Рабочая программа Программирование в Scratch для 4 классов на 2023-2024 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
Согласовано

Утверждаю

Заместитель директора по

Директор школы

ВР Н. В. Никитина

Н.Ю. Квиндт /

/____________/

/____________/

« 30 » августа 2023 г.

« 31 » августа 2023г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Программирование в Scratch»

4 класс

Программа составлена
учителем начальных классов:
Шестаковой Еленой Николаевной

Даурия, 2023 год

Пояснительная записка
Общеобразовательная (общеразвивающая) программа – технической
направленности.
Программа построена таким образом, чтобы помочь обучающимся
заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с
которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с
большим объемом информации; при решении практических и жизненных
задач. Программа строится на использовании среды Scratch при обучении
детей, что позволяет создавать собственные программы для решения
конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной
программы.
Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда
Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к
программированию, отвечает всем современным требованиям объектноориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать
навыки программирования, раскрыть технологию программирования.
Новизна программы заключается в том, что Scratch не просто язык
программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий
визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и
увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в
программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает
образовательную программу по программированию практически значимой
для современного учащегося, т.к. дает возможность увидеть практическое
назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию
интереса к профессиям, связанным с программированием.
Педагогическая
целесообразность
данной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы состоит в том, что изучая программирование
в среде Scratch, у учащихся формируется не только логическое мышление, но
и навыки работы с мультимедиа; создаются условия для активного,
поискового учения, предоставляются широкие возможности для
разнообразного программирования.
Цель:
воспитание
творческой
личности,
обогащенной
общетехническими знаниями и умениями, развитие индивидуальных
творческих способностей, интереса к науке и технике.
Задачи:

•сформировать
у
детей
базовые
представления
программирования Scratch, алгоритме, исполнителе;

о

языке

•сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных
программ;
•познакомить с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки;
•освоить навыки планирования, создания проекта, публикации его в сети
Интернет;
•сформировать и развить навыки работы в сети для обмена материалами
работы;
•выработать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
•широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметнопродуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического
и логического мышления;
•готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
•интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные
знания в процессе обучения другим предметами в жизни;
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению
индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
•способность к избирательному отношению к получаемой информации
за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;

•развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
•способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
•владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, итого, что требуется установить;
•планирование–определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения
цели при помощи фиксированного набора средств;
•прогнозирование–предвосхищение результата;
•контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки);
•коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки;
•оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена
учебно-познавательная задача;
•владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы;
•поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска;
•структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
•владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
•умение осуществлять в коллективе совместную информационную
деятельность, в частности при выполнении проекта;

•умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей
работы с помощью средств ИКТ;
•использованиекоммуникационныхтехнологийвучебнойдеятельностиипо
вседневнойжизни.
Предметные результаты:
Обучающийся научится (для использования в повседневной жизни и
обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом
уровне) в области информационных технологий:
запускать на выполнение программу Scratch, работать с ней,
cохранять созданные файлы, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять
файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса:
использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять
размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
применять встроенный в программу Scratch графический редактор для
создания и редактирования простых рисунков;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием
простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться,
перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ;
разрабатывать и реализовывать собственные творческие проекты в
среде Scratch, размещать их на своей странице сайта http://scrаtch.mit.edu,
просматривать чужие проекты на данном сайте, оценивать их и скачивать для
использования с учётом авторских прав;
сформировать начальные представления о назначении и области
применения проектов; о проектировании как методе научного познания в
области алгоритмов и элементов программирования:
понимать смысл понятия «скрипт - алгоритм», приводить примеры
алгоритмов;
понимать термины «спрайт - исполнитель», «среда исполнителя»,
«блоки скриптов - система команд исполнителя»;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи
и выполнения алгоритмов, содержащих
алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать
алгоритмическую
заданной ситуации;

конструкцию,

соответствующую

исполнять линейный, разветвляющийся и циклический алгоритмы для
формального исполнителя с заданной системой команд.
Обучающийся получит возможность научиться (для обеспечения
возможности успешного продолжения образования на базовом и
углубленном уровнях) в области информационных технологий:
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать
представления
об
основных
возможностях
графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применением средств информационных
технологий;
видоизменять готовые графические объекты с помощью средств
графического редактора;
расширить представления
информационными объектами.

об

этических

нормах

работы

с

использовать возможности и средства программы Scratch по
добавлению звуков, изменению цвета, управлению действиями при нажатии
клавишей мышки или клавиатуры, созданию своих собственных спрайтов,
графических эффектов картинок, анимации спрайтов.
в области алгоритмов и элементов программирования:
создавать алгоритмы, содержащие интерактивность и взаимодействие
нескольких спрайтов;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
разрабатывать в среде исполнителя алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы;

на основе имеющихся базовых алгоритмов производить творческие
видоизменения скриптов, создавая собственные проекты.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебнопознавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия
и специальные учебные умения.
Возраст детей - 10-11 лет. Состав группы – 15 человек. Наличие какойлибо специальной подготовки не требуется. Режим занятий: срок реализации
программы – 1 год. Группа занимается 2 раза в неделю по 1 академическому
часу.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Тема
Количество
п/п
часов
1.
Знакомство
со Знакомство
со
1
средой
средой Scratch.
программирования
Scratch (27 ч.)
2.
Особенности
1
среды Scratch.
3.
Выбор и создание
1
спрайта.
4.
Управляющие
1
программы
–
скрипты.
5.
Блок
внешнего
1
вида.
6.
Блок движения.
1
7.
Блок чисел.
1
8.
Блок контроля.
1
9.
Блок сенсоров.
1
10.
Блок звуков.
1
11.
Блок переменных.
1
12.
Управление
и
1
контроль.
13.
Управление
1
спрайтами
с
помощью
клавиатуры.
14.
Изменение цвета.
1
15.
Анимация спрайта.
1

Дата

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Библиотека
костюмов и сцен в
Scratch
Команды
движения
Команды
управления
«Графика, звук в
Scratch»
Команды
управления
внешностью
Сенсоры
Графические
возможности
в
Scratch
Звуки в Scratch
Команды
рисования
Переменные
и
константы
Операторы
Списки
Создание личного Проект в Scratch.
проекта в Scratch
(14 ч.)
Сценарий проекта.
Проект
мультипликации.
Проект
взаимодействия
объектов.
Разработка
собственного
проекта.
Программирование
проекта.
Дизайн
и
оформление
проекта.
Защита проекта.
Повторяем то, что Особенности
знаем (5 ч.)
среды Scratch.
Блоки и команды

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

54.

Реализация
алгоритмов
Scratch (22 ч.)

Блоки и команды
Управляющие
программы
–
скрипты.
Анимация спрайта.
Управление
в несколькими
объектами.
Последовательное
и одновременное
выполнение.
Линейный
алгоритм.
Разветвляющийся
алгоритм.
Циклический
алгоритм.
Случайные числа.
Диалог
с
пользователем.
Использование
слоев.
Анимация полета.
Создание плавной
анимации.
Разворот
в
направление
движения.
Изучаем повороты.
Изменение
движения
в
зависимости
от
условия. Создание
проекта.
Графические
эффекты картинок.
Защита проекта.

1
1
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
2

1
68 часов

Список литературы и используемые Интернет-ресурсы
1. ЕвгенийПатаракин. Учимся готовить в Скретч. Версия 2.0, 2018.
2. В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. Проектная деятельность
школьников в среде программирования Scratch. Учебно-методическое
пособие. Оренбург - 2019.
3. Шапошникова С.В. Введение в Scratch, 2021.
Интернет-ресурсы:
1. http://scratch.mit.edu/pages/source – страница разработчиков
2. http://scratch.mit.edu/ - официальный сайт проекта Scratch
3.http://scratch.ucoz.net/ Что такое Scratch?
4. http://scrаtch.mit.edu



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.