Рабочая программа по ОБЖ 10 класс 2022-2023 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
на заседании МО
Руководитель МО:

Согласовано
Заместитель директора по УР
Л.В. Кузнецова

____________/__________/

/____________/

«___»____________20___г

«___»____________20___г.

Утверждаю
Директор школы
Квиндт Н.Ю./____________/
«____»_____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
10-11 КЛАСС

Программа составлена
учителем ОБЖ
Никитиной Натальей
Васильевной

Даурия, 2022

Преамбула к рабочей программе.
Рабочая программа учебного курса основы безопасности жизнедеятельности для 10 классов
является составной частью ООП ООО МОУ Даурской СОШ, разработана в соответствии:
- ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования (Приказ №373 МО РФ от 06.10.2009г.);
- приказа Министерства образовании и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «об утверждении
ФГОС ООО» (утвержден с изменениями приказом Министерства образования и науки РФ то
29.12.2014г. №1644)
- с примерной основной образовательной программой начального общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Постановления об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от
29.12.2010г. (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
- с рекомендациями авторской программы «Основам безопасности жизнедеятельности» 10110классы. Просвещение».2017г. А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников.
- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой
формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной
образовательной программе общего образования МОУ Даурской СОШ;
- с Положением о рабочей программе учителя, реализующего ФГОС ООО МОУ Даурской
СОШ.
С учётом:
- Федерального перечня учебников;
- Программа ориентирована на использовании учебно-методического комплекта по основам
безопасности для каждого класса линии «ОБЖ» 10-11 кл. под редакцией А.Т. Смирнов, Б. О.
Хренников. М.: Просвещение».2017г.
Изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» строится так, чтобы
были достигнуты следующие цели:
- формирование безопасного поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
- формирование понимания каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья
как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства,
ценностей семьи; антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в
том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- формирование профилактики асоциального поведения учащихся;
- формирование отрицательного отношения учащихся к приёму психоактивных веществ, в том
числе наркотиков;
- формирование готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Предметные результаты освоения базового курса Основы безопасности жизнедеятельности
на ступени среднего (полного) общего образования.
1)
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе
о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства
от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту
населения от внешних и внутренних угроз;

3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других
действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности;
5) знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных
привычек (курения, пьянства и т.д.);
7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них
признакам, а также использовать различные информационные источники;
9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать
модели личного безопасного проведения в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне
государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности граждан до призыва, во время
призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок
несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа
рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в 10 классе , что предусмотрено в примерной рабочей
программе и учебниках под редакцией А.Т.Смирнова , Б.О.Хренникова. Основы безопасности
жизнедеятельности. 10 и 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. – М.: Просвещение 2015г
Цель:
-формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни и негативного отношения
к курению и употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
-формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и
негативного отношения к противоправному поведению и любым проявлениям экстремизма и терроризма;
-формирование у учащихся духовных и физических качеств защитника Отечества и подготовку их к
военной службе в современных условиях.

Содержание учебного предмета, планируемые результаты.
Содержание
Панируемые результаты
Примечание
1. МОДУЛЬ: Основы безопасности личности, общества и государства 15 ч.
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Ученик научится:
1.Обепечение
личной
 Распознавать
и
анализировать
особенности
безопасности в
жизнедеятельности человека при автономном
повседневной
пребывании его в различных природных условиях.
жизни.
 Применять в реальных природных условиях
различные способы ориентирования на местности.
 Систематизировать знания в области безопасности
дорожного движения.
 Формировать личное убеждение в необходимости
осознанно соблюдать правила дорожного движения в
повседневной жизни.
 Анализировать информацию о возникновении пожара
в жилом секторе и в общественных зданиях, о
причинах их возникновения и последствия.
 Формировать модель своего поведения при
возникновении пожара в квартире.
 Выполнять правила безопасного поведения при
возникновении пожара в школе в соответствии с
планом пожарной безопасности.
 Обобщать знания по безопасному поведению на
водоемах в различное время года.
 Соблюдать применять меры безопасного поведения
на воде в различное время года.
 Анализировать различные опасные ситуации,
которые могут возникнуть при пользовании
бытовыми приборами в повседневной жизни.
 Внимательно изучать инструкцию, в которой
определены правила эксплуатации конкретного
бытового прибора и соблюдать их при пользовании
прибором.
 Анализировать
информацию
о
состоянии
криминогенной ситуации в местах проживания и
вырабатывать правила личной безопасности в
повседневной жизни.
 Самостоятельно добывать информацию о ЧС
природного и техногенного характера, имевших
место в регионе проживания, о причинах их
возникновения и их последствиях.
 Формировать
систему,
личного
безопасного
поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала
вас дома, на улице, в школе.
 Раскрывать содержание понятий о военной угрозе
национальной безопасности России и о национальной
обороне.
 Различать
характер
современных
войн
и
Вооруженных конфликтов.

Ученик получит возможность научиться:
 Самостоятельно разрабатывать и осуществлять
однодневный выход на природу для отработки
элементов ориентирования по местности.
 Анализировать и обобщать причины дорожнотранспортных происшествий в районе проживания,
подготовить сообщение о влиянии человеческого
фактора на безопасность дорожного движения.
 Обобщать и обрабатывать статистку имевших место
ЧС природного характера в регионе проживания за
несколько последних лет, разработать прогноз,
учитывающий вероятность возникновения ЧС
природного характера в вашем регионе в текущем
году.
 Разрабатывать рекомендации по профилактике и
минимизации последствий ЧС природного характера,
наиболее часто случающихся в регионе.
Защита
населения
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера.









Основы
противодейст
вия
терроризму и
экстремизму в
Российской
Федерации






Ученик научится:
Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые
акты РФ в области безопасности и формировать
основные права и обязанности граждан по
обеспечению национальной безопасности России в
современном мире.
Анализировать и уяснять основные направления
организации
защиты
населения
Российской
Федерации от ЧС.
Обосновывать основное предназначение и решаемые
задачи
Единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС
природного и техногенного характера.
Объяснить предназначение функциональных и
территориальных подсистем РСЧС.
Ученик получает возможность научиться:
Самостоятельно подбирать материал и готовить
занятие по теме: «Организационные основы по
защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС,
её функциональные и территориальные подсистемы.
Ученик научится:
Уяснить сущность терроризма и экстремизма как
социального
противоправного
явления,
представляющего серьёзную угрозу национальной
безопасности России.
Выявлять и анализировать причины вовлечения
молодежи в террористическую и экстремистскую
деятельность.
Уяснить основное содержание и значение положений
нормативно- правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму.















Формировать гражданскую нравственную позицию
по негативному отношению к любым видам
террористической и экстремистской деятельности.
Обосновывать и объяснять ключевую роль
государства в противодействии терроризму и
экстремизму и осуществлении защиты населения РФ
от последствий террористической и экстремистской
деятельности.
Формировать личные убеждения, качества и
привычки, которые способствуют противодействию
идеологии терроризма и экстремизма.
Характеризовать предназначение Национального
антитеррористического
комитета
(НАК),
его
структуру и задачи по противодействию терроризму и
экстремизму.
Формировать последовательность своих действий при
угрозе террористического акта для минимизации его
последствий.
Ученик получает возможность научиться:
Обосновывать и подтверждать примерами из
официальных источников информации следующие
утверждения:
Терроризм во всех его формах проявления
представляет собой одну из самых серьёзных угроз
национальной безопасности России;
Любые акты терроризма являются не имеющими
оправдания преступления, независимо от их
мотивации;
Любая террористическая деятельности неизбежно
будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное
наказание;
Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к.
ни при каких условиях не обеспечит достижение
поставленных целей и не способствует созданию
благополучной жизни её участников.

2. МОДУЛЬ: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 ч.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Ученик научится:
Основы
здорового
 Формировать убеждения в необходимости соблюдать
образа жизни
нормы здорового образа жизни как надежной
гарантии а подготовке к профессиональной
деятельности, в том числе и к военной службе.
 Определять основные инфекционные заболевания по
их признакам и проявлениям, анализировать причины
их возникновения, соблюдать меры профилактики.
 Формировать индивидуальную систему здорового
образа жизни и своевременно вносить в неё
необходимые коррективы с учётом реальных
жизненных обстоятельств.
 Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении
правил личной гигиены.

















Основы
медицинских
знаний
и
оказание
первой
помощи






Анализировать основные факторы риска, пагубно
влияющие на здоровье, соблюдать меры по их
профилактике.
Формировать негативное отношение к курению,
употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам,
оказывающим наиболее пагубное влияние на
здоровье.
Анализировать причины заражения инфекциями,
передаваемыми половым путём и их возможные
последствия.
Формировать личный стиль поведения. Снижающий
риск раннего и случайного вступления в половую
связь и способствующий профилактике заражения
ИППП.
Формировать
убеждение
в
ключевой
роли
благополучной семьи в обеспечения здоровья
личности и общества, а также демографической
безопасности государства.
Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных
отношений, принятых в Российской Федерации в
настоящее время
Ученик получает возможность научиться:
Анализировать и оценивать состояние личного
здоровья в повседневной жизни, определять в какой
мере
оно
обеспечивает
эффективность
жизнедеятельности
и
вносить
определённые
коррективы в образ жизни для сохранения и
укрепления личного здоровья.
Формировать умения в системе самоконтроля за
своим
здоровьем,
умения
планировать
индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом
биологических
режимов
и
индивидуальных
возможностей.
Самостоятельно анализировать информационные
источники в области здорового образа жизни,
подбирать и реализовывать рекомендации по
обеспечению духовного, физического и социального
благополучия.
Ученик научится:
Формировать умения в оказании первой помощи при
различных повреждениях, травмах и неотложных
состояниях.
Последовательно выполнять приёмы оказания первой
помощи в различных неотложных состояниях.
Формировать умения в выполнении приёмов
иммобилизации поврежденных частей тела и
транспортировки пострадавшего.
Усваивать основные рекомендации по профилактике
травм опорно-двигательного аппарата и способы
оказания само- и взаимопомощи при травмах опорнодвигательного аппарата.








Формировать умение в выполнении приёмов по
остановке артериального кровотечения.
Усваивать порядок проведения сердечно-легочной
реанимации
(непрямого
массажа
сердца
и
искусственной вентиляции легких).
Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно расширять познания об острой
сердечной
недостаточности,
используя
соответствующую
медицинскую
литературу
(справочники, медицинскую энциклопедию).
Прогнозировать
по
характерным
признакам
возникновения инсульта и оказывать первую помощь
пострадавшему до прибытия скорой помощи.

3. МОДУЛЬ: Обеспечение военной безопасности государства. 42 ч.
Раздел III. Основы военной службы.
Ученик научится:
Обеспечение
военной
 Уяснять сущность гражданской обороны как
безопасности
системы мероприятий по подготовке к защите и по
государства.
защите населения, материальных и культурных
Основы
ценностей на территории Российской Федерации от
обороны
опасностей, возникающих при ведении военных
государства
действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении ЧС природного и техногенного
характера.
 Систематизировать основные задачи гражданской
обороны в мирное и военное время .
 Осваивать
систему
оповещения
населения
чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени.
 Классифицировать виды инженерных защитных
сооружений по их предназначению.
 Формировать умения в использовании защитных
сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
 Использовать средства индивидуальной защиты
(СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
 Осознанно выполнять план гражданской обороны
образовательного учреждения, выполняя свои
обязанности, предусмотренные в нём.
 Характеризовать современные Вооруженные Силы
Российской Федерации как основу военной
организации государства, пути их реорганизации и
повышения боевых возможностей.
 Формировать чувство гордости за свою Родину и
уважение к подвигам наших воинов – защитников
Отечества.
 Формировать духовные и физические качества,
необходимые для успешного выполнения воинского
долга по вооруженной защите Отечества.
 Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения
военнослужащих, основанные на дружбе и воинском














Основы
военной
службы.









товариществе. Являются основой высокого уровня
боеготовности частей и подразделений Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Формировать понимание о значении символов
воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в
военно-патриотическом
воспитании
военнослужащих, выработке у них чувства
достоинства, преданности своей Родине и готовности
самоотверженно с оружием в руках защищать
суверенитет, территориальную целостность
и
устойчивое развитие Российской Федерации.
Формировать и объяснять общие понятия о воинской
обязанности граждан РФ и о её предназначении.
Классифицировать
составляющие
воинской
обязанности и раскрывать их содержание.
Уяснять свои права и обязанности в области
воинского учёта и обязательной подготовке к военной
службе.
Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно
прорабатывать
материал
в
различных источниках информации, в том числе в
Интернете о реорганизации войск гражданской
обороны в Спасательные воинские формирования
постоянной готовности.
Формировать свое мнение об этом мероприятия,
обосновывать его и подкреплять примерами из опыта
по защите населения страны от ЧС.
Расширять кругозор в области развития военной
организации государства в современных условиях.
Использовать положения Военной доктрины РФ для
уяснения основных задач Вооружённых Сил и других
войск в мирное время, в период непосредственной
угрозы агрессии и военное время.
Готовить сообщения на данную тему.
Ученик научиться
Уяснять и обосновывать положение о том, что
военная служба – это особый вид федеральной
государственной службы, которая требует от
военнослужащего
высокой
профессиональной
подготовки и особой ответственности за исполнение
обязанностей по вооруженной защите Отечества.
Усваивать существующий порядок размещения
военнослужащих, проходящих военную службу по
призыву, их быт и мероприятия, проводимые в
войсках по сохранению и укреплению здоровья.
Формировать знания о предназначении суточного
наряда, об обязанностях дежурного и дневального по
роте.
Уяснить цели и предназначения караульной службы в
войсках.
Понимать и обосновывать положения о том, что























несение караульной службы является выполнением
боевой задачи.
Характеризовать
часового
как
караульного,
выполняющего боевую задачу по охране и обороне
порученного ему поста.
Последовательно излагать основные обязанности
часового и обосновывать факторы, определяющие его
неприкосновенность.
Уяснять и обосновывать значение строевой
подготовки в деле обучения и воспитания
военнослужащих.
Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых
приемов на месте и в движении.
Выполнять движения в строю, выполнять воинское
приветствие одиночно и в строю.
Понимать и объяснять назначение и боевые свойства
автомата Калашникова.
Формировать умения в выполнении неполной
разборки и сборки автомата.
Формировать общее представление о современном
бое и
характеризовать
основные
элементы
подготовки солдата к современному бою.
Анализировать и уяснять смысл нормативноправовых актов РФ в области подготовки граждан к
военной службе.
Формировать умения самостоятельно подбирать
информацию,
способствующую
воспитанию
убеждений, качества привычек для успешного
прохождения военной службы по призыву.
Анализировать содержание общевоинских уставов
Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как
основные
нормативно-правовые
акты,
регламентирующие
жизнь
и
деятельность
военнослужащего.
Обосновывать значение и методы осуществления
военно-патриотического воспитания военнослужащих
для обеспечения высокого уровня боеготовности
частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
Уяснять и характеризовать общие, должностные и
специальные обязанности
военнослужащих и
значение воинской дисциплины для их успешного
выполнения.
Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия,
связанные с призывом на военную службу.
Характеризовать особенности военной службы по
контракту
и порядок отбора кандидатов для
прохождения военной службы по контракту.
Уяснять и обоснованно излагать нормативноправовые
основы
и
порядок
прохождения
альтернативной гражданской службы.
Уяснять порядок подачи заявления на прохождение
альтернативной гражданской службы.











Ученик получит возможность научиться:
Анализировать федеральные законы и другие
нормативно-правовые акты, в которых определены
правовые основы прохождения военной службы и
характеризовать федеральную систему подготовки
граждан Российской Федерации к военной службе.
Подбирать и анализировать информацию о правах и
свободах военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
Подбирать и анализировать информацию о
существующих в современном мире военных угрозах
и военных опасностях РФ и характеризовать
основные внешние военные угрозы и основные
внутренние военные угрозы РФ.
Анализировать
соответствующие
источники
информации и характеризовать основные пути
совершенствования допризывной подготовки и
военно-патриотического воспитания граждан РФ в
целях развития военной организации государства.
Формулировать основные требования воинской
деятельности, предъявляемые к моральным и
индивидуальным качествам.

Тематическое планирование 10 класс.
№п/
п

№
уро
ка

1

1

2

2

3

3

Тема урока, раздела

Деятельность учащихся

Коли
честв
о
часов

1 четверть (1 полугодие)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.(12ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (5ч.)
Различать виды активного отдыха
Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни. Автономное
в природных условиях и
пребывание человека в природной среде возможные опасные ситуации,
и практическая подготовка.
возникающие в природных
условиях. Определять своё
1
местонахождение
Обеспечение личной безопасности на
Характеризуют
причины 1
дорогах. Личная безопасность в
дорожноготранспортных
криминогенных ситуациях. Стартовый
происшествий,
организацию
контроль.
дорожного движения и правила
безопасного поведения участников
дорожного движения.
Личная безопасность в условиях чс.
ЧС ситуации природного характера ,
рекомендации населению по
обеспечению личной безопасности.

Характеризуют опасные погодные 1
явления, случающиеся в своём
регионе, и анализируют их
последствия.
Различают
природные
явления
(геологического,
метеорологического,

Примеча
ния
(коррект
ировка )

биологического происхождения)
которые влияют на безопасность
человека.
Учитывают меры безопасности
4

4

ЧС техногенного характера,
рекомендации населению по личной
безопасности.

Анализируют правила своего
возможного поведения в случае
возникновения той или иной
чрезвычайной ситуации.
Моделировать ситуации,
требующие знание правил
безопасного поведения.

1

5

5

6

6

7

7

1
Современный комплекс проблем
безопасности военного характера.
Военные угрозы национальной
безопасности России и национальная
оборона. Вооруженные конфликты.
Раздел2. Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера.(1ч)
Изучать организационные основы
1
Нормативно-правовая база и
по
защите
населения
от
чс
в
РФ.
организационные основы по защите
населения от ЧС природного и
техногенного характера. Единая
государственная система
предупреждения и ликвидации чс
(РСЧС), ее структура и задачи.
Раздел3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.(6ч.)
Объясняют общие понятия об
1
Экстремизм и терроризмчрезвычайные опасности для
экстремизме и терроризме.
общества и государства. Терроризм и
террористическая деятельность, их цели Характеризуют основные виды
террористической деятельности
и последствия.

8

8

Экстремизм и экстремистская
деятельность. Основные принципы и
направления противодействия
террористической и экстремистской
деятельности.
Нормативно-правовая база борьбы с
терроризмом и экстремизмом в РФ.
Положения Конституции РФ,
Концепции противодействия терроризму
в РФ, ФЗ «О противодействии
терроризму» и «О противодействии
экстремистской деятельности»
Духовно-нравственные основы
противодействия терроризму и
экстремизму. Культура безопасности
жизнедеятельности- условие
формирования антитеррористического
поведения и антиэкстремистского
мышления.
Уголовная ответственность за участие
в террористической и экстремистской
деятельности. Ответственность за
осуществление экстремистской
деятельности.

Учиться различать потенциально
опасные места в вашем районе
проживания.

1

9

9

Характеризовать законодательную
и нормативную базу по
организации борьбы с
терроризмом в РФ.

1

10

10

Анализировать влияние культуры
в области безопасности
жизнедеятельности формирование
антитеррористического поведения.

1

11

11

Иметь представление о
неотвратимости наказания за
участие в террористической
экстремистской деятельности.

1

12

12

Обеспечение личной безопасности при
угрозе террористического акта.
Правила безопасного поведения.

Составляют план своих действий
при угрозе возникновения теракта.

1

13

13

14

14

15

15

16

16

17

1

18

2

19

3

20

4

21

5

Анализируют виды
террористических актов и их
характерные особенности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(2ч)
Раздел4. Основы здорового образа жизни(2ч.)
Классифицировать знания об
1
Основы медицинских знаний и
профилактика инфекционных
основных факторах, разрушающих
заболеваний. Сохранение и укрепление здоровье (вредные привычки,
здоровья-важная часть подготовки
ранние половые связи); о
юноши к военной службе. Основные
последствиях для здоровья
инфекционные заболевания.
человека вредных привычек и
ранних половых связях.
Двигательная активность и физическая
Распознают виды двигательной
культура для здоровья человека.
активности и закаливания.
Биологические ритмы и их влияние на
работоспособность. Профилактика
вредных привычек. Промежуточный
контроль.
Модуль 3 Обеспечение военной безопасности государства.(20ч.)
Раздел6. Основы обороны государства.(9ч.)
Гражданская оборона-составная часть Характеризуют основные
мероприятия, проводимые в РФ,
обороно-способности страны.
Основные виды оружия и их
по обеспечению безопасности
поражающие факторы.
населения, его защите в мирное и
военное время. Уясняют сущность
ГО как системы мероприятий по
подготовке к защите и по защите
населения, материальных и
культурных ценностей на
территории РФ от опасностей.
Оповещение и информирование
Объясняют порядок оповещения
населения о чс мирного и военного
населения и организацию его
времени. Инженерная защита населения эвакуации (в комплексе с другими
от чс мирного и военного времени.
мероприятиями).
Систематизируют основные задачи
ГО в мирное и военное время.
(2 полугодие)
Организация проведения аварийноХарактеризуют основные
спасательных работ в зоне чс. Средства
мероприятия, проводимые в
индивидуальной защиты. Организация
стране, по инженерной защите
ГО в общеобразовательной организации. населения (укрытие людей в
защитных сооружениях
гражданской обороны)
Знакомиться с историей создания
Вооруженные Силы РФ- защитники
Отечества. История создания ВС РФ.
ВС РФ. Запомнить Дни Воинской
Дни воинской славы России.
Славы России. Формируют
чувство гордости за свою Родину и
уважение к подвигам наших
воинов.
Состав ВС РФ. Руководство и
Изучать состав ВС РФ, учиться
управление ВС РФ.
различать рода войск.
Виды и рода войск ВС РФ. Сухопутные Знакомиться видами и родами
войска. Военно-воздушные силы, их
войск ВС РФ. Характеризуют их
предназначение и состав.
предназначение, состав, технику и
вооружение.
Военно-морской флот. Ракетные войска
Знакомится с общей

1

1

1

1

1

1
1

1

стратегического назначения.
Вооружение и военная техника.

22

6

23

7

24
25

8
9

26

10

27

11

28

12

29

13

30
31

14
15

32

16

33
34

17
18

характеристикой , целями и
задачами ВМФ, РВСН.
Характеризуют их
предназначение, состав, технику и
вооружение.
Воздушно-десантные войска. Войска не
Знакомится с общей
входящие воздушно-космической
характеристикой , целями и
обороны. Войска и воинские
задачами ВДВ и войска не
формирования , не входящие в состав
входящие в состав ВС РФ.
ВС РФ.
Характеризуют их
предназначение, состав, технику и
вооружение.
Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм
Знакомиться с боевыми
и верность воинскому долгу. Воинское
традициями ВС РФ.
товарищество.
Характеризуют основные черты
патриотизма, присущие
военнослужащему.
Раздел 7. Основы военной службы.(11ч)
Размещение и быт военнослужащих.
Изучить быт военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц
Изучить обязанности лиц
суточного наряда.
суточного наряда.
Организация караульной службы.
Изучить общие положение
Общие положения.
караульной службы.
Строевая подготовка. Строй и
Изучить строевые приёмы и
управление им. Строевые приёмы и
движение без оружия
движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без
Выполнять воинского приветствия
оружия на месте и в движении. Выход из без оружия на месте и в движении.
строя и возращение в строй.
Выход из строя и возращение в
строй.
Строй отделения, развернутый строй,
Характеризовать строй отделения,
походный строй. Выполнение воинского развернутый строй, походный
приветствия.
строй
Огневая подготовка.
Назначение и боевые свойства автомата
Изучать строение автомата
Калашникова
Калашникова
Итоговый контроль. Порядок
Сборка и разборка автомата
неполной разборки и сборки автомата
Калашникова.
Калашникова.
Приемы и правила стрельбы из автомата. Отработка стрельбы
Изучить обязанности солдата
Тактическая подготовка.
Современный бой. Обязанности солдата
в бою.

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; - использовать знания
о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с
использованием бытовых приборов; - классифицировать и характеризовать причины и последствия
опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и
продуктов питания; - безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей
среды и продуктов питания; - безопасно использовать бытовые приборы; - безопасно использовать
средства бытовой химии; - безопасно использовать средства коммуникации; - классифицировать и

характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; - предвидеть причины
возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и
применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; - безопасно вести и
применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; - безопасно вести и
применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; - безопасно вести и
применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; - безопасно вести и
применять способы самозащиты при карманной краже; - безопасно вести и применять способы
самозащиты при попытке мошенничества; - адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; - безопасно использовать
средства индивидуальной защиты при пожаре; - безопасно применять первичные средства
пожаротушения; - соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; - соблюдать
правила безопасности дорожного движения велосипедиста; - соблюдать правила безопасности
дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); - классифицировать и
характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; - адекватно оценивать
ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; - использовать средства и способы само- и
взаимопомощи на воде; - классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах; - готовиться к туристическим походам; - адекватно оценивать
ситуацию и безопасно вести в туристических походах; - адекватно оценивать ситуацию и
ориентироваться на местности; - добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; - добывать и готовить пищу в автономных
условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; - подавать
сигналы бедствия и отвечать на них; - характеризовать причины и последствия чрезвычайных
ситуаций природного характера для личности, общества и государства; - предвидеть опасности и
правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера; - безопасно использовать средства индивидуальной защиты; - характеризовать причины
и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и
государства; - предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера; - классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера; - безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; - комплектовать
минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия
данных явлений для личности, общества и государства; - классифицировать мероприятия по
защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; - адекватно оценивать ситуацию и
безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве) взрывного устройства; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников; - классифицировать и характеризовать основные положения
законодательных актов,
регламентирующих ответственность
несовершеннолетних за
правонарушения; - классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого
скопления людей; - предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей; - адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей; - оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной
ситуации; - характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение

для личности, общества и государства; - классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие
и разрушающие здоровье; - планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья; - адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; - выявлять мероприятия и
факторы, потенциально опасные для здоровья; - безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; - определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; - классифицировать средства
оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Выпускник получит возможность научиться: - безопасно использовать средства
индивидуальной защиты велосипедиста; - классифицировать и характеризовать причины и
последствия опасных ситуаций в туристических поездках; - готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; - анализировать
последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; - анализировать
последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - безопасно вести и
применять права покупателя; - анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма; - предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; - анализировать влияние вредных привычек и
факторов и на состояние своего здоровья; - характеризовать роль семьи в жизни личности и
общества и ее влияние на здоровье человека; - классифицировать и характеризовать основные
положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих
права ребенка; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности; - классифицировать основные правовые аспекты
оказания первой помощи; - оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; - оказывать первую помощь при
остановке сердечной деятельности; - оказывать первую помощь при коме; - оказывать первую
помощь при поражении электрическим током; - использовать для решения коммуникативных задач
в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая интернетресурсы и другие базы данных; - усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях; - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для
доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать
моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Материально-техническое обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей
информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в
области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения
текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1.
Учебно-методическая литература.
2.
Средства программного обучения и контроля знаний.
3.
Стенды, плакаты.
4.
Средства индивидуальной защиты.
5.
Тренажер-Искандер
6.
Тренажер для сердечно-лёгочной реанимации.
7.
Набор моделей ран

Шины
Компьютер, проектор.
Учебно-методическая литература
1.УМК предметной линии учебников «ОБЖ» под редакцией Смирнова А.Т. Хренникова Б.О.
2. Нормативная и правовая литература:
•
Конституция Российской Федерации
•
Уголовный кодекс Российской Федерации
•
Федеральный закон *О гражданской обороне»
•
Закон «Об образовании»
•
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
•
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
•
Федеральный закон *0 безопасности дорожного движения»
•Федеральный закон «О противодействии терроризму»
8.
9.

2. Средства программного обучения и контроля знаний
•
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций»
•
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и
правила оказания первой медицинской помощи»
•
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
•
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
•
Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.
3.Стенды, плакаты
Стенды
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Безопасность на улицах и дорогах
Криминогенные ситуации
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи
Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Служу России.
Правила оказания помощи
Плакаты
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
4. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
- Ватно-марлевые повязки
- Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М )
Средства защиты кожи
Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
Средства медицинской защиты
Аптечка индивидуальная (типа А-2 )
Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.

•
•
•
•
•

5. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
Действия населения при химически опасных авариях;
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения;
Действия в зоне затопления;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Стихийные бедствия;
Пожарная безопасность;
Чс природного характера;
Чс техногенного характера;
МЧС России;
Террористические акты;
Безопасное поведение на водоемах;
Последствия вредных привычек;
Последствия наркозависимости;
Природные пожары;
Обязанности пешеходов и пассажиров;
Знаки дорожного движения;
Безопасное поведение в бытовых условиях»
Автономное существование человека.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта
Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

ОБЖ.РФ
Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Фестиваль

педагогический

идей

«Открытый

урок» http://festival.1september.ru

(издательский дом «1 сентября»)
Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные

ресурсы

Интернета-Безопасность http://www.alleng.ru

жизнедеятельности
Информационно-методическое издание для преподавателей http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html
ОБЖ-МЧС России
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет http://www.econavt-catalog.ru
ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного
движения, Безопасности жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность http://www.alleng.ru/edu/saf.htm
жизнедеятельности
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал
ОБЖ и БЖД
http://www.bezopasnost.edu66.ru
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru

Тематическое планирование 11 класс.
№п
/п

№
уро
ка

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

Тема урока, раздела

Деятельность учащихся

Коли
честв
о
часов

1 четверть (1 полугодие)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.(5ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2ч.)
Анализируют права и обязанности
Глава 1. Обеспечение личной
граждан в области пожарной
безопасности в повседневной жизни.
Пожарная безопасность. Права и
безопасности.
обязанности граждан в области
пожарной безопасности.
1
Обеспечение личной безопасности на
1
водоемах в различное время года.
Личная безопасность в различных
бытовых ситуациях. Стартовый
контроль.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
1
Глава 2 Организационные основы
Объясняют общее понятие о
системы противодействия
терроризме.
терроризму и экстремизму в РФ. НАК, Характеризуют основные виды
его предназначение, структура, задачи.
террористической деятельности
Контртеррористическая операция.
ГО в противодействии терроризму.
Составляют план своих действий
1
Правовой режим контртеррористической при угрозе возникновения теракта.
операции
Анализируют виды
террористических актов и их
характерные особенности.
Применение ВСРФ в борьбе с
1
терроризмом и международным
терроризмом.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Объясняют порядок оповещения
1
Глава 3. Нравственность и здоровье.
Правила личной гигиены.
населения и организацию его
эвакуации (в комплексе с другими
мероприятиями) Характеризуют
основные мероприятия,
проводимые в стране, по
инженерной защите населения
(укрытие людей в защитных
сооружениях гражданской
обороны)
Нравственность и здоровье.
Характеризуют особенности
1
Нравственность и ЗОЖ
индивидуального здоровья, его

Примеча
ния

духовную, физическую и
социальную составляющие
8
9

8
9

10

10

11

1

12

2

13

3

14

4

15

5

16

6

17

7

18

8

19

9

20

1

21

2

22

3

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Инфекции передаваемые половым
путем. Меры профилактики.
Семья в современном обществе.
Законодательство и семья.
2 четверть
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Первая помощь при острой сердечной
Анализируют возможные
недостаточности и инсульте.
последствия неотложных
состояний и значение
своевременного оказания первой
помощи
Первая помощь при ранениях. Правила
оказания первой помощи.
Правила остановки артериального
кровотечения.
Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата. Способы
иммобилизации и переноски
пострадавшего.
Первая помощь при черепно-мозговой
травме, травме груди, живота.
Промежуточный контроль.
Первая помощь при травмах в области
таза, при повреждении позвоночника,
спины.
Первая помощь при остановке сердца.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел 6.Основы обороны государства.
Глава 5. ВС РФ- основа обороны
государства. Основные задачи
современных ВС РФ. Международная
деятельность ВСРФ.
Глава 6. Символы воинской чести.
Боевое Знамя воинской части. Ордена и
награды. Военная форма одежды.
3 четверть. (2 полугодие)
Глава 7. Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской
обязанности. Организация и
первоначальная постановка граждан на
воинский учет. Обязанности граждан по
воинскому учету.
Обязательная и добровольная
подготовка граждан к военной службе.
Подготовка граждан по военно-учетным
специальностям.
Организация медицинского
освидетельствования и
профессиональный психологический
отбор, его предназначение.
Увольнение с военной службы и
пребывание в запасе.

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Раздел 7. Основы военной службы.
23

4

24

5

25

1

26

2

27

3

28

4

29

5

30
31
32

6
7
8

33

9

Глава 8 Особенности военной службы.
Правовые основы военной службы.
Статус военнослужащего.
Военные аспекты международного
права.
Общевоинские уставы. Устав
внутренней службы ВС РФ
Дисциплинарный устав ВС РФ.
Устав гарнизонной, комендантской и
караульной служб ВС РФ. Строевой
устав ВС РФ.
4 четверть

1

Глава 9 Военнослужащийвооруженный защитник Отечества.
Основные виды , особенности,
требования воинской деятельности.
Военнослужащий –патриот, специалист
своего дела Честь и достоинство воина
ВС РФ.
Основные обязанности
военнослужащих.
Глава 10 Ритуалы ВС РФ. Порядок
вручения Боевого знамени ВЧ, подъем и
спуск Государственного Флага РФ.
Приведения к Военной присяге,
вручение личному составу вооружения.
Глава 11 Прохождение военной
службы по призыву. Призыв, порядок
прохождения военной службы.
Итоговый контроль
Размещение и быт военнослужащих
Глава 12 Прохождение военной
службы по контракту Альтернативная
гражданская служба.
Особенности военной службы по
контракту.

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.