Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
Согласовано
на заседании МО
Заместитель директора по
Руководитель МО:
УР
Директор школы
Квиндт Н.Ю./____________/
____________/__________/ Л.В. Кузнецова
«_30_» августа 2023___г
Утверждаю
«_30__»__августа__2023_г.
/____________/
«30» августа_2023__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
5-9 КЛАСС
Программа
составлена
учителем ОБЖ
Никитиной
Натальей Васильевной
Даурия, 2022
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9
класса разработана на основе:
1. ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г.
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «об
утверждении ФГОС ООО» (утвержден с изменениями приказом Министерства
образования и науки РФ то 29.12.2014г. №1644)
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам-общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего образования»
4. Приказа Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014«Об утверждении
федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации.
Имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего образования»
5. Постановления об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» 189 от 29.12.2010г. (зарегистрировано в
Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
6. Рекомендуемого базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательной организации МОУ Даурской СОШ.
7. Устава МОУ Даурской СОШ.
8. Примерной программы основного общего образования и авторской программы по
«Основам безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы как инвариантной части
учебного курса.
9. Адаптивной программы для обучающихся :
6 классы- Кустов А., Наманов И., Лончиков С.;
7 классы- Лесовицкий Д., Третьякова К.;
С учётом:
1.Федерального перечня учебников;
2.Информационного письма №162 от 09.03.2016г.»Об использовании учебников,
учебно-методических комплексов, не вошедших в исключённых из Федерального
перечня учебников в образовательных организациях Забайкальского края»;
3.Программа ориентирована на использовании учебно- методического комплекта по
основам безопасности для каждого класса линии «ОБЖ» 5-9 кл. под редакцией А.Т.
Смирнов, Б. О. Хренников. М.: росвещение».2014г.
Место предмета «ОБЖ» в учебном плане.
При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить
указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана
(изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю), что предусмотрено в примерной
рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т.Смирнова , Б.О.Хренникова
Содержание учебного предмета, курса:
Содержание
Планируемые результаты
Примеч
ание
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности(75ч.)
Обеспечение личной
безопасности в
повседневной жизни.
(22ч)
Пожарная безопасность.
Безопасность на
дорогах. Безопасность в
быту. Безопасность на
водоемах. Экология и
безопасность. Опасные
ситуации социального
характера.
Ученик научится:
- классифицировать и описывать
опасные бытовые ситуации;
потенциально
- анализировать и характеризовать причины
возникновения различных опасных ситуаций в
повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров;
- формировать модель личного безопасного поведения
по соблюдению правил пожарной безопасности в
повседневной жизни;
- формировать модель личного безопасного поведения
на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя
велосипеда, по минимизации отрицательного влияния
на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
- разрабатывать план самостоятельной подготовки к
активному отдыху на природе и обеспечению
безопасности отдыха.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать
возможность
возникновения различных опасных ситуаций по их
характерным признакам.
Обеспечение
безопасности
при
активном отдыхе в
природных
условиях(20ч.)
Подготовка к активному
отдыху на природе.
Активный отдых на
природе и безопасность.
Ученик научится:
- классифицировать и характеризовать причины и
последствия опасных ситуаций в туристических
походах;
- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в
туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на
местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных
условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях;
сооружать (обустраивать) временное жилище в
автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
Дальний (внутренний) и
выездной туризм, меры
безопасности.
Ученик получит возможность научится:
Обеспечение
безопасности при
автономном
существовании человека
в природной среде.
- классифицировать и характеризовать причины и
последствия опасных ситуаций в туристических
поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в
туристических поездках;
Ученик научится:
Обеспечение
безопасности в
чрезвычайных
ситуациях природного,
техногенного и
социального
характера(33ч.) Чрезвычайные ситуации
природного характера.
Чрезвычайные ситуации
техногенного характера.
Современный комплекс
проблем безопасности
социального характера.
- классифицировать и описывать чрезвычайные
ситуации природного характера, наиболее вероятные
для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины
возникновения чрезвычайных ситуаций природного
характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного
характера с учётом особенностей обстановки в
регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в
области безопасности по правилам безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного характера;
- описывать существующую систему оповещения
населения при угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации;
- характеризовать основные мероприятия, которые
проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- анализировать мероприятия, принимаемые МЧС
России, по использованию современных технических
средств для информации населения о чрезвычайных
ситуациях;
- характеризовать эвакуацию населения как один из
основных
способов
защиты
населения
от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- различать виды эвакуации;
- составлять перечень необходимых личных предметов
на случай эвакуации;
- моделировать свои действия по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе
проживания при нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать
возможность
возникновения
чрезвычайных ситуаций природного характера по их
характерным признакам.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(23ч)
Организация
Ученик научится:
защиты населения от
чрезвычайных
ситуаций(23ч).
Правовые основы
обеспечения зашиты
населения от
чрезвычайных ситуаций.
Организационные
основы по защите
населения страны от
чрезвычайных ситуаций
мирного и военного
времени. Основные
мероприятия,
проводимые в
Российской Федерации,
по защите населения от
чрезвычайных ситуаций.
- классифицировать и описывать потенциально
опасные объекты экономики, расположенные в районе
проживания;
- классифицировать и описывать чрезвычайные
ситуации техногенного характера, наиболее вероятные
для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины и
последствия дорожно-транспортных происшествий
(ДТП), чрезвычайных ситуаций
техногенного
характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций с учётом
особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в
области безопасности по правилам безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
- характеризовать основные мероприятия, которые
проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- описывать основные задачи системы инженерных
сооружений,
которая
существует
в
районе
проживания, для защиты населения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
анализировать
систему
мониторинга
и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные
мероприятия, которые она в себя включает;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения как
совокупность первоочередных работ в зоне
чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые
проводятся при аварийно-спасательных работах в
очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые
проводятся при выполнении неотложных работ.
Ученик получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед
образовательным учреждением, по защите учащихся и
персонала от последствий чрезвычайных ситуаций
мирного времени;
- различать инженерно-технические сооружения,
которые используются в районе проживания, для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера, классифицировать их по
предназначению и защитным свойствам.
Раздел 3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
(20ч.)
1.Экстремизм и
терроризмчрезвычайные
опасности для
общества и
государства(8ч.)
Наиболее опасные
террористические акты.
Правила поведения при
возможной опасности
взрыва. Обеспечение
безопасности в случае
захвата в заложники или
похищения.
Система борьбы с
терроризмом.
Государственная
политика
противодействия
терроризму и
экстремизму.
2.Нормативноправовая база
противодействия
терроризму,
экстремизму и
наркотизму в РФ(3ч).
Содержание законов РФ
о противодействии
терроризму и
экстремистской
деятельности.
Деятельность
Федеральной службы по
контролю за оборотом
наркотиков РФ(ФСКН
России)по остановке
развития наркосистемы,
ликвидации финансовой
базы наркомафии.
3.Организационные
основы
системы
противодействия
терроризму
и
экстремизму в РФ (2ч)
4. Духовнонравственные основы
противодействия
терроризму и
экстремизму(4ч)
5. Ответственность
несовершеннолетних за
антиобщественное
поведение и за участие
Ученик научится:
- разрабатывать план безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций социального
характера с учётом особенностей обстановки в
регионе;
- характеризовать основные мероприятия, которые
проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций военного времени;
негативно
относиться
к
любым
видам
террористической и экстремистской деятельности;
- характеризовать терроризм и экстремизм как
социальное явление, представляющее серьёзную
угрозу личности, обществу и национальной
безопасности России;
- анализировать основные положения нормативноправовых актов РФ по противодействию терроризму и
экстремизму
и
обосновывать
необходимость
комплекса
мер,
принимаемых
в
РФ
по
противодействию терроризму;
- воспитывать у себя личные убеждения и качества,
которые
способствуют
формированию
антитеррористического
поведения
и
антиэкстремистского мышления;
- обосновывать значение культуры безопасности
жизнедеятельности в противодействии идеологии
терроризма и экстремизма;
- характеризовать основные меры уголовной
ответственности за участие в террористической и
экстремистской деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед
образовательным учреждением, по защите учащихся и
персонала от последствий чрезвычайных ситуаций
военного времени;
- формировать индивидуальные основы правовой
психологии для противостояния идеологии насилия;
- формировать личные убеждения, способствующие
профилактике вовлечения в террористическую
деятельность;
- формировать
индивидуальные
качества,
способствующие противодействию экстремизму и
терроризму;
- использовать знания о социальных нормах и
законодательстве
для
выработки
осознанного
негативного отношения к любым видам нарушений
общественного порядка, а также к любым видам
экстремистской и террористической деятельности.
в террористической и
экстремистской
деятельности(1ч)
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
Раздел 4, Основы здорового образа жизни(35ч)
Здоровый
образ
Ученик научится:
жизни
и
его
- характеризовать здоровый образ жизни и его
составляющие(21ч)
Основные понятия о основные составляющие как индивидуальную систему
здоровье и здоровом поведения человека в повседневной жизни,
образе жизни. Составля- обеспечивающую совершенствование его физических
ющие здорового образа качеств;
жизни.
- использовать знания о здоровье и здоровом образе
Факторы,
жизни как средство физического совершенствования;
разрушающие
- анализировать состояние личного здоровья и
здоровье(11ч).
принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы
Вредные привычки и их
и правила здорового образа жизни для сохранения и
влияние на здоровье.
укрепления личного здоровья.
Ранние половые связи и
их
отрицательные Ученик получит возможность научиться:
последствия
для - использовать здоровье сберегающие технологии
здоровья человека.
(совокупность методов и процессов) для сохранения и
укрепления индивидуального здоровья, в том числе
его физической и социальной составляющих.
Правовые аспекты
взаимоотношения
полов(3ч). Семья в
современном обществе.
Ученик научится:
-анализировать основные демографические процессы
в Российской Федерации;
- описывать и комментировать основы семейного
законодательства в Российской Федерации;
- объяснить роль семьи в жизни личности и общества,
значение семьи для обеспечения демографической
безопасности государства.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать
возможность
возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным
признакам.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание
первой Ученик научится:
медицинской
помощи(1ч).
Первая - характеризовать предназначение первой помощи
медицинская помощь и пострадавшим;
правила ее оказания.
- классифицировать средства, используемые при
Первая
оказании первой помощи;
медицинская помощь - соблюдать последовательность действий при
при неотложных состо- оказании
первой
помощи
при
различных
яниях(20ч).
повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся
Правила оказания в быту;
первой
медицинской
помощи
при
неотложных состояниях.
Первая медицинская
помощь при массовых
поражениях(1ч).
Комплекс простейших
мероприятий по
оказанию первой
медицинской помощи
при массовых
поражениях.
- определять последовательность оказания первой
помощи и различать её средства в конкретных
ситуациях.
- анализировать состояние своего здоровья;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой
помощи;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных
путей;
- оказывать первую помощь при наружном и
внутреннем кровотечении;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при переломах
Ученик получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам
оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто
встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Предметные результаты:
Выпускник 5-9 класса научится:
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
для личности, общества и государства;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
Выпускник 5-9 класса получит возможность научится:
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной);
- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- уважение к истории культуры своего Отечества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха.
Познавательные:
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные:
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№п/
п
№
уро
ка
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
Тема урока, раздела
Деятельность учащихся
Ко
ли
чес
тво
час
ов
1 четверть
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.(22ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15ч.)
Сравнивают особенности жизнеобеспечения
Человек, среда его
5ч.
городского и сельского жилища и возможные
обитания,
опасные и аварийные ситуации.
безопасность
человека.
Город как среда
1
обитания
Жилище человека,
Анализируют инструкции пользователя
1
особенности
электрических и электронных приборов.
жизнеобеспечения
Изучают меры безопасности в быту. Находить
жилища.
информацию об экологической обстановке в
Стартовый контроль. местах проживания и возможных опасных
ситуациях в области экологии.
Особенности
Сравнивают особенности природных условий
1
природных условий в
города и села. Исследование экологической
городе
обстановки населенного пункта проживания.
Изучают состояние водоёмов в различное
время года.
Взаимоотношения
Определяют наиболее безопасный маршрут
1
людей, проживающих при следовании в школу. Вырабатывают план
в городе, и
действия общения с незнакомыми людьми и в
безопасность
криминогенных ситуациях.
Безопасность в
Определяют наиболее эффективный способ
1
повседневной жизни
предотвращение опасных ситуаций в быту.
Прим
ечани
я
6
6
Опасные ситуации
техногенного
характера.
Дорожное движение,
безопасность
участников дорожного
движения
Пешеход.
Безопасность
пешехода.
Пассажир.
Безопасность
пассажира
7
7
8
8
9
1
Водитель
Дорожные знаки.
10
2
11
3
12
4
Пожарная
безопасность.
Безопасное поведение
в бытовых условиях
Опасные ситуации
природного
характера.
Погодные условия и
безопасность человека
13
5
Безопасность на
водоёмах
14
6
Чрезвычайные
ситуации природного
и техногенного
характера.
Чрезвычайные
ситуации природного
характера
Промежуточный
контроль
15
7
Характеризуют причины дорожноготранспортных происшествий, организацию
дорожного движения и правила безопасного
поведения участников дорожного движения.
6ч.
1
Запоминают правила безопасного поведения
на дорогах
1
Характеризуют причины дорожноготранспортных происшествий, организацию
дорожного движения и правила безопасного
поведения в общественном транспорте.
1
2 четверть
Запоминают знаки дорожного движения и
применяют их на практике при езде на
велосипеде.
Характеризуют права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности в быту.
Запоминают правила безопасного поведения в
опасных ситуациях.
Характеризуют основные опасные погодные
условия в местах своего проживания и их
последствия.
Различают меры безопасного поведения в
условиях опасных погодных явлений (ветер,
лёд, гололёд)
Различают состояние водоёмов в различное
время года.
Объясняют правила поведения на водоёмах.
Применяют правила само- и взаимопомощи
потерпевшим бедствия на воде.
Различают чрезвычайные ситуации по
причинам их возникновения.
1
1
1
2ч
1
1
2ч.
1
Характеризуют права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности в быту.
Различают меры безопасного поведения в
условиях опасных погодных явлений.
Характеризуют причины дорожноготранспортных происшествий, организацию
дорожного движения и правила безопасного
поведения участников дорожного движения.
1
Чрезвычайные
Анализируют правила своего возможного
1
ситуации техногенного поведения в случае возникновения той или
характера
иной чрезвычайной ситуации.
3 четверть
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федераци.(7ч)
17
1
Характеризуют основные виды
Опасные ситуации
3ч.
антиобщественного поведения.
социального
характера
антиобщественное
1
поведение.
16
8
Антиобщественное
поведение и его
опасность.
Обеспечение личной
безопасности дома.
18
2
19
3
Обеспечение личной
безопасности на улице
20
4
Экстремизм и
терроризм –
чрезвычайные
опасности для
общества и
государства.
Экстремизм и
терроризм: основные
понятия и причины их
возникновения.
Виды экстремистской
и террористической
деятельности.
21
5
22
6
23
7
24
8
25
9
26
10
27
1
Виды
террористических
актов и их последствия
Распознают признаки возникновения опасной
ситуации дома и на улице
1
Составляют правила собственного безопасного
поведения. Распознают признаки
возникновения опасной ситуации дома и на
улице.
Объясняют общие понятия об экстремизме.
Характеризуют основные виды
террористической деятельности
1
4ч.
1
Составляют план своих действий при угрозе
возникновения теракта.
Анализируют виды террористических актов и
их характерные особенности.
Формулируют свои правила поведения, чтоб
не стать правонарушителями и записывают их
в дневник безопасности
1
1
Ответственность
Характеризуют ответственность
1
несовершеннолетних
несовершеннолетних за антиобщественное
за антиобщественное
поведение
поведение и участие в
террористической
деятельности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни(13ч.)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5ч.)
Объясняют основные положения о здоровом
Возрастные
3ч.
образе жизни.
особенности
развития человека и
здоровый образ
жизни
О здоровом образе
1
жизни.
Двигательная
Распознают виды двигательной активности и
1
активность
закаливания.
закаливание организма
-необходимые условия
укрепления здоровья
Рациональное питание. Характеризуют сущность рационального
1
Гигиена питания
питания.
Факторы ,
разрушающие
здоровье.
Вредные привычки и
их влияние на
здоровье
4 четверть
Объясняют пагубность влияния вредных
привычек на здоровье школьника, на его
умственные и физические способности.
2ч.
1
28
2
2930
3-4
31
5
3233
6-7
34
8
35
9
Здоровый образ жизни Вырабатывают отрицательное отношение к
и профилактика
курению и употреблению алкоголя
вредных привычек.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (6ч.)
Характеризуют предназначение и общие
Первая помощь и
правила оказания первой помощи.
правила её оказания
Первая помощь при
различных видах
повреждений
Оказание первой
Вырабатывают практические навыки по
помощи при ушибах,
оказанию первой помощи при ушибах и
ссадинах
ссадинах
Первая помощь при
Вырабатывают практические навыки по
отравлениях
оказанию первой помощи при отравления
никотином и угарным газом.
Объясняют основные положения о здоровом
Итоговый контроль
образе жизни. Анализируют виды
террористических актов и их характерные
особенности
Практика
Вырабатывают практические навыки по
оказанию первой помощи.
1
6ч.
2
1
2
1
1
Тематическое планирование 6 класс.
№п/
п
№
уро
ка
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
Тема урока, раздела
Деятельность учащихся
Ко
ли
чес
тво
час
ов
1 четверть
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства(25ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25ч.)
Различать виды активного отдыха в
Подготовка к
6ч.
активному отдыху на природных условиях и возможные опасные
ситуации, возникающие в природных
природе.
Природа и человек.
условиях. Определять своё местонахождение
1
Стартовый контроль. Тренировать навыки ориентирования на
1
Ориентирование на
местности. Ориентироваться на местности;
местности.
определять стороны горизонта на местности
по местным признакам.
Определение своего
Находить местные предметы, которые могут
1
местонахождения и
служить ориентирами для определения своего
направления движения местонахождения.
на местности.
Уметь ориентироваться с помощью карты и
компаса; ориентироваться по местным
признакам.
Подготовка к выходу
Выбирать маршрут похода, работать по
1
на природу.
топографической карте.
Определение места
Правильно выбрать место для бивака и костра. 1
для бивака и
Разводить костёр и приготовить пищу в
организация бивачных походе.
работ.
Определение
Запомнить лекарства для чего и как они
1
необходимого
применяются.
снаряжения для
Подбирать обувь и одежду для различных
похода.
походов правильно и самостоятельно.
Прим
ечани
я
7
8
7
8
Активный отдых на
природе и
безопасность.
Общие правила
безопасности во время
активного отдыха на
природе.
Запомнить и строго соблюдать правила
движения походной группы, грамотно
преодолевать препятствия.
Подготовка и
проведение пеших
походов на равнинной
и горной местности.
Сравнивают основные меры безопасности при
пеших походах на равнинной и горной
местности.
5ч.
1
1
2 четверть
9
1
Подготовка и
проведение лыжных
походов.
Запомнить и применять элементы подготовки
туриста-лыжника;
подобрать для себя лыжное оборудование.
Объясняют какие факторы необходимо
учитывать при подготовке к лыжному походу.
1
10
2
3
12
4
Характеризуют основные особенности
подготовки к водному туризму. Пользоваться
спасательными средствами на воде.
Объясняют, какие существуют возрастные
ограничения для юных велосипедистов.
Объясняют особенности подготовки к
велосипедному туризму. Соблюдать
распорядок дня велотуристов; распределять
правильно свои силы для дальнейшего
передвижения.
Анализируют основные факторы,
оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме.
Сравнивать дальний и выездной туризм их
различия в подготовке.
Адаптироваться к новым климатическим
условиям.
1
11
Водные походы и
обеспечение
безопасности на воде.
Велосипедные походы
и безопасность
туристов.
Различают факторы, которые способствуют
быстрой акклиматизации человека в
различных климатических условиях. Отличать
особенности акклиматизации в холодном и
жарком климате их воздействие на организм
человека.
Избегать теплового и солнечного удара.
Классифицировать особенности
акклиматизации в горной местности.
Оказывать первую медицинскую помощь при
горной болезни.
1
13
5
14
6
Дальний
(внутренний) и
выездной туризм и
меры безопасности.
Основные факторы,
оказывающие влияние
на безопасность
человека в
дальнем(внутреннем)
и выездном туризме.
Акклиматизация
человека в различных
климатических
условиях.
Акклиматизация в
горной местности.
1
6ч.
1
1
15
7
16
8
17
1
18
2
19
3
20
4
21
5
22
6
23
7
24
8
25
9
Промежуточный
контроль.
Обеспечение личной
безопасности при
следовании к местам
отдыха наземными
видами транспорта
Обеспечение личной
безопасности на
водном транспорте.
Обеспечение личной
безопасности на
воздушном
транспорте.
Обеспечение
безопасности при
автономном
существовании
человека в
природной среде.
Автономное
существование
человека в природе.
Добровольная
автономия человека в
природной среде.
Вынужденная
автономия человека в
природной среде.
Анализируют порядок обеспечения личной
безопасности при следовании к местам отдыха
различными видами транспорта. Запомнить
правила поведения на всех видах транспорта,
соблюдать правила личной безопасности.
1
Составляют план своих действий при
возникновении опасных ситуаций, которые
могут возникнуть при следовании речным или
морским судном.
3 четверть
Характеризуют средства безопасности,
имеющиеся на борту самолёта, и запоминают
как пользоваться средствами безопасности.
1
Характеризуют виды автономного
существования человека в природной среде.
Оказать себе помощь медицинскую в
автономном существовании, ориентироваться,
приготовить пищу, устроить ночлег.
4ч.
1
1
Распознавать виды добровольной автономии.
Уметь ставить цели добровольной автономии
1
Анализируют обстоятельства, при которых
человек может попасть в условия
вынужденной автономии в природной среде.
Знать последовательность действий при
вынужденной автономии.
Уметь побороть чувство страха, паники.
Обеспечение
Дают оценку действиям людей, попавших в
жизнедеятельности
экстремальные условия в природной среде.
человека в природной
Запомнить международные сигналы бедствия,
среде при автономном способы подачи добывания огня.
существовании.
Уметь подавать сигналы бедствия.
Характеризуют опасные погодные явления,
Опасные ситуации в
природных условиях. случающиеся в своём регионе, и анализируют
Опасные погодные
их последствия. Распознавать признаки
условия.
ухудшения погоды.
Умело укрыться во время грозы.
Обеспечение
Моделировать выполнение правил
безопасности при
безопасности при различных опасных
встрече с дикими
погодных явлениях. Запоминают диких
животными в
животных и насекомых, обитающих в регионе
природных условиях.
проживания учащихся. Объясняют какую
опасность эти животные представляют при
встречи с ними.
Укусы насекомых и
Сравнивают меры профилактики, которые
защита от них.
могут понадобиться при встрече с опасными
дикими животными и насекомыми.
Клещевой энцефалит и Объясняют меры профилактики клещевого
его профилактика.
энцефалита.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4ч).
1
1
4ч.
1
1
1
1
26
10
Первая помощь при
неотложных
состояниях.
Личная гигиена и
оказание первой
помощи при травмах.
Характеризуют основные правила личной
гигиены, которые необходимо соблюдать в
походной жизни.
1
4 четверть
Вырабатывают в паре навыки в оказании
первой помощи в походе: при травмах, при
тепловом и солнечном ударах.
Вырабатывают в паре навыки в оказании
первой помощи в походе: при травмах, при
тепловом и солнечном ударах.
27
1
Оказание первой
помощи при травмах.
28
2
29
3
30
4
Оказание первой
помощи при тепловом
и солнечном ударе,
отморожение и ожоге.
Оказание первой
Сравнивают порядок по оказанию первой
помощи при укусах
помощи при укусах змей и насекомых.
змей и насекомых.
Раздел 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.(6ч)
Классифицировать знания об основных
Здоровье человека и
факторах, разрушающих здоровье (вредные
факторы, на него
привычки, ранние половые связи); о
влияющие.
Здоровый образ жизни последствиях для здоровья человека вредных
и профилактика
привычек и ранних половых связях.
утомления.
Определить признаки утомления, бороться с
утомлением,
распределять умственную и физическую
нагрузку.
Компьютер и его
Характеризуют влияние основных
влияние на здоровье.
неблагоприятных факторов окружающей
среды на здоровье человека. Выполнять ряд
упражнений «Гимнастика за компьютером».
Влияние
Анализировать собственные поступки,
неблагоприятной
негативно влияющие на здоровье, и
окружающей среды на формировать индивидуальную систему
здоровье человека.
здорового образа жизни (режим дня,
программу закаливания, питания,
взаимоотношений с окружающими.)
Классифицировать загрязнители воздуха,
почвы, воды в своём населённом пункте и их
влияние на организм человека;
бережно относиться к окружающей среде.
Влияние социальной
Различать обязанности и права
среды на развитие и
несовершеннолетних. Характеризуют как
здоровье человека.
социальная среда влияет на развитие человека.
Умело выбирать себе компанию сверстников
для общения.
Влияние наркотиков и Характеризовать ситуации, потенциально
других психоактивных опасные для здоровья. Знать что употребление,
веществ на здоровье
изготовление, распространение, хранение
человека.
наркотических веществ рассматривается как
уголовное преступление.
Итоговый контроль.
Профилактика
Классифицировать правила соблюдения норм
употребления
здорового образа жизни и профилактику
наркотиков и других
вредных привычек Заботиться и сохранять
психоактивных
своё здоровье.
веществ.
Запомнить правила «Нет-наркотикам».
Воспитывать свою силу воли, уметь
противостоять вредным привычкам.
31
5
32
6
33
7
34
8
35
9
4ч.
1
1
1
6ч.
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 7 класс
№п/п
1
2
№
уро
ка
Тема урока,
раздела
Деятельность учащихся
Количе
ство
часов
Примеча
ния
1 четверть
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства(26ч.)
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Р.Ф. от чрезвычайных
ситуаций(24ч.)
1
Различают природные явления
3ч.
Общие понятия об
(геологического, метеорологического,
опасных и
биологического происхождения) которые
чрезвычайных
влияют на безопасность человека.
ситуациях
Учитывают меры безопасности.
природного
характера.
Различные
природные явления
1
и причины их
возникновения.
2
Стартовый
Характеризуют и анализируют основные
контроль.
группы природных явлений по
1
Общая
происхождению.
характеристика
Классифицируют природные явления.
природных явлений
3
3
4
4
Опасные и
чрезвычайные
ситуации
природного
характера
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения.
Землетрясение.
Объясняют понятия опасной и чс .
Анализируют ее сходство и различия.
Классифицируют чс по мере
возникновения и последствиям.
1
Характеризуют чс геологического
происхождения (землетрясения,
извержение вулканов, оползни и обвалы).
Объясняют причины возникновения чс
геологического происхождения.
6ч.
Причины
возникновения
землетрясения и его
возможные
последствия.
Сопоставляют возможные последствия
чс.
Моделируют выполнение правил
безопасного поведения при чс
геологического происхождения,
характерных для региона проживания
учащихся.
Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в РФ, по защите населения
от чс природного характера.
1
Моделируют действия населения по
сигналам оповещения о чс природного
характера.
1
Объясняют правила оповещения и
эвакуации населения в условиях чс.
Природного характера.
1
5
5
Защита населения
от последствий
землетрясений.
6
6
7
7
8
8
Правила
безопасного
поведения
населения при
землетрясении.
Расположение
вулканов на Земле,
извержение
вулканов.
Последствия
извержения
вулканов. Защита
населения
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
Оползни, их
последствия, защита
населения.
Чрезвычайные
ситуации
метеорологическог
о происхождения.
Ураганы и бури,
причины их
возникновения,
возможные
последствия.
Защита населения
от последствий
ураганов и бурь.
Смерчи.
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения.
Наводнения. Виды
наводнений и их
причины.
Защита населения
от последствий
наводнений.
Промежуточный
контроль.
Рекомендации
населению по
действиям при
2 четверть
Анализируют причины возникновения
оползней, последствия от оползней.
Уметь умело покинуть зону оползней.
Характеризуют признаки надвигающегося
стихийного явления метеорологического
происхождения.
1
1
3ч.
1
Объясняют причины возникновения чс
метеорологического происхождения.
1
Характеризуют признаки надвигающегося
смерча
Умело найти укрытие от смерча.
Характеризуют причины возникновения
наводнений. Защитить имущество от
наводнения. Классифицируют чс по мере
их возникновения и последствиям
1
8ч.
1
Объясняют и характеризуют причины
возникновения чс гидрологического
происхождения (наводнения, цунами,
сели , снежные лавина)
Оказать медицинскую помощь
пострадавшим. Соблюдать правила
эвакуации при наводнении.
1
1
угрозе и во время
наводнения.
Сели и их
характеристика
16
8
17
1
Защита населения
от селевых потоков.
18
2
Цунами и их
характеристика.
19
3
Защита населения
от цунами
20
4
Снежные лавины.
21
5
Чрезвычайные
ситуации биологосоциального
происхождения.
Лесные и торфяные
пожары и их
характеристика.
Профилактика
лесных и торфяных
пожаров, защита
населения.
22
6
23
7
24
8
25
9
26
10
Характеризовать правила поведения во
время селевых потоков.
3 четверть
Моделируют в паре выполнение правил
безопасного поведения при чс
гидрологического происхождения,
характерных для региона проживания.
Характеризовать признаки
приближающейся цунами
Уметь наблюдать за поведением
животных.
Моделируют выполнение правил
безопасного поведения при чс
гидрологического происхождения.
Составляют план личной безопасности
при возникновении снежной лавины.
Характеризуют причины возникновения
лесных и торфяных пожаров.
Предотвращать лесные пожары.
Сопоставлять возможные последствия чс.
1
1
1
1
1
4ч
1
Сравнивают и анализируют способы
1
тушения. Характеризуют меры пожарной
безопасности, которые необходимо
соблюдать в лесу в зависимости от
условий погоды и цели похода.
Инфекционная
Характеризуют инфекционные болезни;
1
заболеваемость
инкубационный период;
людей и защита
противоэпидемические мероприятия и
населения.
защиту населения.
Эпизоотии и
Характеризуют инфекционные болезни
1
эпифитотии
животных; противоэпизоотические и
противоэпифитотические мероприятия.
Раздел3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.(2ч.)
Моделировать собственное поведение с
2ч
Духовноцелью противодействия вовлечению в
нравственные
террористическую и экстремистскую
основы
деятельность. Анализировать влияние
противодействия
уровня культуры в области безопасности
терроризму и
жизнедеятельности на формирование
экстремизму.
Терроризм и
антитеррористического поведения.
1
опасность
вовлечения
подростка в
террористическую и
экстремистскую
деятельность.
Роль нравственных
Анализировать и обсуждать
1
позиций и личных
эффективность мероприятий, проводимых
качеств подростка в в РФ , по борьбе с терроризмом и
формировании
экстремизмом.
антитеррористическ
ого поведения.
4 четверть
Модуль2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(7ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни(3ч.)
27
1
Здоровый образ
жизни и его
значение для
гармоничного
развития человека.
Психологическая
уравновешенность
Описывать особенности физического,
психического, социального развития
человека. Характеризовать составляющие
здорового образа жизни. Овладеть
приёмами позитивных взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками, обществом.
3ч.
Анализировать состояние своего
здоровья. Характеризовать влияние
стресса на человека.
Уметь контролировать свои эмоции.
Соблюдать правила личной гигиены,
анализировать свои поступки, негативно
влияющие на здоровье, и формировать
индивидуальную систему ЗОЖ.
1
Оказания первой
медицинской
помощи при
наружном
кровотечении
Оказание первой
медицинской
помощи при ушибах
и переломах
Владеть основными приёмами оказания
первой помощи. Уметь оказывать первую
медицинскую помощь при наружном
кровотечении.
1
Отрабатывать приёмы оказания первой
помощи при неотложных состояниях.
1
Итоговый
контроль.
Общие правила
транспортировки
пострадавшего
Практика.
Оценивать, анализировать, полученные
знания в течении учебного года.
Владеть основными приёмами
транспортировки пострадавшего.
1
Накладывать повязки, оказывать первую
помощь при отравлениях, ссадинах,
ушибах, порезах.
1
1
28
2
Стресс и его
влияние на человека
29
3
30
4
Анатомо1
физиологические
особенности
человека в
подростковом
возрасте.
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи(4ч.)
Характеризовать общие правила оказания 4ч.
Первая помощь
первой помощи. Анализировать
при неотложных
состояниях. Общие
возможные последствий различных
правила оказания
повреждений и травм. Учиться применять 1
первой помощи
правила оказания первой помощи при
различных видах повреждений.
31
5
32
6
33
7
34
8
35
9
1
Тематическое планирование 8класс.
№п/
п
1
2
3
№
уро
ка
Тема урока,
раздела
Деятельность учащихся
Кол
ичес
тво
часо
в
1 четверть
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.(23ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16ч.)
1
Анализируют причины возникновения
3ч.
Пожарная
пожаров в жилых и общественных
безопасность.
Пожары в жилых и
зданиях.
общественных
зданиях, их
1
причины и
последствия.
2
Запоминают права и обязанности граждан
Стартовый
в области пожарной безопасности в быту. 1
контроль.
Профилактика
пожаров в
повседневной
жизни и
организация защиты
населения
3
Права, обязанности Выбирают правильный алгоритм
1
и ответственность
безопасного поведения при пожаре, в том
граждан в области
числе наиболее эффективные способы
пожарной
предотвращения возгорания, оказания
безопасности.
помощи младшим, престарелым.
Обеспечение
личной
безопасности при
пожарах.
Приме
чания
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
Безопасность на
дорогах.
Причины дорожнотранспортных
происшествий и
травматизма людей.
Организация
дорожного
движения,
обязанности
пешеходов и
пассажиров.
Велосипедистводитель
транспортного
средства.
Безопасность на
водоёмах.
Безопасное
поведение на
водоёмах в
различных
условиях.
Безопасный отдых
на водоёмах.
Оказание помощи
терпящим бедствие
на воде.
Экология и
безопасность.
Загрязнение
окружающей среды
и здоровье
человека.
Правила
безопасного
поведения при
неблагоприятной
экологической
обстановке.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера и их
возможные
последствия.
Классификация ч.с.
техногенного
характера.
Аварии на
радиационноопасных объектах и
их возможные
последствия.
Анализируют причины ДТП.
3
1
Повторяют правила дорожного движения,
запоминают дорожные знаки.
1
Запоминают правильные алгоритмы
безопасного поведения на дорогах
пешехода, пассажира, водителя
велосипеда.
Характеризуют состояние водоемов в
различное время года. Объясняют
правила безопасного поведения. На
водоёмах.
1
Объясняют правила безопасного
поведения на воде. Сравнивают способы
обеззараживания воды.
2 четверть
Отрабатывают в паре правила само- и
взаимопомощи терпящим бедствие на
воде.
Ищут в Интернете информацию об
экологической обстановке в местах
проживания. Анализируют состояние
окружающей среды.
3
1
1
1
1
Запоминают приёмы по защите личного
здоровья в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
1
Характеризуют причины возникновения
чс техногенного характера и их
возможные последствия по масштабу
распространения. Различают чс
техногенного характера в соответствии с
их классификацией.
5
Составляют алгоритм своего поведения
во время характерной чс техногенного
характера, возможной в регионе своего
проживания.
1
1
14
6
Аварии на
химически опасных
объектах и их
возможные
последствия.
Составляют алгоритм своего поведения
во время характерной чс техногенного
характера, возможной в регионе своего
проживания.
1
15
7
Промежуточный
контроль.
Пожары и взрывы
на взрывоопасных
объектах экономики
и их последствия.
Аварии на
гидротехнических
сооружениях и их
последствия.
Анализируют расположение
потенциально опасных объектов в районе
проживания и степень исходящих от них
опасностей.
1
Составляют алгоритм своего поведения
1
во время характерной чс техногенного
характера, возможной в регионе своего
проживания.
3 четверть
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7ч)
17
1
Характеризуют основные мероприятия,
4
Обеспечение
защиты населения проводимые в РФ, по обеспечению
радиационной безопасности населения,
от чс .
Обеспечение
его химической защите и защите от
1
радиационной
последствий аварий на взрывоопасных
безопасности
объектах и гидротехнических
населения.
сооружениях.
18
2
Обеспечение
Анализируют рекомендации
1
химической защиты специалистов по правилам безопасного
населения.
поведения в чс ситуациях техногенного
характера.
19
3
Обеспечения
Отрабатывают в парах правила
1
защиты населения
безопасного поведения в условиях
от последствий
различных чс ситуации техногенного
аварий на
характера.
взрывопожароопасн
ых объектах.
20
4
Обеспечение
Анализируют рекомендации
1
защиты населения
специалистов по правилам безопасного
от последствий
поведения в чс ситуациях техногенного
аварий на
характера
гидротехнических
сооружениях.
21
5
Объясняют порядок оповещения
3
Организация
населения
и
организацию
его
эвакуации
защиты населения
от чс техногенного (в комплексе с другими мероприятиями)
характера.
Организация
1
оповещения
населения о чс
техногенного
характера.
22
6
Эвакуация
Характеризуют основные мероприятия,
1
населения
проводимые в стране, по инженерной
защите населения (укрытие людей в
защитных сооружениях гражданской
обороны)
23
7
Мероприятия по
Характеризуют основные мероприятия,
1
инженерной защите проводимые в стране, по инженерной
населения от чс
защите населения (укрытие людей в
16
8
техногенного
защитных сооружениях гражданской
характера.
обороны)
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни(12ч.)
Раздел 4.Основы здорового образа жизни(8ч)
24
8
Характеризуют особенности
8
Здоровый образ
индивидуального здоровья, его духовную,
жизни и его
составляющие(8ч). физическую и социальную составляющие.
Здоровье как
1
основная ценность
человека.
25
9
Индивидуальное
Характеризуют особенности
1
здоровье человека,
индивидуального здоровья, его духовную,
его физическая,
физическую и социальную составляющие.
духовная,
социальная
сущность.
26
10
Репродуктивное
Объясняют общие понятия о
1
здоровьерепродуктивном здоровье как общей
составляющая
составляющей здоровья человека и
здоровья человека и общества.
общества.
4 четверть
27
1
Здоровый образ
Обосновывают значение здорового образа 1
жизни как
жизни для сохранения и укрепления
необходимое
здоровья человека и общества.
сохранение и
укрепление
здоровья человека и
общества.
28
2
Здоровый образ
Анализируют собственные поступки и их 1
жизни и
влияние на личное благополучие.
профилактика
Формулируют правила соблюдения норм
основных
здорового образа жизни для
неинфекционных
профилактики неинфекционных
заболеваний.
заболеваний и вредных привычек
29
3
Вредные привычки
Формулируют правила соблюдения норм
1
и их влияние на
здорового образа жизни для
здоровье.
профилактики неинфекционных
заболеваний и вредных привычек.
30
4
Профилактика
Формулируют кратко своё понимание
1
вредных привычек.
здоровья человека и указывают критерии,
по которым можно оценить его уровень.
31
5
Здоровый образ
По итогам изучения раздела «Основы
1
жизни и
здорового образа жизни» пишут реферат
безопасность
на одну из тем предложенных в учебнике.
жизнедеятельности.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(4ч)
32
6
Анализируют возможные последствия
4
Первая помощь
неотложных состояний и значение
при неотложных
своевременного оказания первой помощи. 1
состояниях.
Первая помощь
пострадавшим и её
значение.
33
7
Первая помощь при Отрабатывают в паре приёмы оказания
1
отравлениях
первой помощи при отравлениях АХОВ,
аварийнопри травмах, при утоплении.
химически
опасными
веществами
34
8
35
9
(практическое
занятие)
Итоговый
контроль.
Первая помощь при
травмах.
(практическое
занятие)
Первая помощь при
утоплении
(практическое
занятие)
По итогам изучения раздела «Основы
медицинских знаний и оказание первой
помощи» пишут реферат на одну из тем,
предложенных в учебнике.
1
Отрабатывают в паре приёмы оказания
первой помощи при отравлениях АХОВ,
при травмах, при утоплении
1
Тематическое планирование 9 класс.
№п/
п
№
уро
ка
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
Тема урока, раздела
Деятельность учащихся
Коли
честв
о
часов
1 четверть
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.(23ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8ч.)
Знакомиться с правовыми
1
Национальная безопасность России в
современном мире. Современный мир и основами обеспечения
Россия.
защиты населения страны от
чс , с основными
мероприятиями,
проводимыми в РФ, по
защите населения от чс.
Стартовый контроль. Национальные
Решать ситуационные
1
интересы России в современно мире.
задачи по правила
безопасного поведения в чс.
Основные угрозы национальным
Различать основные угрозы
1
интересам и безопасности России.
национальным интересам и
безопасности России.
Влияние культуры безопасности
1
жизнедеятельности населения на
национальную безопасность.
Объясняют понятия опасной 1
ЧС мирного и военного времени и
национальная безопасность России. Чс и чс . Анализируют ее
и их классификации.
сходство и различия.
Классифицируют чс по мере 1
Чс природного характера и их
возникновения и
последствия.
последствиям.
При
меча
ния
7
7
8
8
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
1
18
2
ЧС техногенного характера и их
причины.
Угроза военной безопасности России.
Составляют алгоритм своего
поведения во время
характерной чс техногенного
характера, возможной в
регионе своего проживания
2 четверть
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС.(7ч.)
Различать организационные
Организационные основы по защите
основы по защите населения
населения страны от ч.с мирного и
от чс в РФ.
военного времени.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации ч.с.
(РСЧС)
Гражданская оборона как составная
Определять правила
часть национальной безопасности и
оповещения и эвакуации
обороноспособности страны.
населения и правила
использования средств
МЧС России- федеральный орган
управления в области защиты населения защиты.
и территорий от чс..
Знакомиться с
Основные мероприятия, проводимые
организационными
в РФ, по защите населения от чс
основами населения от чс
мирного и военного времени.
Мониторинг и прогнозирование чс.
мирного и военного
времени. Прогнозирование.
Инженерная защита населения и
Характеризуют основные
территорий от чс.
мероприятия, проводимые в
стране, по инженерной
защите населения (укрытие
людей в защитных
сооружениях гражданской
обороны)
Промежуточный контроль.
Отработать действия по
Оповещение и эвакуация населения в
сигналам оповещения о
условиях чс
возникновении чс.
Аварийно-спасательные и другие
Характеризуют основные
неотложные работы в очагах поражения аварийно-спасательные
мероприятия в очагах
поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ.(8ч)
Моделировать собственное
Общие понятия о терроризме и
экстремизме(2ч).
поведение с целью
Международный терроризм-угроза
противодействия
национальной безопасности России .
вовлечению в
террористическую и
экстремистскую
деятельность.
Анализировать влияние
уровня культуры в области
безопасности
жизнедеятельности на
формирование
антитеррористического
поведения
3 четверть.
Виды террористической деятельности и
Знать основные проявления
террористических актов, их цели и
и опасности терроризма
способы осуществления.
Характеризовать
Нормативно-правовая база
законодательную и
противодействия терроризму и
нормативно-правовую базу
экстремизму в РФ.(2ч.)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
3
20
4
21
5
22
6
23
7
24
8
25
9
26
10
27
1
28
2
29
3
Основные нормативно-правовые акты
по противодействию терроризму и
экстремизму
Общегосударственное противодействие
терроризму.
по организации борьбы с
терроризма.
Характеризовать
государственную политику
противодействия
наркотизму.
Нормативно-правовая база
Характеризовать
1
противодействия наркотизму.
государственную политику
противодействия
наркотизму.
Анализировать и обсуждать
1
Организационные основы
эффективность
противодействия терроризму и
мероприятий, проводимых в
наркотизму в РФ.(2ч)
Организационные основы
РФ , по борьбе с
противодействия терроризму в РФ
терроризмом и наркотизмом.
Организационные основы
Объяснять последствия
1
противодействия наркотизму в РФ.
наркомании и ее влияние на
национальную безопасность
России.
1
Обеспечение личной безопасности при Вырабатывать варианты
своего поведения при угрозе
угрозе теракта и профилактика
наркозависимости. (2ч)
возникновения теракта.
Правила поведения при угрозе
Анализировать возможные
террористического акт.
последствия.
Профилактика наркозависимости.
Анализировать возможные
1
последствия
наркозависимости.
Модуль2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(8ч.)
Раздел4. Основы здорового образа жизни.(6ч.)
Здоровье человека как индивидуальная,
Описывать особенности
1
так и общественная ценность.
физического, психического,
социального развития
человека. Характеризовать
составляющие здорового
образа жизни. Овладеть
приёмами позитивных
взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками,
обществом.
Здоровый образ жизни и его
Описывать особенности
1
составляющие.
физического, психического,
социального развития
человека.
4 четверть
Репродуктивное здоровье населения и
Объясняют общие понятия о 1
национальная безопасность России.
репродуктивном здоровье
как общей составляющей
здоровья человека и
общества.
Описывать основы
1
Правовые основы сохранения и
семейного законодательства.
укрепления репродуктивного
Анализировать роль семьи в
здоровья.(3ч)
Брак и семья.
жизни личности и общества
и ее влияние на здоровье
человека.
Итоговый контроль.
Моделировать ситуации,
1
Семья и здоровый образ жизни.
требующие знания образцов
культуры общения и
30
4
31
5
32
6
33
7
34
8
35 Резерв
взаимной ответственности в
семье.
Основы семейного права в РФ.
Описывать личные права и
обязанности супругов. Права
и обязанности родителей.
Знать отрицательные
Факторы, разрушающие
последствия ранних половых
репродуктивное здоровье.
Ранние половые связи и их последствия. связей.
Инфекции передаваемые половым
Меры профилактики ИППП,
путём.
знать признаки проявления
ИППП.
Итоговый контроль.
Ориентироваться в понятиях
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
СПИД и ВИЧ
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(2ч.)
Оказание первой помощи. П.п. при
Характеризовать общие
массовых поражениях..
правила оказания первой
П.п. при передозировке в приеме
помощи. Анализировать
психоактивных веществ.
возможные последствий
различных повреждений и
травм. Учиться применять
правила оказания первой
помощи при различных
видах отравлений
1
1
1
1
1
1
Материально-техническое обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся
общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе
проведения текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1.
Учебно-методическая литература.
2.
Средства программного обучения и контроля знаний.
3.
Стенды, плакаты.
4.
Средства индивидуальной защиты.
Учебно-методическая литература
1.Предметная линия учебников «ОБЖ» под редакцией Смирнова А.Т. Хренникова Б.О.
2. Нормативная и правовая литература:
•
Конституция Российской Федерации
•
Уголовный кодекс Российской Федерации
•
Федеральный закон *О гражданской обороне»
•
Закон «Об образовании»
•
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
•
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
•
Федеральный закон *0 безопасности дорожного движения»
•Федеральный закон «О противодействии терроризму»
2. Средства программного обучения и контроля знаний
•
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и
защита от чрезвычайных ситуаций»
•
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских
знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
•
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
•
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных
объектах»
3. Стенды, плакаты
Стенды
•
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
•
Безопасность на улицах и дорогах
•
Криминогенные ситуации
•
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи
•
Пожары, взрывы
•
Наводнения и затопления
•
•
•
•
•
•
•
Правила оказания медицинской помощи
Плакаты
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
4. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Ватно-марлевые повязки
• Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М )
Средства защиты кожи
•Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
Средства медицинской защиты
Аптечка индивидуальная (типа А-2 )
Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
5. Аудиовизуальные пособия
•
•
•
•
•
•
•
Учебные видеофильмы
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Действия населения при химически опасных авариях
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения
Действия в зоне затопления
Стихийные бедствия
Пожарная безопасность