- Обратить внимание на обстановку дома.
Дети, склонные к тому, чтобы третировать других, часто растут в семьях, где члены семьи, обладающие большей властью и статусом, злоупотребляют своим положением. Например, отец в конфликтах
кричит на мать, родители заставляют детей подчиняться и угрожают жесткими наказаниями, старшие братья и сестры «отыгрываются» на младших. Важно дать ребенку понять, что насилие — это не норма человеческих взаимоотношений, а также следить за тем, чтобы у него не копились чувства обиды и гнева, для вымещения которых он искал бы кого-то слабее себя.
- Следить за тем, чтобы, по возможности, у ребенка был контакт с обоими родителями, чтобы он мог обратиться и к матери, и к отцу, если у него возникнет потребность поговорить о важном. Исследователи показали, что чаще агрессорами становятся те ребята, у которых отцы не вовлечены в дела семьи, часто отсутствуют дома. Для девочек же важно, чтобы в доступе была мама; если контакта нет или есть конфликт и вражда, повышается шанс стать жертвой. Было сделано еще одно интересное наблюдение: почему-то дети для того, чтобы поговорить о том, что их обижают одноклассники, обычно выбирают кого-то одного из родителей, а не обсуждают это с ними обоими одновременно.
- Важно, чтобы в семье были приняты достаточно открытые коммуникации между близкими. Когда родители показывают своим поведением детям, что им важно понимать, что происходит у другого на душе, что рассказать о том, что тебя беспокоит — это нормально, и не нужно бояться, что ты «напряжешь» или утомишь этим собеседника, дети знают, что если окажутся в беде (в том числе, в школе), то всегда смогут об этом рассказать.
- Слишком сильная опека повышает вероятность того, что ребенок окажется жертвой травли. Показано, что дети, которые оказываются в роли жертв, часто очень сильно привязаны к кому-то из родителей (обычно, к матери), с большинством членов семьи у них также очень тесные отношения, и они привыкли соглашаться со всем, что им говорят. Такой ребенок, конечно, удобен и послушен, но у него,
очевидно, большие сложности с тем, чтобы защитить себя.
- Не стоит доверять мифам о школьной травле: Среди самых расхожих: «это происходит всегда, и с этим ничего не сделаешь, не стоит и пытаться; жертве не стоит обращать внимания на обидчиков, и тогда они сами отстанут; раз кого-то травят, значит, он сам дает какой-то повод, в общем, сам виноват».
- Родитель должен обучить ребенка некоторым правилам безопасности в сети:
- Научить детей хорошенько думать о том, что они постят в сети. Научить никогда не делиться чем-то, что потом может их поставить в неловкое положение: единожды будучи помещенной в сеть, информация перестает принадлежать автору — это очень важно усвоить.
- Предложить детям задуматься над тем, кому, по их мнению, может иметь доступ к их личной информации: будет ли их страница открыта для всех или только для друзей, или друзей друзей и т.д.
- Научить детей ни с кем (кроме родителя, см. условия выше) не делиться своими паролями.
«Определение психологического климата группы»
Инструкция: Используя схему, прочтите сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляется достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 – свойство проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -3 | -2 | -1 | Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравиться бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «Один за всех, все за одного» | В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту. | Коллектив подразделяется на «привелигированных» и «пренебрегаемых», здесь подозрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
Ответы испытуемых суммируются и подсчитывается средняя оценка по формуле: S = У / n, где S - средняя оценка, У - сумма ответов, n- количество вопросов в опроснике.
В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить психологический климат.
Типология психологического климата:
1 тип - 5,5 - 7 баллов - благоприятный, устойчивый тип. В коллективе преобладает бодрое и жизнерадостное отношение, взаимоотношения доброжелательные, уважительное отношение к мнению другого, существует взаимное расположение и понимание, справедливое отношение ко всем членам; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить время; успехи и неудачи отдельных членов коллектива взывают сопереживание; достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные; про группу можно сказать: «один за всех, все за одного».
2 тип - 4,6 - 5,4 балла - благоприятный, неустойчивый тип. В коллективе возможно проявление бодрого настроения, преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, но возможны конфликты, антипатии; членам коллектива нравится проводить время вместе, однако возможна раздробленность на несколько малых групп; упреки и критика не всегда высказываются с добрыми побуждениями; не каждый в коллективе способен переживать неудачи другого как свои собственные.
3 тип - 3,8 - 4,5 балла - средне благоприятный, проблемный тип. В коллективе преобладает подавленное настроение, однако периодически присутствует бодрое, жизнерадостное настроение; коллектив разбит на несколько малых групп, внутри которых доброжелательные отношения, но между малыми группами возможны конфликты, проявления агрессии, антипатии; успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных; проявление зависти, злорадства в малых группах по отношению к другим группам или группе; новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется агрессия; к похвалам и поощрениям коллектива его члены относятся равнодушно.
4 тип - 1 - 3,7 балла - неблагоприятный тип. Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон. Конфликты, агрессия, антипатии характерны для данной группы. Отношение к совместной деятельности выражается отрицательно. Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. Каждый считает свое мнение главным, поэтому в коллективе проявляется нетерпимость к мнениям товарищей. В трудных ситуациях коллектив «раскисает»; появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. Коллектив очень трудно поднять на совместное дело, т.к. каждый думает только о собственных интересах.
Дата создания: 12.12.2022
Дата обновления: 01.03.2024
Дата публикации: 12.12.2022