Рабочая программа Шахматный клуб для 5-11 классов на 2023-2024 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

Утверждаю

Заместитель директора по

Директора школы

ВР

Н.Ю. Квиндт /

Н.В.Никитина/___________

/____________/

_/

« 31 » августа 2023г.

« 31 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЕ «ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ»
«ШАХМАТЫЙ КЛУБ»

5 - 11 КЛАСС

Программа составлена
учителем начальных классов
Теменёвой Ниной Иппалитовной

Даурия, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Шахматный клуб» по общеинтеллектуальному
направлению “Шахматы” 5– 11 классы подготовлена в соответствии с требованиями
ФГОС.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы – часть
мирового культурного пространства.Она направлена на организацию содержательного
досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок,
увеличение педагогически запущенных детей.Жизнь заставляет нас на каждом шагу
отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в
зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение
фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они
многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в
борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизовать и концентрировать внимание,
ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться
не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы
искусства, науки и спорта.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно
судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций,
занимающихся проведением всемирных шахматных олимпиад и многочисленных
международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для
юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводят свои
чемпионаты в разных возрастных группах, а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Цель программы
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи программы

развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

развитие навыков групповой работы;

развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;

развитие активности, целеполагания, личной ответственности;

развитие образного мышления, расширение представления об
окружающем мире;

воспитание
целеустремлённости,
самообладания,
навыков
самодисциплины, бережного отношения ко времени.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:

 принцип психологической комфортности – создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса
 принцип индивидуализации обучения – обеспечивается возможность
продвижения каждого ребёнка своим темпом;
 принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества – процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний
план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:

ученик получит возможность научиться определять и
высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);

ученик получит возможность в предложенных педагогом
ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учиться работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме(на уровне
предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;


принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать
собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

использовать в общении правила вежливости.
Содержание курса
1.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии(3 часа).
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль,
эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
2.
Основы дебюта(9 часов).
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра
против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
1.
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
“пешкоедов”.
2.
Борьба за центр.
3.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
4.
Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
3.
Основы миттельшпиля(10 часов).
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
4.
Основы эндшпиля 12 часов)).
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя
(при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при
неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые
случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем
(простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего
короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.
Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.
Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и
пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том,
как играть в эндшпиле.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Тема
Шахматная партия. Три стадии
шахматной партии.
Основы дебюта.
Основы миттельшпиля.
Основы эндшпиля.

Количество часов
4
9
10
12

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка

Тема урока

Виды работы

1.

Шахматные правила FIDE.

Теория

2.

Мат различными фигурами.

Практика

3.

Ферзь и ладья против короля.

Практика

4.

Две ладьи против короля.

Практика

5.

Король и ферзь против короля.

6.

Этика шахматной борьбы.

Практика

7.

Король и ладья против короля.

Практика

8.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало
игры).

Практика

9.

Миттельшпиле (середина игры).

Практика

10.

Эндшпиле (конец игры).

11.

Защита от мата.

12.

Дебютные ошибки.

13.

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

14.

Игра на мат с первых ходов партии.

Теория

15.

Детский мат и защита от него.

Теория

16.

Игра против “повторюшки-хрюшки”.

17.

Связка в дебюте.

18.

Коротко о дебютах.

19.

Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль,
эндшпиль).

20.

Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”.

Практика

21.

Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”.

Теория

22.

“Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”.

Теория

23.

“Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”.

Практика

24.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии.

Теория

25.

Понятие о тактике.

Теория

26.

Тактические приемы.

Практика

27.

Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

Практика

Теория

Теория
Практика
Теория
Практика

Практика
Теория
Практика
Теория

28.

Открытое нападение.

Практика

29.

Открытый шах.

Практика

30.

Двойной шах.

Практика

31.

Понятие о стратегии.

32.

Пути реализации материального перевеса

Практика

33.

Элементарные окончания.

Практика

34,
35

Решение заданий.

Практика

Теория

При изучении тем Программы используются следующие методические материалы:
Тестирование, шахматные задачи: https://chessok.net/zadachi/ ,
Игры, блиц-турниры; http://chessproblem.ru/
Выполнение заданий соревновательного характера https://chessfield.ru/chess-puzzles (игры
на время, сеанс одновременной игры);

Список литературы :
1. Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом
Гранд»,2006 г.
2. Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.
3. Эстрин Э. Б. Шахматные дебюты. – М.: «Фаир-Пресс», 2003 г.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.