Развитие умения выделять существенное,
главное в учебном материале, определять
пути и средства достижения учебной цели.
Развитие учебного диалога.
Обучение работе в группе, парах, умение
принимать на себя роль руководителя
группы.
Применение инструкции (схемы)при
подготовке развернутого ответа.
Развитие приемов самоконтроля и оценки
деятельности своей и товарищей.

Звуковая сторона
речи.
Фонематические
процессы

Закрепление пройденного. Согласные
звуки и буквы. Ударные и безударные
гласные. Твердые и мягкие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные.
Непроизносимые согласные. Роль мягкого
и твердого знаков. Слог. Перенос.
Ударение.
Фонетический разбор слов.
Работа с заданиями тестового характера
Лексика в соответствии с темами по
развитию речи, окружающему миру,
природоведению, истории. Усвоение
программной терминологии.
Работа с синонимами, антонимами,
многозначными словами,
фразеологическими и сравнительными
оборотами. Переносное значение слов.

Лексикограмматический
строй речи

4-й класс

рассуждение, повествование.
Определять тему и основную
мысль текста, озаглавливать
текст.
Делить текст на части,
устанавливать связь между
частями текста, выделять
ключевые слова. Составлять
план текста. Пересказывать текст
по плану.
Писать изложение текста по
частям по плану.
Составлять связный рассказ на
близкую тему по плану (устно и
письменно). Записывать рассказ
по личным наблюдениям,
заданной теме(с помощью
педагога и предварительной
подготовки)
Устанавливать причинноследственные связи,
обосновывать, рассуждать и
доказывать.
Запоминать и передавать
усвоенную информацию.
Свободно владеть вербальными
средствами общения в целях
четкого восприятия, удержания и
выполнения учебной задачи.
Составлять алгоритм действий.
Работать в группе, парах.
Работать с образцами,
обращаться к товарищу, учителю
за разъяснением.
Владеть приемами самоконтроля
и оценки деятельности.
Систематизировать обобщенные
представления о звуковой
стороне речи.

Активизировать усвоенную
лексику через речевую практику,
активно использовать
программную терминологию.
Подбирать антонимы.
Синонимы, многозначные слова,
фразеологические и
сравнительные обороты и

Работа над
предложением и
связной речью

Неречевые
процессы

Развитие
общеучебных
умений и навыков

Имя сущ-ное. Грамматические категории
существительного: род, число, падеж,
склонение. Падежные окончания имен
сущ-ных в ед-ом и мн.числе.
Имя прилагательное. Грамматические
категории имен прилагательных: род,
число, падеж. Согласование с сущ-м.
Падежные окончания имен
прилагательных.
Глагол. Грамматические категории
глагола: время, число, род в прошедшем
времени. Личные окончания глаголов.
Простые и сложные предложения.
Сложноподчиненные предложения с
союзами.
Простые предложения, осложненные
однородными членами, составление
предложений с однородными членами и
их анализ. Работа с текстами различных
видов. Структурная организация текстов.
План текста. Заголовок, тема и главная
мысль.
Самостоятельное изложение текстов по
плану.
Различные виды пересказов.
Письменная коммуникация (открытки и
письма).

Развитие произвольности психических
познавательных процессов, деятельности и
поведения.
Развитие абстрактного мышления,
долговременной памяти. Развитие
творческих способностей и
познавательной активности,
коммуникативных навыков.
Умение действовать в усложненных
условиях, переносить усвоенные умения и
навыки на новый материал.
Развитие учебного диалога, различных
форм организации совместной и
индивидуальной работы.
Использование в работе справочной литры, компьютерных технологий.
Развитие приемов дифференцированного
самоконтроля и оценки деятельности

учитывать их лексическую
сочетаемость.
Правильно использовать слова с
переносным и абстрактным
значением.
Знать грамматические категории
частей речи. Правильно
изменять сущ-ные,
прилагательные, глаголы.

Правильно употреблять простые
и сложные предложения.
Распространять предложения
однородными членами,
употреблять знаки препинания
при однородных членах.
Распознавать виды текстов,
составлять различные виды
текстов.
Работать с планом текста,
озаглавливать текст, выделять
его тему и главную мысль.
Владеть различными видами
пересказов.
Писать изложение текста по
плану.
Писать творческие сочинения по
заданной теме (близкой личным
впечатлениям ребенка).
Произвольно управлять
поведением и деятельностью.
Систематизировать информацию
и воспроизводить её.
Проявлять познавательные
интересы и творческие
способности
Действовать в новых условиях.
Самостоятельно составлять
алгоритм действий.
Давать развернутый отчет о
последовательности выполнения
учебной работы, подводить
итоги работы.
Пользоваться справочной
литературой, компьютером.
Владеть дифференцированными
приемами самоконтроля и
оценки деятельности.

Список литературы:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006

2. Ястребова А.В. ,Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда
при общеобразовательной школе.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений.- М.,2005.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.М.,2006.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М,2006.
6. Лалаева Р.И.,Венедиктова Л.В. Диагностика и корреция нарушений чтения и письма у младших
школьников.-С.-Пб,2006.
2. Журналы «Логопед» и «Школьный логопед»



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.