КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 КЛАСС
№
п/п
№
уро Тема урока, раздела
ка
Кол- При
во
меча
часов ние
1
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8-9
7-8
10
9
Характеристика деятельности
учащихся
Введение (1 ч.)
Знакомство с учебником.
Участвовать в диалоге: понимать
вопросы собеседника и отвечать на
них в соответствии с правилами
речевого общения.
Устное народное творчество (13 ч.)
Знакомство с названием
Ориентироваться в основном и
раздела. Русские народные второстепенном плане (действия,
песни.
события, герои), характеризовать
особенности поэтических и
прозаических произведений.
Докучные сказки.
Интонировать предложения на
Сочинение докучных
основе знаков препинания.
сказок.
Народные художественные Сравнивать самостоятельно
промыслы. Произведения
прочитанный текст
прикладного искусства:
(художественный, научнодымковская и хохломская
популярный, учебный) определять
игрушка.
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Русская народная сказка
Наблюдать: проводить разметку
«Сестрица Алёнушка и
текста, определять логические
братец Иванушка».
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
Русская народная сказка
Пересказывать произведение кратко
«Сестрица Алёнушка и
(сжато, с выделением основных
братец Иванушка».
сюжетных линий).
Русская народная сказка
При пересказе учитывать жанровые
«Иван царевич и серый
особенности произведения, уделять
волк».
внимание месту и времени
действия, главным и
второстепенным героям.
Русская народная сказка
Конструировать монологическое
«Иван царевич и серый
высказывание: формулировать
волк».
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить
высказывание, выбирать
выразительные средства языка.
Русская народная сказка
Анализировать особенности
«Сивка-бурка».
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
1
1
1
1
1
1
2
1
11
10
12
11
13
12
14
13
15
1
16
2
17
3
18
4
19
5
20
6
Русская народная сказка
«Сивка-бурка».
Анализировать соответствие темы
пословице; выбирать пословицу,
отражающую главную мысль
произведения.
Проверим себя и оценим Конструировать монологическое
свои достижения.
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Наши проекты
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
1
Входная
проверочная
работа. Техника чтения
1
Поэтическая тетрадь1 (9 ч.)
Знакомство с названием
Сравнивать учебный,
раздела. Русские поэты 19- художественный и научно20 века.
популярный тексты: выделять
особенности каждого,
устанавливать общие черты и
различия.
Ф. Тютчев «Листья».
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
Сочинение-миниатюра «О
Сравнивать учебный,
чём расскажут осенние
художественный и научнолистья».
популярный тексты: выделять
особенности каждого,
устанавливать общие черты и
различия.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из Анализировать особенности
окошка…».
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
И. С. Никитин «Встреча
Наблюдать: проводить разметку
зимы».
текста, определять логические
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
И.З. Суриков «Детство».
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
1
1
1
1
1
1
1
1
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
1
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
1
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Великие русские писатели (24ч.)
Знакомство с названием
Наблюдать: проводить разметку
раздела. А. Пушкин.
текста, определять логические
Подготовка сообщения
ударения, слова для выделения
«Что интересного я узнал о голосом, паузы – логические и
жизни А.С. Пушкина».
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
Наблюдать: сравнивать
произведения разных жанров.
Ориентироваться в
литературоведческих терминах,
кратко характеризовать их.
А.С. Пушкин «Уж небо
Наблюдать: сравнивать
осенью
произведения разных жанров.
дышало…». «В тот год,
Ориентироваться в
осенняя
литературоведческих терминах,
погода…»,
кратко характеризовать их.
1
4
А.С. Пушкин
«Опрятней модного
паркета».
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
1
28
5
6
30
7
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Наблюдать: проводить разметку
текста, определять логические
1
29
А. С. Пушкин «Зимнее
утро».
А. С. Пушкин «Зимний
вечер».
21
7
22
8
23
9
2425
1-2
26
3
27
И. Суриков «Зима».
Сравнение как средство
создания картины природы
в лирическом
стихотворении.
Н.А.Некрасов «Не ветер
бушует над бором…»
Обобщающий урок по
разделу: «Поэтическая
тетрадь 1». Оценка
достижений.
А. С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …».
2
1
1
1
3132
8-9
А. С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …».
33
10
34
11
35
12
А. С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …».
Сравнение народной и
литературной сказок.
Рисунки И. Билибина к
сказке. Соотнесение
рисунков с
художественным текстом.
Особенности волшебной
сказки.
И. Крылов. Подготовка
сообщения о И.А. Крылове
на основе статьи учебника,
книг о Крылове.
36
13
37
14
38
15
39
16
40
17
41
18
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
Работать с учебным текстом,
прочитанным самостоятельно:
определять его цель.
Участвовать в диалоге: понимать
вопросы собеседника и отвечать на
них в соответствии с правилами
речевого общения.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
И.А. Крылов «Мартышка и Воспринимать и различать на слух
очки»
произведения разных жанров в
исполнении учителя, учащихся,
мастеров художественного слова,
оценивать свои эмоциональные
реакции.
И.А. Крылов «Ворона и
Выразительно читать стихотворные
Лисица».
произведения по памяти.
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Сравнивать самостоятельно
Воскобойникова.
прочитанный текст
Подготовка сообщения о
(художественный, научноЛермонтове на основе
популярный, учебный) определять
статьи.
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
М.Ю. Лермонтов «Утёс»
Выразительно читать стихотворные
произведения по памяти.
М.Ю. Лермонтов «Горные
Анализировать особенности
вершины», «На севере
авторских выразительных средств,
диком стоит одиноко…».
соотносить их с жанром
произведения.
Сравнение лирического
Сравнивать самостоятельно
текста и произведения
прочитанный текст
живописи.
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42
19
Л. Толстой «Детство» (из
воспоминаний писателя).
Подготовка сообщения.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
1
43
20
Л.Н. Толстой
«Какая бывает роса на
траве?» (рассказ-описание).
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
1
44
21
Л.Н. Толстой
«Куда девается вода из
моря?». (текстрассуждение). Сравнение
текстов.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
1
45
22
Л.Н. Толстой «Акула».
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
2
46
23
Л.Н. Толстой «Прыжок».
2
47
24
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
Обобщающий урок по
Анализировать особенности
разделу: «Великие русские авторских выразительных средств,
писатели». Оценка
соотносить их с жанром
достижений.
произведения. Конструировать
монологическое высказывание:
формулировать главную мысль,
отбирать доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Литературные сказки (8 ч.)
1
48
1
4950
2-3
Знакомство с названием
раздела
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка
про храброго Зайца Длинные Уши, Косые
Глаза, Короткий Хвост».
51
4
В.Ф. Одоевский «Мороз
Иванович».
52
5
В.Ф. Одоевский «Мороз
Иванович».
53
6
В. Гаршин «Лягушкапутешественница».
54
7
В. Гаршин «Лягушкапутешественница».
55
8
Обобщающий урок по
разделу: «Литературные
сказки». Оценка
достижений.
1
Читать по ролям: выбирать
фрагмент для чтения по ролям,
распределять роли, отбирать
выразительные средства (тон, темп,
интонация), раскрывающие
особенности произведения.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
2
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
Читать по ролям: выбирать
фрагмент для чтения по ролям,
распределять роли, отбирать
выразительные средства (тон, темп,
интонация), раскрывающие
особенности произведения.
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
1
1
1
1
1
Литературная викторина
56
1
5758
2-3
Были и небылицы ( 15ч.)
Знакомство с названием
Сравнивать самостоятельно
раздела. Как пересказать
прочитанный текст
произведение с помощью
(художественный, научноплана
популярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
М. Горький «Случай с
Сравнивать самостоятельно
Евсейкой».
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
1
2
5960
4-5
М. Горький «Случай с
Евсейкой».
61
6
Итоговая проверка
техники чтения за I
полугодие
62
7
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей».
63
8
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей».
64
9
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей».
65
10
Поговорим о самом
главном. Что побеждает?
66
11
А. Куприн «Слон».
67
12
А. Куприн «Слон».
6869
1314
А. Куприн «Слон».
70
15
Обобщающий урок по
разделу: «Былинебылицы». Оценка
достижений.
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
2
1
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
1
1
1
1
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
1
1
2
1
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч.)
Знакомство с названием
Выразительно читать небольшие
раздела. Как выучить
стихотворные произведения.
стихотворение наизусть. В
мире книг
С. Чёрный «Воробей»
С. Чёрный «Что ты
Выразительно читать небольшие
тискаешь утёнка?..».
стихотворные произведения.
71
1
72
73
2
3
74
4
75
5
С. Чёрный «Слон».
А. Блок «Сны».
76
6
А. Блок «Ворона».
77
7
М.Пришвин «Моя Родина»
(В сокращении)
78
8
С. Есенин «Черёмуха».
79
9
Обобщающий урок по
разделу: «Поэтическая
тетрадь 2». Оценка
достижений.
80
1
81
2
82
3
1
1
1
1
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
1
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
1
1
1
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Люби всё живое (11 ч.)
Знакомство с названием
Наблюдать: сравнивать
раздела. В мире книг
произведения разных жанров.
Ориентироваться в
литературоведческих терминах,
кратко характеризовать их.
И. Соколов-Микитов
Характеризовать текст:
«Листопадничек».
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
1
И. Соколов-Микитов
«Листопадничек».
1
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
1
1
наизусть
83
4
В. Белов «Малька
провинилась».
84
5
В. Белов «Ещё раз про
Мальку».
85
6
В. Драгунский «Он живой
и светится…».
86
7
В. Астафьев «Капалуха».
87
8
Б. Житков «Про
обезьянку».
88
9
Б. Житков «Про
обезьянку».
89
10
Б. Житков «Про
обезьянку».
90
11
Обобщающий урок по
разделу: «Люби живое».
произведения.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Анализировать соответствие темы
пословице; выбирать пословицу,
отражающую главную мысль
произведения.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
1
1
1
1
1
1
1
1
Оценка достижений.
91
1
92
2
93
3
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Поэтическая тетрадь 3 (13 ч.)
Знакомство с разделом
Выразительно читать небольшие
учебника. Как сочинить
стихотворные произведения.
стихотворение
С. Маршак «Гроза днём»
С. Маршак «В лесу над
росистой поляной…».
1
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
1
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Выразительно читать стихотворные
произведения по памяти.
Наблюдать: проводить разметку
текста, определять логические
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
1
94
4
А. Барто «Разлука».
9596
97
5-6
А. Барто «В театре».
7
С. Михалков «Если».
98
8
М.Дружинина «Мамочкамамуля!»
Выразительно читать стихотворные
произведения по памяти.
1
99
9
Т.Бокова «Родина-слово
большое,большое!»
Выразительно читать стихотворные
произведения
1
100
10
Е. Благинина «Кукушка».
1
101
11
Е. Благинина «Котёнок».
Выразительно читать стихотворные
произведения по памяти.
Выразительно читать стихотворные
произведения по памяти.
102
12
103
13
Проект «В мире детской
поэзии»
Обобщающий урок по
разделу: «Поэтическая
тетрадь 2». Оценка
достижений.
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (13 ч.)
1
2
1
1
1
1
104- 1-2
105
Знакомство с названием
раздела. Б. Шергин
«Собирай по ягодке наберёшь кузовок».
Особенность заголовка
произведения.
106
3
М. Зощенко «Золотые
слова».
107
4
М. Зощенко «Золотые
слова».
108
5
М. Зощенко «Великие
путешественники».
109
6
М. Зощенко «Великие
путешественники».
110
7
Н. Носов «Федина задача».
111
8
Н. Носов «Федина задача».
112
9
А. П. Платонов «Цветок на
земле».
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Анализировать соответствие темы
пословице; выбирать пословицу,
отражающую главную мысль
произведения.
Анализировать соответствие темы
пословице; выбирать пословицу,
отражающую главную мысль
произведения.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
Читать по ролям: выбирать
фрагмент для чтения по ролям,
распределять роли, отбирать
выразительные средства (тон, темп,
интонация), раскрывающие
особенности произведения.
Читать по ролям: выбирать
фрагмент для чтения по ролям,
распределять роли, отбирать
выразительные средства (тон, темп,
интонация), раскрывающие
особенности произведения.
Сравнивать самостоятельно
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
2
1
1
1
1
1
1
1
113
10
А. П. Платонов «Цветок на
земле».
Наблюдать: проводить разметку
текста, определять логические
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
Характеризовать текст:
предполагать тему и содержание
текста по заголовку, иллюстрациям,
аннотации. Определять жанр, тему.
Формулировать главную мысль
текста, его частей.
1
114
11
Н. Носов «Телефон».
115
12
«Мурзилка» и «Весёлые
картинки» – самые старые
детские журналы. По
страницам журналов для
детей.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
1
116
13
Обобщающий урок по
разделу: «Собирай по
ягодке -наберёшь кузовок».
Оценка достижений.
Конструировать монологическое
высказывание: формулировать
главную мысль, отбирать
доказательства, логично и
последовательно строить текст
(высказывание), выбирать
выразительные средства языка.
Зарубежная литература (9 ч.)
Знакомство с названием
раздела
Г.Х. Андерсен «Гадкий
Анализировать особенности
утёнок».
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Г.Х. Андерсен «Гадкий
Сравнивать самостоятельно
утёнок».
прочитанный текст
(художественный, научнопопулярный, учебный) определять
особенности каждого: цель,
структура, художественные
средства.
Г.Х. Андерсен «Гадкий
Анализировать особенности
утёнок».
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
1
117
1
118
2
119
3
120
4
121
5
6
1
1
1
1
1
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утёнок».
122
1
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утёнок».
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
произведения.
Анализировать особенности
авторских выразительных средств,
соотносить их с жанром
1
123- 7-8
124
Развивающий час по теме
«Зарубежная литература».
125
Обобщающий урок по
разделу: «Зарубежная
литература». Оценка
знаний
9
произведения.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
Наблюдать: проводить разметку
текста, определять логические
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
2
1
Закрепление и обобщение пройденного за курс 3 класса (11ч)
126
1
Итоговая контрольная
работа за 3 класс.
127
128
129130
131
2
3
4-5
Проверка техники чтения.
Закрепление
Закрепление
6
Обобщающий урок за
курс 3 класса.
Составлять план текста: делить
текст на части, определять
микротемы каждой части,
озаглавливать их. Формулировать
вопрос по фрагменту текста.
1
1
1
2
Наблюдать: проводить разметку
текста, определять логические
ударения, слова для выделения
голосом, паузы – логические и
психологические с помощью
учителя и самостоятельно.
1
132- 7-8
133
Закрепление и обобщение
пройденного
2
134- 9136 11
Резерв
3