В
сложившейся ситуации сохранение активности ребенка в обучении, так же, как и
его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких
людей.
Чем
резче изменение в привычном распорядке жизни, особенно для младшего школьника,
тем более нужны ребенку поддержка близких, эмоциональные «опоры», помощь в
осмыслении и понимании необходимости таких изменений. Один из ключевых пунктов
успеха временного дистанционного обучения — четкий график, такой же, какой был
в школе. Вставать нужно в то же время, что и раньше. Между занятиями, как и в
школе, обязательны небольшие перерывы, даже если ребенку кажется, что он не
устал, ведь чем больше дистанционное обучение будет похоже на привычное, тем
лучше оно будет работать.
Детям
(гиперактивным, тревожным, замкнутым, с признаками агрессивности) трудно
включиться и осуществлять продуктивную учебную деятельность в новых условиях,
дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне
привычного стереотипа классного занятия. Родителям необходимо взять на себя
организацию и дозирование учебной деятельности ребенка, имеющего выраженные
трудности в организации произвольного внимания и поведения, высокую
утомляемость и пресыщаемость и определенные сложности в усвоении учебного
материала.
В сложившейся ситуации стоит поискать
возможность проводить с ребенком больше времени. Да, ребенок учится, а вы
(многие) работаете, но, если для вас важны, по-настоящему доверительные
отношения, наверняка найдется способ провести с ребенком лишнюю минутку (что на
фоне 12 традиционных минут будет уже немалой прибавкой). Когда общение
происходит урывками, отношения становятся тоже более поверхностными, все реже
возникает желание делиться чем-то беспокоящим, волнующим, по-настоящему важным.
Родители,
близкие детей, находясь дома, могут привить ребенку навыки конструктивного преодоления,
переживания сложных ситуаций и научить его справляться с возможным стрессом.
Для
этого родителям необходимо:
1.
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную,
доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать,
следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая».
2.
Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность,
стабилизирует ситуацию. Старайтесь регулярно общаться, разговаривать с ребенком
на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.
3.
Обязательно поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте
ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных
удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по
телефону и т. д.).
4.
Обязательно обсуждать ближайшее и далекое будущее, при этом не комментировать
рассуждения ребенка. Строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно
с ребенком.
5.
Делиться своими переживаниями, мыслями, рассказывать честные истории из жизни,
в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций.
Обычный разговор по душам, особенно с подростком, ваше сочувствие, высказывание
о том, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не
может посещать кружки, секции) способны заставить его поверить в свои силы.
Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются
со стрессом успешнее.
8.
У вас есть возможность научить ребенка выражать свои эмоции в социально
приемлемых формах (агрессию через физические нагрузки, которые можно выполнять
дома; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий
облегчение).
9.
Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях
родителям или сверстникам. С этой целью предложить ребенку вести записи в
тетради, блокноте, рисовать. Выложив
эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных
негативных мыслей.
10.
Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая
реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая
деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические
упражнения, пение, танцы…
11.
Предложить свою помощь в создании квест-игры (викторины) для одноклассников
(или совместно с друзьями) по мотивам литературных произведений, истории,
биологии, географии и т.д.
12.
Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам
кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не
делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей),
все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение – через работу
воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных
проблем.
13.
Создать игру-бродилку для младшего брата или сестры по мотивам народных сказок,
мультфильмов.
14.
Стараться не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но
постараться определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел
бы заниматься, находясь дома.
15.
Быть примером позитивного отношения к жизни. Поощрять ребенка к заботе о
ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах).
Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не
справится», «я нужен кому-то» являются дополнительным ресурсом для совладания с
возможным стрессом.
16.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция
была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами,
семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с
удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое,
скучное, бесполезное времяпровождение.
Дети были бы рады поговорить о:
- о
компьютерных играх и происходящем в социальных сетях,
- о
дружбе,
- о
любви,
- о
науке, новых открытиях,
- о
кино, музыке, эстраде,
- о
природе, животных,
- о
своем хобби.
Дети не горят желанием обсуждать такие темы как:
- свои
обязанности,
- успеваемость,
- приготовление
уроков,
- вред
компьютерных игр,
- будущее
(ни свое личное, ни общечеловеческое),
- уборка,
- различные
потенциальные внешние опасности (преступность, маньяки, педофилы),
- «кем
ты станешь, если так учишься?»,
- «ты
ничего не добьешься, если не будешь сейчас стараться»,
- деньги,
- здоровье.
Запомните:
- То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
- У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к эмоциональному состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность его жизнью.
Дата создания: 25.11.2022
Дата обновления: 25.11.2022
Дата публикации: 25.11.2022