В
связи с началом нового учебного года Роспотребнадзор напоминает, что необходимо
обращать внимание на развитие зрения у детей. Очень важно максимально расширять
профилактические мероприятия с дошкольного возраста, когда ещё можно
способствовать правильному возрастному развитию зрения.
Организм
ребенка восприимчив ко всякого рода воздействиям, поэтому именно в детском
возрасте следует заниматься развитием зрения и профилактикой заболеваний глаз.
Хорошее
зрение зависит от множества самых разнообразных факторов как внутренних
(наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и
т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия
зрительной работы и т.д.).
Параллельно
с ростом и развитием всего детского организма наблюдается большая изменчивость
всех элементов глаза и формирование его оптической системы. Этот процесс
особенно интенсивно протекает в период от 1 года до 5 лет жизни ребенка. В этом
возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила, вес
глазного яблока.
Сказывается
это на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и
рефракции (преломляющей силе глаза). Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма)
формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста.
Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в
дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) всё ещё значительно преобладает над
нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с
дальнозоркостью.
В
возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость.
По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте
увеличивается почти в 2 раза: 1,5% - в 3 года и 3,0% - в 7 лет.
Среди
учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже
1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких
детей приобретено не в школе, а еще в дошкольном возрасте.
Увлечение
родителей ранним приобщением детей дошкольного возраста к буквам, чтению,
чрезмерное увлечение гаджетами, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается
значительной нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его
резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.
Если
раньше дети дома больше занимались рисованием, лепкой, читали, писали или играли
с конструктором, то сейчас эти занятия вытесняет увлечения телевидением и
играми на электронных устройствах. Такие занятия требуют постоянного активного
участия зрения.
Наиболее
частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и
близорукость. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное
проведение лечебных осмотров (в возрасте 3 лет - 1 раз в полугодие, а от 4-7
лет - 1 раз в год). Важно помнить, что чем раньше выявлен тот или иной вид
зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее.
Как
сохранить или улучшить зрение ребенка
В
предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление
организма. Для этого у ребенка должен быть определенный распорядок жизни без
напряженной длительной зрительной нагрузки в неблагоприятных условиях
(недостаточная освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам
мебели). Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании,
недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной
активности и т.д.
Правильные
зрительные привычки у детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей
периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть
пристально, просите чаще переводить взгляд с ближнего на дальние предметы и
обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр
телевизора, занятия на компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают
неблагоприятное влияние на зрение.
Для
охраны зрения детей необходимо правильно организовать занятия в домашних
условиях. Чтобы сохранить или улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него
соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает,
вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча.
Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению
(шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
Общая
продолжительность занятий ребенка дома в течение дня не должна превышать 40
минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы
дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между
занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем
воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться
каждые 10-15 минут для отдыха.
Следует
давать детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько
физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.
Длительность
непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30
минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40
см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В
комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение.
Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Во время занятий
свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и
лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной
лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время
дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние
для зрительной деятельности - 30-35 см. Желательно исключить из поля зрения
ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И,
конечно, не надо забывать о правильном положении тела - стараться сидеть
достаточно расслабленным, не сутулиться, делать гимнастику для глаз.
Дата создания: 25.11.2022
Дата обновления: 25.11.2022
Дата публикации: 25.11.2022