Рабочая программа Настольный клуб для 8-11 классов на 2023-2024 учебный год

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

Директор

Н.В. Никитина

Н.Ю. Квиндт

_________________

_____________________

“____” ___________ 2023 год

“____” ____________ 2023 год

Программа дополнительного образования детей

«Настольный клуб»
Срок реализации: 68 часов
Для учащихся 8 - 11 классов

п.ст. Даурия, 2023

Содержание
I.

Пояснительная записка

2

II.

Тематическое планирование

9

III. Содержание тем программы

10

IV.

Материально-технические условия реализации программы

11

V

Перечень рекомендуемых источников

12

1

I. Пояснительная записка
Актуальность: Игра в настоящее время имеет огромное значение в жизни.
Элементы игры мы можем увидеть в рекламе, на телевидении, на мероприятиях для
сплочения коллектива, в образовании и психолого-педагогических тренингах. Игры
являются основополагающими при обучении и воспитании детей.
При помощи настольных игр дети учатся думать, общаться друг с другом. Каждая
настольная игра есть интеллектуальное противоборство, при котором выигрывает не
случайность и везение, а умение логически и стратегически мыслить. Настольные игры
строятся на простой и доступной каждому человеку логике. В основе настольных игр
заложены общественные особенности современной жизни, а правила игры подчинены
анализу обыгрываемой реальности с точки зрения познавательной активности. Эта
деятельность

способствует

социальной

адаптации,

гражданскому

становлению

подрастающего поколения.
Цель программы: развитие мышления, памяти и речи, фантазии, усидчивости,
ответственности, навыков восприятия и анализа полученной информации, а также
развитие социальных навыков у обучающихся посредством настольных игр.
Задачи программы:
● познакомить учащихся с многообразием современных научно-познавательных
настольных игр;
● сформировать у учащихся практические игровые умения и навыки;
● научить разным игровым научно-познавательным направлениям в настольных
играх;
● развить интеллектуальные и научно-познавательные способности учащихся;
● расширить кругозор, давать знания о различных сторонах жизни через игру;
● поучаствовать в соревнованиях для приобретения опыта;
● сформировать

у

обучающихся

высокую

общую

культуру,

нравственные,

морально-психологические, деловые и организаторские качества, способствующие
выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и
ответственного служения своему Отечеству
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В результате изучения программы, учащиеся будут:
● знать существующие в мире игровые направления в настольных играх;
2

●

разовьют способности и одаренность своих профессиональных склонностей через
создание обогащенной образовательной среды и организацию разнообразной
развивающей и творческой деятельности с использованием ресурсов учреждения

● сформируют высокую общую культуру, нравственные, морально-психологические,
деловые и организаторские качества, способствующие выбору жизненного пути в
пользу высоконравственного, профессионального и ответственного служения
своему Отечеству
● произойдет становление личности, нравственно, интеллектуально, творчески
развитой; обладающей гражданско-патриотическим сознанием, личностной
культурой, готовностью к образованию и самообразованию, к жизнетворчеству и
созиданию, к содержательно наполненному и здоровому образу жизни
● научатся играть во все игры, предложенные в программе; грамотно объяснять
правила любой игры, предложенной в программе; организовывать и проводить
турниры по настольным играм; придумывать свои миры, и проводить по ним
ролевые игры.
Метапредметные результаты
Учащиеся овладеют:
● умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
● умением осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
● умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
● умением оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения
● умением владения основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
● умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,

устанавливать

причинно-

следственные

связи,

строить

логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
3

● умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
● умением осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
● умением формировать и развивать компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий.
● умением (владеть способами познавательной деятельности):
● наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
● применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического
общения;
● составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
● читать и выполнять различные задания к играм;
● понимать на слух короткие тексты;
● Умением

использовать приобретенные знания и

умения в

практической

деятельности и повседневной жизни:
● понимать на слух речь учителя, одноклассников;
● понимать смысл задания и уметь прогнозировать развитие игры;
● расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и
умением отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном
диалоге;
● инсценировать изученные игры (настольно-ролевые игры);
● сочинять оригинальный текст на основе плана;
● соотносить поступки героев игр с принятыми моральными нормами и уметь
выделить нравственный аспект поведения героев;
● участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
Первый

уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации

межличностного

взаимоотношения, освоение способов

поведения в

различных

ситуациях.
4

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина,
природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного
общественного действия в том числе и в открытой общественной среде.
Учащиеся сформируют
● знания о патриотизме, любви и уважении к Отечеству, чувстве гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
● ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
● целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки
и общественной практики;
● осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
● социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах
и сообществах;
● нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
● основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
● осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
● толерантность, дружелюбное отношение к сверстникам;

5

● познавательная, творческая, общественная активность;
● самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
● умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
● коммуникабельность;
● уважение к себе и другим;
● личная и взаимная ответственность;
● готовность действия в нестандартных ситуациях;
Предметные результаты:
● освоение различных приёмов в решении логических задач;
● приобретение опыта в обучении интеллектуальным играм разной направленности;
● овладение умением понимать, прослеживать причинно-следственные связи,
выстраивать простейшие умозаключения на их основе;
● развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления.
● обучающиеся смогут освоить в ходе обучения знания, умения и способы действий,
специфические для данной программы;
● получат новые знания, его интерпретацию, смогут преобразовать и применить в
различных учебных ситуациях, а также при создании учебных и социальных
проектов.
● смогут применить знания, умения и навыки в учебных ситуациях и в реальных
жизненных условиях.
● свободное владение игровой терминологией: знание основных видов игр, этапов
игрового мастерства; понимание основ этики игроков, основ этики зрителя; знание
теоретических основ игры и методики постановочной работы над словом;
● совершенствование навыков игрового мастерства: владение простыми актерскими
трюками; умение определять задачу, сверхзадачу и сквозное действие; умение
самостоятельно

работать

над

созданием

игр

любых

жанров;

владение

индивидуальной программой для выступления и навыками свободного словесного
общения перед аудиторией; владение навыками коллективной работы над играми и
воплощения замысла с подключением к работе партнеров.
● формирование проектной культуры и выстраивание проектной деятельности:
освоение инструментария анализа проектной деятельности; владение механизмами
оценки

результатов

и

критериев

эффективности проектной

деятельности;
6

формирование необходимого уровня проектного, аналитического, управленческого
мышления, коммуникативных, организаторских и управленческих навыков;
● освоение

основных

технологий

социальной

коммуникации

и

развития

общественных связей; освоение ключевых современных форм, способов и методов
анализа ситуации, выделения проблем и общественных инициатив, организации
деятельности по решению проблемы, реализации и управления циклом реализации
общественно-полезной деятельности.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы
● обсуждение,
● проведение партий в настольные игры,
● устный, письменный зачет, анкетирование;
● квест
● игровой турнир.

Содержание программы курса
Данная программа даёт возможность познакомиться с самыми успешными настольными
играми в мире. В программе представлены несколько видов настольных игр, содержание
данной программы позволяет обучающимся познакомиться с настольными играми
постепенно, двигаясь от самых простых к более сложным, постигая вместе с этим
исследовательское содержание приведенных игр. Программа развивает в кадете
(гимназистке) стороны его личности, таланты и умения, концентрируя внимание на
динамичном вовлечении в познавательный процесс через игровую исследовательскую
активность. Обучающиеся получают эмоциональное удовлетворение и необходимое
признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях
здоровой конкуренции.
В программе представлены несколько видов настольных игр, которые открывают и
развивают в ребенке стороны его личности, таланты и умения, концентрируя внимание
на динамичном вовлечении в познавательный процесс через игровую исследовательскую
активность. Настольно-печатные игры развивают логику и ум, стимулируют мышление и
память; ролевые игры – фантазию, обыгрывают научные и фантастические особенности;
карточные игры – логику, умение мыслить стратегически, просчитывать характер
развития событий на основании полученных визуальных данных; военно-стратегические
7

игры отражают закономерности развития более сложных игровых структур с
возможностью управлять развитием нескольких векторов эволюции организмов или
техники, в зависимости от предложенной настольной игры.

8

II. Тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы учебного курса

Всего
часов

1

Блок 1. Настольные игры первой ступени. Европейская школа

22

1.1

Знакомство. Настольные игры и их роль

2

1.3

Экономические игры

6

1.4

Логические игры

6

1.5

Настольные игры для компании

4

1.6

Игры по истории

4

2

Блок 2. Настольные игры второй ступени.

46

2.1

Стратегические игры

8

2.2

Военно-тактические игры

6

2.3

Коллекционные карточные игры

6

2.4

Кооперативные игры.

8

2.5

Английская школа игр.

6

2.6

Настольно-ролевые игры.

6

2.7

Подготовка тематического турнира

6

Всего часов

68

9

III. Содержание тем программы
Блок 1. Настольные игры первой ступени. Европейская школа
Учащиеся знакомятся друг с другом и преподавателем, начиная изучать более
простые игры экономического, логического и исторического плана, учатся игре в команде.
Постепенно привыкают к сложности настольных игр и готовятся к усложненным
правилам
Блок 2. Настольные игры второй ступени.
Учащиеся учатся работать с настольными играми повышенной сложности
привыкают правильно читать и понимать правила игр, учатся кооперативу, узнают
коллекционных карточных играх и учатся их основам - создают свои первые колоды
комбинируют возможные карты, пробуют себя в роли главного героя игры, общаясь
другими игроками в ролевой форме.

о
и
с

10

IV. Материально-технические условия реализации программы
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

Настольные игры:
UNO
Зомби, ножницы, бумага
Метро 2033 (2-е издание)
Страшные сказки
Замес Манчкина
Цитадели
Взрывные котята
Эпичные схватки боевых магов: Битва на горе черепламени
Карточные войны (Бимо против Леди Ливнирог)
Magic: The Gathering
Манчкин Original
Мафия
Монополия
Список настольных игр может изменяться в зависимости от возникающих
потребностей и пожеланий участников “Настольного клуба”

11

V. Перечень рекомендуемых источников
Нормативно-правовые документы:
● Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в
Российской Федерации».
● Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.
● Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гг.
● Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 г. №
1726-р.
● Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ».
● Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного
образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.
● Конвенция ООН «О правах ребенка». - М., 2005.
● Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
● Региональный приоритетный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный
Протоколом заседания Совета при Губернаторе Томской области по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №
СЖ-Пр-2537.
Основная литература:
● Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
● Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем. - М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2013.
● Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое
пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
● Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других/
сост. Р. Римская, С.Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2003.
● Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, Харвест, 1998.
Литература для педагога:
● Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные
психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - T.I.
● Репринцева, Е.А. Игра как социокультурный и педагогический феномен:
диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 Курск, 2005.
● Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.
Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва,1951.
● Хёйзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Й.
Хёйзинга // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992. С. 5-240
12

Литература для родителей:
● Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
● Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других/
сост. Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2003.
Литература для детей:
● Герцензон Б. Шашки – это интересно: Учебник шашечной игры OZON
Издательство: СПб: Литера, 1997. - 256 стр.
● Кислюк Л.У. Игра японских героев. Японские шахматы сеги и их ближайшие
“родственники” OZON. - М., 1999.
● Матем.чудеса и тайны Матем.фокусы и головоломки (Гарднер М.) OZON 27 Изд.
2-е,испр., доп. Издательство: Мн: Современное слово , 1997. - 128 с.

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.