Рабочая программа Оказание первой помощи для 3-9 классов на 2023-2024 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняяобщеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования Точки Роста
«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

Направленность: социально-педагогическое
Возраст обучающихся: 10–15 лет

Составила учитель по ОБЖ
Никитина Н.В.

Даурия, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
1.
ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г.
2.
Приказа Министерства образовании и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «об утверждении
ФГОС ООО» ( утвержден с изменениями приказом Министерстваобразования и науки РФ то
29.12.2014г. №1644)
3.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программамобщеобразовательным программам начального общего, основного общего исреднего
образования»
4.
Постановления об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»№189 от 29.12.2010г. (зарегистрировано вМинюсте России
03.03.2011, регистрационный номер 19993)
5.
Рекомендуемого базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательной организации МОУ Даурской СОШ.
6.
Устава МОУ Даурской СОШ.
7.
Примерной программы дополнительного образования и авторской программы по
«Основам оказания первой помощи».
8.
С требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»
9.
Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04
мая 2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, прикоторых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи»
Целью данной программы является формирование у обучающихся ключевойкомпетенции по
оказанию первой помощи пострадавшим.
Задачи программы
Обучающие:

формирование знаний об основах анатомии, физиологии и гигиены человека;

расширение кругозора учащихся в области медицины, фармакологии, лечебной
физкультуры;
формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;

обучение коллективным формам работы и основам самоорганизации.
Развивающие:

привитие умений и навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшим или
самому себе;

совершенствование здоровья молодого поколения, развитие их силы, выносливости,быстроты
реакций и способности к автономному существованию;

развитие логического мышления, памяти, внимания;
Воспитательные:
 воспитание коллективистских начал характера, организованности и самостоятельности,
гуманности и милосердия;
 воспитание стойких навыков здорового образа жизни, потребности избавиться от вредных
привычек, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себеи окружающим;

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный годовой план составлен на 68 часов.Занятия в
каждой группе проходят два раза в неделю, продолжительностью 40 мин.
III. Содержание рабочей программы

№п/п Наименование
тем.
1

Содержание.

Приме
чание

Тема1.

Теоретическое занятие по теме 1.

Организационноправовые аспекты
оказания первой
помощи. (8ч)

-Организация оказания первой помощи в Российской
Федерации. Нормативно-правовая база, определяющая
права, обязанности и ответственность при оказании
первой помощи.
-Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при
которых оказывается первая помощь, перечень
мероприятий по ее оказанию.
-Современные
наборы
средств
и
устройств,
использующиеся для оказания первой помощи (аптечка
первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания
первой помощи работникам и др.)
-Основные компоненты, их назначение.
-Общая последовательность действий
происшествия с наличием пострадавших.

на

месте

-Соблюдение правил личной безопасности и
обеспечение безопасных условий для оказания первой
помощи (возможные факторы риска, их устранение).
-Простейшие меры профилактики инфекционных
заболеваний, передающихся при непосредственном
контакте с человеком, его кровью и другими
биологическими жидкостями.
-Основные правила вызова скорой медицинской
помощи и других специальных служб, сотрудники
которых обязаны оказывать первую помощь

2

Тема 2.
Оказание
помощи

Теоретическое занятие по теме 2. (5ч)
первой -Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины
при нарушения дыхания и кровообращения. Способы

отсутствии
сознания,
остановке дыхания
и кровообращения.

(14ч)

проверки сознания,
пострадавшего.

дыхания,

кровообращения

у

-Современный
алгоритм
проведения
сердечнолегочной реанимации (СЛР). Техника проведения
искусственного дыхания и давления руками на грудину
пострадавшего.
-Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении
реанимационных
мероприятий.
Показания
к
прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после
прекращения СЛР.
-Особенности СЛР у детей.
-Порядок оказания первой помощи при частичном и
полном
нарушении
проходимости
верхних
дыхательных путей, вызванном инородным телом у
пострадавших в сознании, без сознания. Особенности
оказания первой помощи тучному пострадавшему,
беременной женщине и ребёнку.
Практическое занятие по теме 2. (9ч)
-Оценка обстановки на месте происшествия.
-Отработка навыков
пострадавшего.

определения

сознания

у

-Отработка приёмов восстановления проходимости
верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни
у пострадавшего.
-Отработка вызова скорой медицинской помощи,
других специальных служб.
-Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко
рту», «рот к носу», с применением устройств для
искусственного дыхания.
-Отработка приёмов давления руками на грудину
пострадавшего.
-Выполнение
реанимации.

алгоритма

-Отработка приёма перевода
устойчивое боковое положение.

сердечно-легочной
пострадавшего

-Отработка приемов удаления инородного тела из
верхних дыхательных путей пострадавшего

в

3

Тема 3. Оказание Теоретическое занятие по теме 3.
первой помощи при
-Цель и порядок выполнения обзорного осмотра
наружных
кровотечениях
и пострадавшего.
травмах.
-Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря».
Признаки различных видов наружного кровотечения
(артериального,
венозного,
капиллярного,
смешанного).
-Способы
временной
остановки
наружного
кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение
жгута, максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
-Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
-Понятие о травматическом шоке, причины и признаки.
Мероприятия,
предупреждающие
развитие
травматического шока.
-Цель и последовательность подробного осмотра
пострадавшего. Основные состояния, с которыми
может столкнуться участник оказания первой помощи.
-Травмы
головы.
Оказание
первой
помощи.
Особенности ранений волосистой части головы.
Особенности оказания первой помощи при травмах
глаза и носа.
-Травмы шеи, оказание первой помощи. Остановка
наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация
шейного отдела позвоночника (вручную, подручными
средствами, с использованием медицинских изделий).
-Травмы груди, оказание первой помощи. Основные
проявления травмы груди, особенности наложения
повязок при травме груди, наложение окклюзионной
(герметизирующей) повязки. Особенности наложения
повязки на рану груди с инородным телом.
-Травмы живота и таза,
Оказание первой помощи.

основные

проявления.

-Закрытая травма живота с признаками внутреннего
кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности
наложения повязок на рану при выпадении органов
брюшной полости, при наличии инородного тела в
ране.

-Травмы конечностей, оказание первой помощи.
Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации
при травме конечностей.
-Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.
Практическое занятие по теме 3.
-Отработка
проведения
пострадавшего.

обзорного

осмотра

-Проведение подробного осмотра пострадавшего.
-Остановка наружного кровотечения при ранении
головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с
помощью пальцевого прижатия артерий (сонной,
подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной);
наложение
табельного
и
импровизированного
кровоостанавливающего
жгута
(жгута-закрутки,
ремня), максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
-Отработка
наложения
окклюзионной
(герметизирующей) повязки при ранении грудной
клетки.
-Наложение повязок при наличии инородного предмета
в ране живота, груди, конечностей.
-Отработка приёмов первой помощи при переломах.
Иммобилизация
(подручными
средствами,
аутоиммобилизация, с использованием медицинских
изделий).
-Отработка приемов
позвоночника.

4

фиксации

шейного

отдела

Тема 4. Оказание Теоретическое занятие по теме 4.
первой помощи при
прочих состояниях -Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных
и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей,
основные проявления. Оказание первой помощи.
-Перегревание,
факторы,
способствующие
его
развитию. Основные проявления, оказание первой
помощи.
-Холодовая травма, ее виды. Основные проявления
переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание
первой помощи.

-Отравления, пути попадания ядов в организм.
Признаки острого отравления. Оказание первой
помощи при попадании отравляющих веществ в
организм через дыхательные пути, пищеварительный
тракт, через кожу.
-Цель
и
принципы
придания
пострадавшим
оптимальных
положений
тела.
Оптимальные
положения тела пострадавшего с травмами груди,
живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с
признаками кровопотери.
-Способы
контроля
состояния
пострадавшего,
находящегося в сознании, без сознания.
-Психологическая
поддержка.
Цели
оказания
психологической поддержки. Общие принципы
общения с пострадавшими, простые приемы их
психологической поддержки.
-Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой
медицинской помощи, другим специальным службам,
сотрудники которых обязаны оказывать первую
помощь.
Практическое занятие по теме 4.
Наложение повязок при ожогах различных областей
тела. Применение местного охлаждения.
Наложение
термоизолирующей
отморожениях.

повязки

при

Придание
оптимального
положения
тела
пострадавшему при отсутствии сознания, травмах
различных областей тела, значительной кровопотере.
Экстренное
извлечение
пострадавшего
из
труднодоступного места, отработка основных приёмов
(пострадавший в сознании, пострадавший без
сознания).
Приёмы перемещения пострадавших на руках одним,
двумя и более участниками оказания первой помощи.
Отработка приемов переноски пострадавших с
травмами головы, шеи, груди, живота, таза,
конечностей и позвоночника.
Оказание психологической поддержки пострадавшим
при различных острых стрессовых реакциях. Способы
самопомощи в экстремальных ситуациях.

5

Тема 5. Решение Практическое занятие по теме 5.
ситуационных
Решение ситуационных задач с использованием
задач.
наглядных пособий и условных пострадавших

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№

в том числе

Наименования тем
Всего

Теоретические
занятия

Практические
занятия

1.

Организационно-правовые аспекты
оказания первой помощи.

8

8

-

2.

Оказание первой помощи при
отсутствии сознания, остановке
дыхания и кровообращения.

14

5

9

3.

Оказание первой помощи при
наружных кровотечениях и
травмах.

20

13

7

4.

Оказание первой помощи при
прочих состояниях.

14

8

6

5.

Решение ситуационных задач.

12

-

12

Итого:

68

34

34

* Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи
пострадавшим с различными повреждениями (травмами, потерей сознания,
отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой
помощи). В процессе решения задач преподаватель (инструктор) оценивает качество
теоретических знаний и практических навыков у обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Результатом освоения программы является сформированная у обучающихся ключевая
компетенция по оказанию первой помощи.
Обучающиеся должны знать:


















общие положения, касающиеся первой помощи и основные понятия, ее
определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи;
организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь, ее основные мероприятия;
общая последовательность действий на месте происшествия с наличием
пострадавших;
внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи;
способы переноски и транспортировки пострадавших;
порядок вызова скорой медицинской помощи;
признаки отсутствия сознания и дыхания, правила оказания первой помощи при
отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения
сердечно-легочной реанимации;
признаки острой непроходимости дыхательных путей, правила оказания первой
помощи при инородных телах верхних дыхательных путей;
правила проведения обзорного осмотра и оказания первой помощи при наружных
кровотечениях;
правила подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений;
правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
правила транспортной иммобилизации;
признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур, правила
оказания первой помощи;
признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур,
правила оказания первой помощи;
признаки отравлений, правила оказания первой помощи.

Обучающиеся должны уметь:














определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и
окружающих;
устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;
прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
оценивать количество пострадавших;
извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных
мест;
применять различные способы переноски и перемещения, пострадавших одним,
двумя или более участников оказания первой помощи;
вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники
которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным
законом или со специальным правилом;
использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства оказания
первой помощи;
определять наличие сознания у пострадавшего;
открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с подъемом подбородка,
выдвижением нижней челюсти;
определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

























определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных
артериях;
осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;
проводить искусственное дыхание "Рот ко рту", "Рот к носу", с использованием
устройства для искусственного дыхания;
обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей, приданием устойчивого
бокового положения;
проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей
пострадавшего;
проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
определять признаки кровопотери ;
владеть приемами временной остановки наружного кровотечения: пальцевое
прижатие артерии, наложение жгута или жгута-закрутки, максимальное сгибание
конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;
проводить подробный осмотр и опрос пострадавшего: головы, шеи, груди, спины,
живота и таза, конечностей;
оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;
накладывать повязки на различные участки тела;
накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на грудную клетку;
проводить иммобилизацию (аутоиммобилизация, с помощью подручных средств, с
использованием изделий медицинского назначения);
фиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с
использованием табельных изделий медицинского назначения);
прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего
(промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с
поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной
водой);
применять местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных
воздействиях высоких температур или теплового излучения;
применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия
низких температур;
придавать пострадавшему оптимальное положение тела;
контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение);
оказывать психологическую поддержку пострадавшему;
передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим
специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в
соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Тематическое планирование
№

1

2

Тема занятия

тео пра
рия кти
ка

Деятельность и результат
учащихся

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. (8ч)
Техника безопасности на занятиях ОПП.
8
Вводный инструктаж по т.б. на
занятиях.
1
-Организация оказания первой

1

Обучающийся должен знать :
Нормативно-правовую базу,

помощи
в
Российской
Федерации.
Нормативноправовая база, определяющая
права,
обязанности
и
ответственность при оказании
первой помощи.
3

4

5

Понятие «первая
помощь».
Перечень
состояний,
при
которых оказывается первая
помощь, перечень мероприятий
по ее оказанию.
Современные наборы средств и
устройств, использующиеся для
оказания первой помощи
(аптечка первой помощи
(автомобильная), аптечка для
оказания первой помощи
работникам и др.
Основные компоненты аптечки
их назначение.

определяющую права, обязанности и
ответственность при оказании первой
помощи.

1

1

Обучающийся должен знать:
перечень состояний, при которых
оказывается первая помощь, перечень
мероприятий по ее оказанию.

Обучающийся должен:
Знать:
- комплектацию индивидуальной
аптечки;

1

- состав индивидуальной аптечки;
- сроки годности лекарственных
препаратов.
Уметь:
- Комплектовать индивидуальную
аптечку;
- определять сроки годности
лекарственных препаратов.
Комплектация индивидуальной
аптечки, состав индивидуальной аптечки,
Сроки годности лекарственных
препаратов.

6

7

Общая последовательность
действий на месте
происшествия с наличием
пострадавших
Соблюдение правил личной
безопасности и обеспечение
безопасных условий для
оказания первой помощи
(возможные факторы риска, их
устранение).

1

1

Знать возможные факторы риска при
оказание первой помощи и их
устранение.

8

9

Простейшие
меры
профилактики
инфекционных
заболеваний, передающихся при
непосредственном контакте с
человеком, его кровью и
другими
биологическими
жидкостями.
Основные правила вызова
скорой медицинской помощи и
других специальных служб,
сотрудники которых обязаны
оказывать первую помощь

1

1

Знать порядок вызова скорой
медицинской помощи.

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
(14ч)
10

Отработка приемов удаления
инородного тела из верхних
дыхательных
путей
пострадавшего.

5ч

9ч
1

Обучающийся должен:
Знать: виды утоплений.
Уметь: отличать истинное,
асфиксичное и синкопальное утопления;
- оказывать первую помощь при
утоплениях разных видов.
Знать: тактику оказания первой помощи
при попадании инородного тела в
дыхательные пути.
- тактику оказания первой помощи при
попадании инородного тела в
дыхательные пути.

11

Основные признаки жизни у
пострадавшего.
Причины
нарушения
дыхания
и
кровообращения.
Способы
проверки сознания, дыхания,
кровообращения
у
пострадавшего.

1

Обучающийся должен:
Знать:
- Основные представления о системах
организма

и

их

функционировании:

сердечно-сосудистая
система,

система

система,

нервная

дыхания,

опорно-

двигательная система.
Уметь определять:
- Простейшие признаки, позволяющие
определить их состояние: частота пульса

и дыхания, реакция зрачков, степень
утраты

сознания,

цвет

слизистых

и

кожных покровов.
Признаки
состояние
определение
сокращений,

позволяющие

определять

человеческого
частоты
частоты

тела:
сердечных

дыхательных

движений, реакцию зрачков на свет, цвет
кожных покровов и слизистых оболочек.
12

13

14

15

16

17

1

Оценка обстановки на месте
происшествия.
Отработка
навыков определения сознания у
пострадавшего.

1

Отработка навыков определения
сознания у пострадавшего.

1

Отработка
приёмов
восстановления проходимости
верхних дыхательных путей.
Оценка признаков жизни у
пострадавшего.
Современный
алгоритм
проведения сердечно-легочной
реанимации (СЛР). Техника
проведения
искусственного
дыхания и давления руками на
грудину пострадавшего.

1

Обучающийся должен:
Знать:
- методику проведения искусственного
дыхания "изо рта в рот";
1

Отработка
приёмов
искусственного дыхания «рот ко
рту»,
«рот
к
носу»,
с
применением устройств для
искусственного дыхания.
Ошибки
и
осложнения,
возникающие при выполнении
реанимационных мероприятий.
Показания к прекращению СЛР.
Мероприятия, выполняемые

Отработка алгоритма определения
сознания у человека.

- методику проведения искусственного
дыхания "изо рта в нос».
Уметь:
- проводить искусственное дыхание "изо

1

рта в рот", "изо рта в нос".

после прекращения СЛР.
18

19
20

21

22

23

1

Выполнение
алгоритма
сердечно-легочной реанимации
Особенности СЛР у детей.

1
1

-Отработка приёмов давления
руками
на
грудину
пострадавшего.
Порядок
оказания
первой
помощи при частичном и
полном
нарушении
проходимости
верхних
дыхательных путей, вызванном
инородным
телом
у
пострадавших в сознании, без
сознания. Особенности оказания
первой
помощи
тучному
пострадавшему,
беременной
женщине и ребёнку.

1

1

Отработка приёма перевода
пострадавшего в устойчивое
боковое положение.

1

Отработка
вызова
скорой
медицинской помощи, других
специальных служб.

Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах. (20ч)
24

13

7

Цель и порядок выполнения 1
обзорного
осмотра
пострадавшего.
25

26

Отработка
обзорного
пострадавшего.

1

проведения
осмотра

Понятия
«кровотечение»,
«острая кровопотеря». Признаки

1

Обучающийся должен:

Знать:

различных видов наружного
кровотечения
(артериального,
венозного,
капиллярного,
смешанного).
27

28

29

Способы временной остановки
наружного
кровотечения:
пальцевое прижатие артерии,
наложение жгута, максимальное
сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану,
наложение давящей повязки.

- Виды кровотечений;
- Признаки артериального, венозного,
1

Уметь применять:
-

Приемы

наружного

временной

остановки

кровотечения:

пальцевое

прижатие артерии; наложение жгута1

Остановка
наружного
кровотечения
при
ранении
головы, шеи, груди, живота, таза
и конечностей с помощью
пальцевого прижатия артерий
(сонной,
подключичной,
подмышечной,
плечевой,
бедренной);
наложение
табельного
и
импровизированного
кровоостанавливающего жгута
(жгута-закрутки,
ремня),
максимальное
сгибание
конечности в суставе, прямое
давление на рану, наложение
давящей повязки
Оказание первой помощи при
носовом кровотечении.

капиллярного кровотечения.

закрутки

и

максимальное

резинового

жгута:

сгибание

конечности;

раны,

наложение

тампонирование
давящей повязки.
Виды

кровотечений,

кровотечений
поврежденного

по

признаки
характеру

сосуда,

способы

остановки кровотечения (временные и
постоянные). Технику тампонирования
раны, наложения давящей повязки.

1

Знать:

приемы

гемостаза

при

кровотечении из полости рта, из ушей, из
носа.

30

31

Понятие о
травматическом
шоке, причины и признаки.
Мероприятия,
предупреждающие
развитие
травматического шока.
Последовательность подробного
осмотра
пострадавшего.
Основные
состояния,
с
которыми может столкнуться
участник оказания первой

1

1

Уметь : оказывать первую помощь при
носовом кровотечении.
Знать: Что такое шок, признаки шокового
состояния. Оказание помощи при
травматическом шоке.

помощи.
32

33

34

35

36

37

38

39

1

Проведение подробного осмотра
пострадавшего.
Травмы
головы.
Оказание
первой помощи. Особенности
ранений
волосистой
части
головы. Особенности оказания
первой помощи при травмах
глаза и носа.
Травмы шеи, оказание первой
помощи. Остановка наружного
кровотечения при травмах шеи.
Фиксация
шейного
отдела
позвоночника
(вручную,
подручными
средствами,
с
использованием медицинских
изделий).
Травмы груди, оказание первой
помощи. Основные проявления
травмы груди, особенности
наложения повязок при травме
груди, наложение окклюзионной
(герметизирующей)
повязки.
Особенности
наложения
повязки на рану груди с
инородным телом.

1

Знать:
- Признаки венозного кровотечения;
- Технику наложения жгута;

Уметь:
- приемы гемостаза при кровотечении из
полости рта, из ушей, из носа.
Знать:
- Виды ран;
1

- Технику туалета ран, дезинфицирования
и наложения асептических повязок при
повреждениях.
Уметь:
-Накладывать асептическую повязку при
травме брюшной стенки. Использование
1

подручных

средств,

для

наложения

повязок.
-

проводить

первичную

обработку

разного вида ран.
1

Виды ран. Техника первичного туалета
ран, дезинфицирование, техника
наложения повязок .
1

Наложение повязок при наличии
инородного предмета в ране
живота, груди, конечностей.
Закрытая травма живота с
признаками
внутреннего

- Технику наложения давящей повязки.

1

Отработка
наложения
окклюзионной
(герметизирующей) повязки при
ранении грудной клетки.
Травмы живота и таза, основные
проявления. Оказание первой
помощи.

Обучающийся должен:

1

кровотечения. Оказание первой
помощи.
Особенности
наложения повязок на рану при
выпадении органов брюшной
полости,
при
наличии
инородного тела в ране.
40

41

42

43

Травмы конечностей, оказание
первой помощи. Понятие
«иммобилизация».
Способы
иммобилизации при травме
конечностей.

1

Знать:
- правила наложение шины;
- технику наложения шины Крамера, при
1

Отработка
приёмов
первой
помощи
при
переломах.
Иммобилизация (подручными
средствами,
аутоиммобилизация,
с
использованием медицинских
изделий).
Травмы позвоночника. Оказание
первой помощи.
Отработка приемов фиксации
шейного отдела позвоночника.

Обучающийся должен:

травмах различных частей тела.
Уметь:
- использовать транспортные шины
- накладывать шины Крамера, при
травмах различных частей тела.

1

Знать:
- Особенности иммобилизации при
1

повреждении таза, позвоночника, головы,
грудной клетки.
Уметь:
- проводить иммобилизацию подручными
средствами (импровизированные шины);
- накладывать бинтовые фиксирующие
повязки.

44

Оказание первой помощи при прочих состояниях (14ч)
8
6
Обучающийся должен:
Знать клинические признаки и способы
Виды ожогов, их признаки. 1
Понятие о поверхностных и
глубоких ожогах. Ожог верхних
дыхательных путей, основные
проявления. Оказание первой
помощи.

45

Наложение повязок при ожогах
различных
областейтела.
Применение
местного

оказания первой помощи при:
- термических ожогах;
-тепловом ударе;
- отморожениях;
1

- озноблении
-Термические ожоги.

охлаждения.

Уметь:
- определять степень и глубину ожога,

46

47

48

49

50

51

52

Перегревание,
факторы,
способствующие его развитию.
Основные проявления, оказание
первой помощи.
Холодовая травма, ее виды.
Основные
проявления
переохлаждения (гипотермии),
отморожения, оказание первой
помощи.

- оказать первую помощь при
термической травме.

Придание
оптимального
положения тела пострадавшему
при
отсутствии
сознания,
травмах различных областей
тела, значительной кровопотере.

Знать: Признаки, определение степени

1

ожога , особенности наложения повязок,
проведения иммобилизации при ожогах.
Особенности оказания первой помощи
пострадавшим с ожогами глаз, верхних
1

Наложение термоизолирующей
повязки при отморожениях.

Отравления, пути попадания
ядов в организм. Признаки
острого отравления. Оказание
первой помощи при попадании
отравляющих
веществ
в
организм через дыхательные
пути, пищеварительный тракт,
через кожу.

отморожения;

1

помощь

при

холодовой

травме:

отморожениях, озноблении.
Знать: признаки и способы оказания

1

первой помощи при:
- укусе пчелы, змеи;
-отравлениях грибами;
- травмах;
- ушибах;
- разрывах и вывихов суставов;
1

- переломах;
- травме.
Уметь:
-

оказать

первую

помощь

при

неотложных состояниях: аллергических
реакциях, травмах (ушибах, переломах

Принципы
придания
пострадавшим
оптимальных
положений тела. Оптимальные
положения тела пострадавшего
с травмами груди, живота, таза,
конечностей,
с
потерей
сознания,
с
признаками
кровопотери.
Придание
оптимального
положения тела пострадавшему
при отсутствии сознания,

дыхательных путей. Уметь: оказывать

разрывов

суставов

и

др.),

укусах

насекомых, пчел.
Определение

таких

неотложных

состояний как: укус пчелы, отравления
ядами, травма, ушиб, разрыв и вывих
1

суставов, перелом, травмы. Симптомы,
первые признаки, осложнения, способы

травмах различных областей
тела, значительной кровопотере.
53

54

55

56

57

58

оказания первой

помощи,

при

этих

неотложных состояниях.

Способы контроля состояния
пострадавшего, находящегося в
сознании, без сознания.
1

Экстренное
извлечение
пострадавшего
из
труднодоступного
места,
отработка основных приёмов
(пострадавший
в
сознании,
пострадавший без сознания).

Психологическая
поддержка.
Цели оказания психологической
поддержки. Общие принципы
общения с пострадавшими,
простые
приемы
их
психологической поддержки.

1

1

Оказание
психологической
поддержки пострадавшим при
различных острых стрессовых
реакциях. Способы самопомощи
в экстремальных ситуациях.

Принципы
передачи
пострадавшего бригаде скорой
медицинской помощи, другим
специальным
службам,
сотрудники которых обязаны
оказывать первую помощь.
Приёмы
перемещения
пострадавших на руках одним,
двумя и более участниками
оказания
первой
помощи.
Отработка приемов переноски
пострадавших
с
травмами
головы, шеи, груди, живота,
таза,
конечностей
и
позвоночника.

Знать: Особенности оказания помощи не
полностью адекватным пострадавшим,
как с психогенными реакциями, так и
находящимся в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения

1

Обучающийся должен:
Знать:
- Общие принципы транспортной
иммобилизации;
1

- Правила наложения транспортной
иммобилизации, типичные ошибки и
осложнения;
- Виды транспортной иммобилизации.
Уметь:
- применять на практике основные
принципы транспортной иммобилизации.

Правила наложения транспортной
иммобилизации, типичные ошибки и
осложнения. Виды транспортной
иммобилизации.
Решение ситуационных задач(.12ч)
59-68
12
-Определение пульса:
Решение ситуационных задач с
 на лучевой артерии;
использованием
наглядных
пособий
и
условных
 на бедренной артерии;
пострадавших.
на сонной артерии.
-Определение частоты пульса.
-Техника временной остановки
кровотечения:


прижатие артерии: плечевой,
подколенной, бедренной,
сонной;



наложение жгута-закрутки с
использованием подручных
средств;



максимальное сгибание
конечности в суставе
(коленном, локтевом);



наложение резинового
жгута:



передняя тампонада носа.

- Проведение туалета ран.
- Наложение бинтовых повязок:


циркулярная на конечность;



спиральная;



"чепец";



черепашья;



косыночная;



давящая;



контурная.

- Использование сетчатого бинта.
- Эластичное бинтование конечности.
- Использование лейкопластыря,
бактерицидного пластыря.
- Транспортная иммобилизация с
использованием подручных средств и
сетчатых шин при повреждениях:


ключицы;



плеча;



предплечья;



кисти;



бедра;



голени;



стопы.

16. Техника транспортной
иммобилизации при повреждениях:


позвоночника;



таза;



живота;



множественных переломах
ребер;



черепно-мозговой травме.

17. Техника извлечения и укладывания
на носилки пострадавших с
повреждениями:


грудной клетки;



живота;



таза;



позвоночника;



головы.

18. Техника переноски пострадавших:


на носилках,



на одеяле;



на щите;



на руках;



на спине;



на плечах;



на стуле.

Материально-технические условия реализации программы.
Перечень материалов
Единица
измерения

Количество

Тренажер - манекен взрослого пострадавшего без контролера для
отработки приемов сердечно-легочной реанимации

Комплект

1

Тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления
инородного тела из верхних дыхательных путей

Комплект

1

Расходный материал для тренажеров

Комплект

1

Набор имитаторов травм и повреждений

Комплект.

1

Аптечки первой помощи (автомобильная, для оказания первой
помощи работникам)

Комплект

1

Табельные средства для оказания первой помощи: устройства для
проведения искусственного дыхания различных моделей,

Комплект

1

Наименования учебных материалов
Оборудование

Расходные материалы

кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства
Учебно-наглядные пособия
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим

Комплект

1

Учебный фильм по первой помощи

Шт.

1

Наглядные пособия (слайды, плакаты): способы остановки
кровотечения, сердечно-легочная реанимация, оптимальные
положения и т.п.

Комплект

1

Мультимедийный проектор

Шт.

1

Экран для демонстрации учебных фильмов

Шт.

1

Персональный компьютер (ноутбук)

Шт.

1

Технические средства обучения



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.