Календарно-тематическое планирование по технологии для 4 классов на 2020-2021 учебный год

№
п/
п

Тема

1

Как работать с учебником

23

Вагоностроительный завод
Изделия: «Ходовая часть
(тележка)», «Кузов
вагона», «Пассажирский
вагон»

Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс
Содержание
Характеристика деятельности учащихся

Ориентирование по
разделам учебника.
Систематизация знаний о
материалах и
инструментах. Знакомств
о с технологическими
картами и критериями
оценивания выполнения
работы Понятия:
технология, материалы,
инструменты,
технологический процесс,
приёмы работы

Обобщить знания о материалах и их свойствах;
инструментах и правилах работы с ними,
пройденными в предыдущих классах.
Планировать деятельность по выполнению изделия
на основе «Вопро сов юного технолога» и
технологической карты. Познакомиться с кри
териями оценки качества выполнения изделий для
осуществления само контроля и самооценки.
Создавать условные обозначения производств
(пиктограммы), нано сить их на контурную карту
России в рабочей тетради

Знакомство с историей
развития железных дорог
в России, с конструкцией
вагонов разного
назначения. Создание
модели вагона из бумаги,
картона.
Проектная групповая
деятельность,
самостоятельное
построение чертежа
развертки вагона, чертеж
и сборка цистерны.
Знакомство с
производственным
циклом изготовления

Находить и отбирать информацию, об истории
развития железнодорожного транспорта в России, о
видах и особенностях конструкции вагонов и
последовательности их сборки из текстов учебника и
других источников. Выбирать информацию,
необходимую для выполнения
изделия, объяснять новые
понятия. Овладевать основами
черчения, анализировать конструкцию
изделия, выполнять разметку деталей при помощи
линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи
ножниц, соблюдать правила безопасного
использования этих инструментов. Создавать разные
виды вагонов, используя объёмные геометрические
тела (параллелепипед, цилиндр, конус. Выбирать и
заменять материалы и инструменты при выполнении

Человек и земля (21ч)

Колво
часо
в
1

2

Дат
а

Примечан
ие

вагона. Понятия:
машиностроение,
локомотив, конструкция
вагона, цистерна,
рефрижератор, хоппердозатор, ходовая часть,
кузов вагона, рама кузова.

4

Полезные ископаемые
Изделие: «Буровая вышка»

Буровая вышка.
Знакомство с полезными
ископаемыми, способами
их добычи и
расположением
месторождений на
территории России. Изготовление модели
буровой вышки из
металли-ческого
конструктора.
Проектная работа.
Понятия: полезные
ископаемые, месторожде-

изделия. Применять на практике алгоритм
построения деятельности в
проекте, определять этапы проектной
деятельности. С помощью
учителя заполнять технологическую
карту, анализировать её
структуру, сопоставлять технологическую карту с
планом изготовления изделия, алгоритмом
построения деятельности в проекте и соотносить её с
«Вопросами юного технолога* и слайдовым и
текстовым планом. Организовывать рабочее место
(этот вид деятельности учащихся осуществляется на
каждом уроке). Рационально использовать
материалы при разметке и раскрое изделия.
Распределять роли и обязанности при выполнении
проекта (работать в минигруппах). Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её основе контролировать свою
деятельность. Составлять рассказ для презентации
изделия, отвечать на вопросы по презентации
Находить и отбирать информацию о полезных
ископаемых, способах их добычи и транспортировки,
профессиях людей, занимающихся добычей
ископаемых посредством бурения и поиском
полезных ископаемых, из материалов учебника и
других источников. Находить и обозначать на карте
России крупнейшие месторождения нефти и
газа. Выбирать информацию, необходимую для
изготовления изделия, объяснять новые
понятия. Анализировать конструкцию реального
объекта (буровой вышки) и определять основные
элементы конструкции. Соотносить детали
конструкции и способы соединения башни с
деталями конструктора, выбирать необходимые для
выполнения виды соединений (подвижное или
неподвижное). Выбирать и заменять материалы и

1

ние, нефтепровод,
тяга.
Профессии:геолог,бурови
к

5

Полезные ископаемые
Изделие: «Малахитовая
шкатулка».

Знакомство с полезными
ископаемыми,
используемы- ми для
изготовления предметов
искусства, с новой
техникой работы с пласти
-лином (технология лепки
слоями). Изготовление
изделия, имитирующего
технику русской мозаики.
Коллективная работа:
изготовление отдельных
элементов («малахитовых
плашек») учащимися.
Понятия: поделочные
камни,имитация, мозаика,
русская мозаика.
Профессия: мастер по

инструменты при изготовлении изделия.
Применять на практике алгоритм построения
деятельности в проекте, определять этапы проектной
деятельности. Составлять план изготовления изделия
на основе слайдового
плана, заполнять технологическую карту
и соотносить её с «Вопросами юного
технолога». Соблюдать правила безопасного
использования инструментов (отвертки, гаечного
ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку.
Распределять роли и обязанности при выполнении
проекта (работать в минигруппах). Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления
изделия. Составлять рассказали презентации
изделия, отвечать на вопросы по презентации
Находить и отбирать информацию о создании
изделий из поделочных камней и технологии
выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и
других источников. Выбирать информацию,
необходимую для изготовления
изделия, объяснять новые
понятия. Овладевать технологией лепки слоями для
создания имитации рисунка
малахита. Смешивать пластилин близких и
противоположных оттенков для создания нового
оттенка цвета. Использовать приемы работы с
пластилином, выбирать и заменять материалы и
инструменты при изготовлении
изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая
цвет и рисунок «малахитовых кусочков».
Применять на практике алгоритм построения
деятельности в проекте, определять этапы
проектной деятельности. На основании текста

1

камню.

67

Автомобильный завод
Изделие: «КамАЗ», «Кузов
грузовика»

Знакомство с
производственным
циклом созда ния
автомобиля «Камаз».
Имитация бригадной
работы (рекомендуется
разделить класс на
группы, состоящие как из
слабых, так и из сильных
учащихся, последние
будут помогать первым
при сборке изделия).
Работа с металлическим и
пластмассовым кон
структорами.
Самостоятельное
составление плана
изготовления изделия.
Совершенствование
навыков работы с
различными видами
конструкторов.
Понятия: автомобильный

учебника определять способ создания изделий при
помощи техники «русская
мозаика», заполнять технологическую карту
и соотносить её с «Вопросами юного технолога» и
слайдовым планом. Сопоставлять технологическую
карту с алгоритмом построения деятельности в
проекте. Рационально использовать материалы при
выполнении имитации малахита.
Распределять роли и обязанности при выполнении
проекта. Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её основе контролировать свою
деятельность. Составлять рассказ для презентации
изделия, отвечать на вопросы по презентации
Находить и отбирать информацию о развитии
автомобилестроения в России, видах, назначении и
конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическим
процессе сборки на конвейере из материалов
учебника и других источников. Находить и
обозначать на карте России крупнейшие заводы,
выпускающие автомобили. Выбирать информацию о
конвейерном производстве, выделять этапы и
операции, объяснять новые
понятия. Анализировать конструкцию реального
объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять
основные элементы конструкции. Соотносить делали
конструкции и способы соединения башни с
деталями констриктора, выбирать необходимые для
выполнения виды соединений (подвижное или
неподвижное), пользоваться гаечным ключом и
отверткой. Применять на практике алгоритм
построения деятельности в
проекте, определять этапы проектной
деятельности, имитировать технологию конвейерной
сборки изделия. Составлять план изготовления
изделия с технологическим процессом сборки
автомобиля на конвейере и слайдовым

2

завод, конвейер,
операция.

89

Монетный двор.
Изделие: «Стороны медали»,
«Медаль»

Знакомство с основами
чеканки медалей,
особенностями формы
медали. Овладевать
новым приемом —
тиснение по фольге.
Совершенствовать умение
заполнять
технологическую карту.
Работа с
металлизированной
бумагой — фольгой
Понятия: знак отличия,
рельефный рисунок,
контррельефный рисунок,
аверс, реверс, штамповка.
литье, тиснение.

планом, заполнять технологическую
карту. Соблюдать правила безопасного
использования инструментов (отвертки, гаечного
ключа).
Распределять роли и обязанности при выполнении
проекта (работать в группе)
и организовывать рабочее место с учётом
выбранной операции.
Самостоятельно изготавливать модель
автомобиля. Про- водить совместную оценку этапов
работы и на её
основе, контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Помогать участникам
группы при изготовлении
изделия. Составлять рассказ для презентации
изделия, отвечать на вопросы по презентации
Находить и отбирать информацию об истории
возникновения олимпийских медалей, способе их
изготовления и конструкции из материалов учебника
и других источников. Объяснять новые понятия,
используя текст учебника. Сравнивать стороны
медали, объяснять особенности их оформления в
зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон
медали на основе образца, приведенного в
учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи
кальки. Осваивать правила тиснения фольги.
Соединять детали изделия при помощи
пластилина. Применять на практике алгоритм
построения деятельности в
проекте, определять этапы проектной
деятельности. Составлять план изготовления изделия
на основе слайдового и текстового плана, заполнять с
помощью учителя технологическую карту
и соотносить её с «Вопросами юного
технолога». Соблюдать правила безопасного
использования инструментов.
Распределять роли и обязанности при выполнении

2

10
11

Фаянсовый завод.
Изделие: «Основа для
вазы», «Ваза».
Фаянсовый завод.
Тест: «Как создается фаянс»

Знакомство с особеннос
тями изготовления
фаянсовой посуды.
Изготовление изделия с
соблюдением отдельных
этапов технологии
создания изделий из
фаянса. Совершенство
вание умений работать
пластилином. Знакомство
с особенностями профес
сиональной деятельнос ти
людей, работаю щих на
фабриках по производству
фаянса.
Понятия: операция, фаянс,
эмблема, обжиг, глазурь,
декор.
Профессии: скульптор,
художник.

проекта. Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию о технологии
создания изделий из
фаянса, их назначении и использовании из
материалов учебника и других
источников. Использовать эмблемы, нанесенные на
посуду, для определения фабрики
изготовителя. Находить и отмечать на карте
города, где находятся заводы по производству
фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия,
используя текст учебника. Анализировать технологию
изготовления фаянсовых изделий и определять
технологические этапы, которые возможно
выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы.
Использовать приемы и способы работы с
пластичными материалами для создания и
декорирования вазы по собственному эскизу.
Применять на практике алгоритм построения
деятельности в проекте, определять этапы проектной
деятельности, соотносить их с технологией создания
изделий из фаянса. Составлять план изготовления
изделия на основе слайдового и текстового плана,
заполнять с помощью учителя. Соблюдать правила
безопасного использования
инструментов. Распределять роли и обязанности при
выполнении проекта. Помогать участникам группы
при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по

1
1

С.26
рабочая
тетрадь

12

Швейная фабрика

Знакомство с технологией
производственного
процесса на швейной
фабрике и
профессиональной
деятельностью людей.
Определение размера
одежды при помощи
сантиметра. Создание
лекала и изготовление
изделия с повторением эл
е м е н тов
технологического
процесса швейного
производства. Работа е
текстильными
материалами.
Соблюдеиие правил
работы с иглой,
ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель
лекал, раскройщик,
оператор швейного
производства,
утюжильщик. Понятия:
кустарное производство,
массовое производство,
швейная фабрика, лекало,
транспортер, мерка,
размер.

13

Швейная фабрика

Освоение технологии
создания мягкой игрушки.
Использование умений
самостоятельно опреде
лять размер деталей по

Изделие: «Прихватка»

Изделие: «Новогодняя
игрушка», «Птичка»

презентации
Находить и отбирать информацию о технологии
производства одежды и профессиональной
деятельности людей, работающих на швейном
производстве, из материалов учебника и других
источников. Находить и отмечать на карте города, в
которых находятся крупнейшие швейные
производства. Использовать текст учебника для
определения последовательности снятия
мерок. Снимать мерки и определять, используя
таблицу размеров, свой размер
одежды. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их
назначению. Анализировать технологию
изготовления одежды, определять технологические
этапы, которые возможно воспроизвести в
классе. Определять размер деталей по слайдовому
плану и вычерчивать лекало при помощи
циркуля. Выполнять самостоятельно разметку
деталей изделия и раскрой
изделия. Использовать для соединения деталей
строчку прямых стежков, косых стежков, петельных
стежков. Соблюдать правила работы с иглой,
ножницами, циркулем.
Составлять план изготовления изделия на основе
слайдового и текстового плана,
самостоятельно заполнять технологическую
карту. Проводить оценку этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию о видах изделий,
производимых на швейном производстве, из
материалов учебника и других
источников. Выделять общие этапы технологии их
производства. Использовать материалы учебника для

1

1

слайдовому плану, соз
давать лекало и
выполнять при помоши
него разметку деталей.
Соблюдать правила
работы с иглой,
ножницами, циркулем.
Самостоятельно
составлять план
изготовления изделия.
Изготавливать разные
виды изделий с
использованием одной
технологии.
Понятия: мягкая игрушка.

14
15

Обувное производство
Изделие: «Модель детской летней
обуви»

Знакомство с историей
создания обуви. Виды
материалов,
используемых для
производства обуви. Виды
обуви и её назначение.
Знакомство с
технологическим
процессом производства
обуви (конструкция,
последо- вательность
операций). Как снимать
мерку с ноги и определять
по таблице размер обуви.

знакомства с технологическим процессом
изготовления мягкой
игрушки. Анализировать технологию
изготовления, определять технологические этапы,
которые можно выполнить самостоятельно,
материалы и инструменты, необходимые для
изготовления изделия. Определять размер деталей
по слайдовому плану и вычерчивать лекало при
помощи циркуля. Выполнять самостоятельно
разметку деталей изделия и раскрой
изделия. Использовать для соединения деталей
строчку прямых стежков, косых стежков.
Самостоятельно декорировать изделие, использоват
ь приёмы декорирования для создания разных видов
изделий. Соблюдать правила работы с иглой,
ножницами, циркулем.
Составлять план изготовления изделия на основе
слайдового плана, сравнивать план с
технологической картой изготовления
прихватки. Проводить оценку этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию технологии
производства обуви и профессиональной
деятельности людей, работающих на обувном
производстве, из материалов учебника и других
источников. Находить и отмечать на карте города, в
которых расположены крупнейшие обувные
производства. Использовать текст учебника для
определения последовательности снятия
мерок. Снимать мерки и определять, используя
таблицу размеров, свой размер
обуви. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их
назначению. Соотносить назначение обуви с

2

Создание модели обуви из
бумаги (имитация производственного процесса).
Закрепление знания о
видах бумаги, приёмах и
способах работы с ней.
Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная
пара, натуральные
материалы,
искусственные
материалы, синтетические
материалы, модельная
обувь, размер обуви.

16
17

Деревообрабатывающее
производство
Изделие: «Технический рисунок
лесенки-опоры для растений»,
«Лесенка-опора для растений»

Знакомство с новым
материалом —
древесиной, правилами
работы столярным ножом
и последовательностью
изготовления изделий из
древесины. Различать
виды пиломатериалов и
способы их производства.
Знакомство со свойствами
древесины. Осмысление
значения древесины для
производства и жизни
человека. Изготовление
изделия из реек.
Самостоятельное

материалами, необходимыми для её
изготовления. Анализировать технологию
изготовления обуви, определять технологические
этапы, которые возможно воспроизвести в
классе. Определять размер деталей но слайдовому
плану и переносить их на
бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей
изделия и раскрой изделия. Использовать при
изготовлении изделии навыки работы с бумагой.
Соблюдать правила работы с ножницами и
клеем. Составлять план изготовления изделия на
основе слайдового плана, самостоятельно заполнять
технологическую карту, соотносить её с
технологическим процессом создания
обуви. Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать из материалов учебника и
других источников информацию о древесине, её
свойствах, технологии производства
пиломатериалов. Объяснять новые понятия,
используя текст учебника. Объяснять назначение
инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие
источники. Анализировать последовательность
изготовления изделий из
древесины, определять технологические этапы,
которые возможно воспроизвести в
классе. Осваивать правила работы со столярным
ножом и использовать их при подготовке деталей.
Соблюдать правила безопасности работы с
ножом. Обрабатывать рейки при помощи
шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с

2

декорирование. Работа с
древесиной.
Конструирование.
Профессия: столяр.
Понятия: древесина,
пиломатериалы, текстура,
нож-косяк.

18
19

Кондитерская фабрика

Практическая работа:
«Тест „Кондитерские изделия

Кондитерская фабрика

Изделие:
Пирожное «Картошка», «Шокол
адное печенье»

Знакомство с историей и
технологией производства
кондитерских изделий,
технологией производства
шоколада из какао-бобов.
Знакомство с
профессиями людей,
работающих на конди
терских фабриках.
Информация о
производителе и составе
продукта на этикетке.
Приготовление
пирожного «картошка» и
шоколадного печенья.
Правила поведения при
приготовлении пищи.
Правила пользования
газовой плитой.

помощью клея.
Составлять план изготовления изделия на основе
слайдового и
текстового плана, заполнять технологическую карту с
помощью учи теля, соотносить ее с
последовательностью изготовлении изделий из
древесины. Соотносить размеры лесенки-опоры с
размерами растения и корректировать размеры
лесенки-опоры при
необходимости. Декорировать изделие по
собственному замыслу, использовать различные
материалы. Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию о технологии
производства кондитерских изделий (шоколада) и
профессиональной деятельности людей, работающих
на кондитерском производстве, из материалов
учебника и других источников. Отыскивать на
обертке продукции информацию о её производителе
и составе. Отмечать на карте города, в которых
находятся крупнейшие кондитерские
фабрики. Анализировать технологию изготовления
шоколада, определять технологические этапы,
которые возможно воспроизвести в классе,
и выделять ингредиенты, из которых изготовлен
шоколад. Анализировать рецепты пирожного
«картошка» и шоколадного
печенья, заполнять технологическую карту с
помощью учителя. Определять необходимые для
приготовления блюд инвентарь, принадлежности и
кухонную посуду. Составлять план приготовления
блюда, распределять обязанности. Соблюдать прави

1
1

С.46
рабочая
тетрадь

Профессии: кондитер,
технолог-кондитер.
Понятия: какао-бобы,
какао-крупка, какао тер
тое, какао-масло,
конширование.

20

21

Бытовая техника
Практическая работа:
«Тест „ Правила эксплуата- ции
электронагре- вательных приборов“».
Бытовая техника
Изделие: «Настольная лампа»,
«Абажур.Сборка настольной
лампы»

Знакомство с понятием
«бытовая техника» и её
значением в жизни
людей. Правила
эксплуатации бытовой
техники, работы с
электричеством,
знакомство с действием
простой электрической
цепи, работа с
батарейкой. Сборка
простой электрической
цепи. Практическое
использование
электрической цепи на
примере сборки
настольной лампы,
правила утилизации
батареек. Освоение
приемов работы в технике
«витраж». Абажур/плафон
для настольной лампы.
Профессии: слесарьэлектрик, электрик,
электромонтер.
Понятия: бытовая техника,
бытовое электрооборудование, источник
электрической энергии,

ла гигиены, правила приготовления блюд и правила
пользования газовой плитой. Помогать участникам
группы при изготовлении изделия. Проводить оценку
этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию о бытовой
технике, её видах и назначении из материалов
учебника и других источников. Находить и
отмечать на карте России города, в которых
находятся крупнейшие производства бытовой
техники. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника. Определять последовательность сборки
простой электрической цепи по схеме и рисунку
и соотносить условные обозначения с реальными
предметами (батарейкой, проводами,
лампочкой). Анализировать правила пользования
электрическим чайником, осмысливать их значение
для соблюдения мер безопасности и составлять на их
основе общие правила пользования
электроприборами. Собирать модель лампы на
основе простой электрической цепи. Составлять план
изготовления изделия на основе слайдового и
текстового плана, заполнять технологическую карту с
помощью учителя. Изготавливать абажур для
настольной лампы в технике
«витраж». Использовать правила выполнения
имитации виража для самостоятельного составления
плана выполнения работы и заполнения
технологической карты. Выполнять разметку изделия
при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и
ножа. Использовать при изготовлении изделия
навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы
с ножницами, ножом и клеем. Помогать участникам
группы при изготовлении

1

1

С.48
рабочая
тетрадь

электрическая цепь,
инструкция по
эксплуатации, абажур,
витраж.

22

23

Тепличное хозяйство

Изделие: «Цветы для школьной
клумбы»

Водоканал

Изделие: «Фильтр для очистки

Знакомство с видами и
конструкциями
теплиц. Осмысление
значения теплиц для
жизнедеятель- ности
человека. Выбор семян
для выращивания
рассады, использование
информации на пакетике
для определения условий
выращивания растения.
Уход за растениями.
Создание мини-теплицы,
посадка семян
цветов. Выращивание
рассады в домашних
условиях, уход за
рассадой.
Профессии: агроном,
овощевод.
Понятия: теплица,
тепличное хозяйство,
микроклимат, рассада,
агротехника.

изделия. Проводить оценку этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источников о видах и конструкциях
теплиц, их значении для обеспечения
жизнедеятельности человека. Использовать текст
учебника для определения технологии выращивания
растений в теплицах и профессиональной
деятельности человека по уходу за растениями в
теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника. Анализировать информацию на пакетике с
семенами, выделять информацию, характеризующую
семена (вид , сорт, высота растения, однолетник или
многолетник) и технологию их выращивания
(агротехнику: время и способ посадки, высадка
растений в грунт), определять срок годности семян.
Соотносить информацию о семенах и условиях их
выращивания с текстовым и слайдовым планом в
учебнике, заполнять технологическую карту с
помощью учителя. Подготавливать почву для
выращивания рассады, высаживать семена цветов
(бархатны), ухаживать за
посевами, соблюдать технологию ухода за
рассадой, создавать мини-теплицу из бытовых
материалов для создания
микроклимата. Проводить наблюдения за всходами
и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для
презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации. Данная работа является долгосрочным
проектом. Рассаду можно использовать для
украшения школьной территории

Человек и вода (3ч)
Знакомство с системой
Находить и отбирать информацию из
водоснабжения города.
материалов учебника и других источников об

1

1

воды»

24

Значение воды в жизни
человека и растений.
Осмысление важности
экономного расходования
воды. Познакомить со
способом фильтрации
воды и способом
экономного расходования
воды, определение
количества расходуемой
воды при помощи
струемера.
Понятия: водоканал,
струемер, фильтрация,
ультрафиолетовые лучи.

Порт.

Практическая работа:
«Технический рисунок канатной
лестницы».
Изделие: «Канатная лестница»

Знакомство с работой
порта и профессиями
людей, работающих в
порту. Освоение способов
крепления предметов при
помощи морских узлов:
простого, прямого,
якорного узлов.
Осмысление важности
узлов для крепления
грузов. Правильное
крепление груза.
Изготовление лестницы с
использованием способа
крепления
морскими узлами.
Профессии: лоцман,
докер, швартовщик,
такелажник, санитарный

устройстве системы водоснабжения города и о
фильтрации воды. Использовать иллюстрацию

учебника для составления рассказа о системе
водоснабжения города и значении очистки воды для
жизнедеятельности человека. Делать выводы о
необходимости экономного расходования
воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых
условиях. На основе слайдового и текстового
плана заполнять технологическую карту
и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по
очистке воды, составлять отчет на основе
наблюдений. Изготавливать струемер
и исследовать количество воды, которое расходуется
человеком за 1 минуту при разном напоре водяной
струи. Выбирать экономичный
режим. Составлять рассказ для презентации о
значении воды, способах её очистки в бытовых
условиях и правилах экономного расходования воды
Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источников о работе и устройстве
порта, о профессиях людей, работающих в
порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие
порты России. Объяснять новые понятия, используя
текст учебника. Анализировать способы вязания
морских узлов, осваивать способы вязания простого и
прямого узла. Определять правильное крепление и
расположение груза. Осознавать, где можно на
практике или в быту применять свои знания. На
основе технического рисунка составлять план
изготовления изделия и соотносить его с текстовым и
слайдовым планом изготовления
изделия. С помощью
учителя заполнять технологическую
карту. Определять размеры деталей изделия по
слайдовому плану и самостоятельно их размечать.
Соединять детали лестницы,
самостоятельно оформлять изделие. Использовать м

1

С.64
рабочая
тетрадь

25

26

Узелковое плетение.

Изделие: «Браслет»

Самолётостроение.
Ракетостроение.

Изделие: «Самолёт»

врач.
Понятия: порт, причал,
док, карантин, военноморская база, морской
узел
Знакомство с правилами
работы и
последовательностью
создания изделий в
технике «макраме»,
Освоение одинарного
плоского узла, двойного
плоского узла. Сравнение
способов вязания морских
узлов и узлов в технике
«макраме». Понятие:
макраме.

Первоначальные
сведения о
самолётостроении, о
функциях самолётов и

орские узлы для крепления ступенек канатной
лестницы.
Составлять рассказ для презентации
изделия, отвечать на вопросы по презентации
Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источников об истории развития
самолётостроения, о видах и назначении
самолётов. Находить и отмечать на карте России
города, в которых находятся крупнейшие заводы,
производящие самолёты. Объяснять конструктивные
особенности самолётов, их назначение и области
использования различных видов летательных
аппаратов. Сравнивать различные виды летательных
аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций
учебника. Осуществлять поиск информации о
профессиях создателей летательных аппаратов. На
основе слайдов определять последовательность
сборки модели самолёта из конструктора, количество
и виды деталей, необходимых для изготовления
изделия, а также виды
соединений. Использовать приёмы и правила работы
с отвёрткой и гаечным
ключом. Заполнять технологическую
карту. Распределять обязанности для работы в
группе. Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации

1

Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источников об истории развития
самолётостроения, о видах и назначении
самолётов. Находить и отмечать на карте России

1

Человек и воздух (3ч)

космических
ракет, конструкция
самолёта и космической
ракеты. Самостоятельное
изготовление модели
самолёта из
конструктора.
Закрепление умения
работать с
металлическим
конструктором.
Профессии: лётчик,
космонавт.
Понятия: самолёт,
картограф, космическая
ракета, искусственный
спутник Земли, ракета,
многоступенчатая
баллистическая
ракета.

27

Самолётостроение.
Ракетостроение.

Изделие: «Ракета-носитель»

Ра кета-носитель
Закрепление основных
знаний о
самолётостроении, о
конструкции самолёта и
ракеты. Закрепление
основных знаний о
бумаге: свойства, виды,
история.
Модель ракеты из
картона, бумаги на основе
самостоятельного
чертежа.

города, в которых находятся крупнейшие заводы,
производящие самолёты. Объяснять конструктивные
особенности самолётов, их назначение и области
использования различных видов летательных
аппаратов. Сравнивать различные виды летательных
аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций
учебника. Осуществлять поиск информации о
профессиях создателей летательных аппаратов. На
основе слайдов определять последовательность
сборки модели самолёта из конструктора, количество
и виды деталей, необходимых для изготовления
изделия, а также виды
соединений. Использовать приёмы и правила работы
с отвёрткой и гаечным
ключом. Заполнять технологическую
карту. Распределять обязанности для работы в
группе. Помогать участникам группы при
изготовлении
изделия. Проводить оценку Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель
ракеты. Анализировать слайдовый план и на его
основе самостоятельно заполнять технологическую
карту. Выполнять самостоятельно разметку
деталей изделия по
чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные
геометрические тела — конус, цилиндр.
Использовать правила сгибания бумаги для
изготовления изделия. Соблюдать правила работы с
ножницами. Соединять детали изделия при помощи
клея. Самостоятельно декорировать изделие.
Проводить оценку этапов работы и на её
основе контролировать по-следовательность и

1

28

Самолётостроение.
Ракетостроение.

Летательный аппарат.
Воздушный змей.
Знакомство с историей
возникновении
воздушного змея.
Конструкции воздушного
змея. Освоение правил
разметки деталей из
бумаги и картона
сгибанием. Оформление
изделия по собственному
эскизу.
Понятия: каркас, уздечка,
леер, хвост, полотно,
стабилизатор.

Создание титульного листа.

Осмысление места и
значения информации в
жизни человека. Виды и
способы передачи
информации. Знакомство
с работой издательства,
технологией создания
книги, профессиями
людей, участвующих в
издании книги. Элементы
книги и использование её
особенностей при
издании Профессии:
редактор, технический

Изделие: «Водушный змей»

29

Изделие: «Титульный лист»

качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источников об истории
возникновения и конструктивных особенностях
воздушных змеев. Объяснять конструктивные
особенности воздушных змеев, используя текст
учебника. Осваивать правила разметки деталей
изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе
слайдового плана определять последовательность
выполнения работы, материалы и инструменты,
необходимые для её выполнения, и виды соединения
деталей. Использовать приёмы работы шилом
(кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост
из ниток. Заполнять технологическую
карту. Распределять обязанности для работы в
группе. Проводить оценку этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы
презентации

Человек и информация (6ч)

Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источником о технологическом
процессе издании книги, о профессиях людей, участвующих в её
создании. Выделять этапы издании книги, соотносить
их с профессиональной деятельностью
людей. Определять этапы технологического процесса
издания книги, которые можно воспроизвести в
классе. Использовать полученные знания для
составления рассказа об истории книгопечатания и
видах печатной продукции. Находить и
называть, используя текст учебника и
иллюстративный материал, основные элементы
книги, объяснять их

1

1

редактор, корректор,
художник.
Понятия: издательское
дело, издательство,
печатная продукция,
редакционноиздательская обработка,
вычитка, оригинал-макет,
элементы книги, форзац,
книжный блок,
переплётная крышка,
титульный лист.

30

31

Работа с таблицами.

Повторение правил
работы на компьютере.
Создание таблицы в
программе Мicrosoft
Word. Понятия: таблица,
строка, столбец.

Создание содержания книги.

ИКТ на службе человека,
работа с компьютером. И

Изделие: работа с таблицами

Практическая работа:

назначение. Находить информацию об издательстве,
выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в
процессе её создания. Определять, какие элементы
книги необходимы для создания книги «Дневник
путешественника». Распределять обязанности при
выполнении групповой работы в соответствии с
собственными возможностями и
интересами, соотносить их с интересами групп гл.
Находить и определять особенности оформления
титульного листа. Использовать в практической
работе знания о текстовом
редакторе. Применять правила работы на
компьютере. Отбирать информацию для создания
текста и подбирать иллюстративный
материал. Создавать титульный лист для книги
«Дневник путешественника». Составлять план
изготовления изделия на основе слайдового и
текстового плана, заполнять технологическую карту с
помощью учителя, соотносить её с технологическим
процессом создания книги. Помогать участникам
группы при изготовлении изделия. Проводить оценку
этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделии, отвечать на вопросы но
презентации
Закреплять знания работы на
компьютере. Осваивать набор текста,
последовательность и особенности работы с
таблицами в текстовом редакторе: определять и
устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в
ячейку таблицы, форматировать текст в
таблице. Создавать на компьютере произвольную
таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении
работы. Соблюдать правила работы на компьютере
Объяснять значение и возможности использования И
КТ для передачи информации. Определять значение

1

1

С.73
рабочая

«Содержание»

32
33

Изделие: Книга «Дневник
путешественника»

Переплётные работы.

34

Итоговый урок.

КТ в издательском деле.
Процесс редакционноиздательской подготовки
книги, элементы книги.
Практическая работа на
компьютере.
Формирование
содержания книги
«Дневник
путешественника» как
итогового продукта
годового проекта
«Издаем книгу».
Знакомство с
переплётшими работами.
Способ соединения
листов, шитье блоков
нитками втачку (в пять
проколов). Закрепление
правил работы шилом и
иглой. Осмысление
'значения различных
элементов в структуре
переплёта. Изготовление
переплёта дневника и
оформление обложки но
собственному эскизу.
Понятия: шитье втачку,
форзац, переплётная
крышка, книжный блок.

Анализ своей работы на

тетрадь

компьютерных технологий в издательском деле, в
процессе создания книги.
Использовать в практической деятельности знания
программы Мicrosoft Word. Применять на практике
правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник
путешественника». Закреплять умения сохранять и
распечатывать текст.
Анализировать темы учебника и соотносить их с
«Содержанием» для «Дневника путешественника»

Находить и отбирать информацию из материалов
учебника и других источников о видах выполнения
переплетных работ. Объяснять значение различных
элементов (форзац, переплётная крышка)
книги. Использовать правила работы шилом,
ножницами и клеем. Создавать
эскиз обложки книги в соответствии с выбранной
тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план
изготовления изде- лия и соотносить его с текстовым
и слайдовым планом. С помощью
учителя заполнять технологическую
карту. Определять размеры лета лей
изделия, выполнять разметку деталей на
бумаге, выполнять шитье блоков нитками втачку (в
пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с
собственным замыслом. Проводить оценку этапов
работы и на её
основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ
для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации. Использовать свои знания для создания
итогового проекта «Дневник путешественника»
Презентовать свои работы, объяснять их достоинства,

2

1

Выставка работ.

уроках технологии за год,
выделение
существенного,
оценивание своей работы
с помощью учителя.
Подведение итогов года.
Презентации своих работ,
выбор лучших. Выставка
работ

способ изготовления, практическое
использование. Использовать в презентации
критерии опенки качества выполнения
работ. Оценивать свои и чужие
работы, определять и аргументировать достоинства
и недостатки. Выявлять победителей по разным
номинациям

Материально-техническое обеспечение
Роговцева Н. И., Анащенков Технология. Рабочие программы. 1—4 классы.
Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Роговцева Н. И. и др. Технология. Учебник. 4 класс.
Комплекты тематических таблиц
Технология обработки ткани.
Технология. Обработка бумаги и картона.
Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть».
Электронное приложение к учебнику «Технология», 4 класс
Классная доска
Магнитная доска.
Персональный компьютер со сканером
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран
Фотокамера цифровая
Наборы цветной бумаги, картона
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.