Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 классов на 2020-2021 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

№
урока

Тема урока

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тип урока

4 КЛАСС ( 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 68 ЧАСОВ )

Основные виды учебной деятельности
1 четверть (16 часов)
Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

1

1

Мир глазами
астронома.

Урок введения в
новую тему

Знакомиться с учебником и
учебными пособиями, с целями и
задачами раздела. Извлекать из
текста учебника цифровые данные о
Солнце, выписывать их в рабочую
тетрадь. Изучать по схеме строение
Солнечной системы, перечислять
планеты в правильной
последовательности, моделировать
строение Солнечной системы.
Работать со взрослыми; находить в
дополнительной литературе,
Интернете научные сведения о
Солнце и Солнечной системе,
кометах, астероидах, готовить
сообщения

Объяснять значения слов:
«астрономия», «астроном». Понимать
учебную задачу урока и стремиться её
выполнить.
Рассказывать о мире с точки зрения
астронома

2

2

Планеты
Солнечной
системы.

Урокисследование

Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить. На основе
схемы строения Солнечной системы
характеризовать планеты,
перечислять их в порядке
увеличения и уменьшения размеров,
осуществлять самопроверку.
Различать планеты и их спутники.
Анализировать схемы вращения
Земли вокруг своей оси и обращения
вокруг Солнца. Устанавливать

Характеризовать планеты Солнечной
системы. Называть естественные
спутники планет.
Рассказывать об изучении планет
астрономами, об особенностях движения
Земли в космическом пространстве.
Называть причины смены дня и ночи и
времён года. Моделировать движение
Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Практическая
работа № 1
«Движение
Земли вокруг
своей оси и
вокруг

Примечание

причинно-следственные связи между
движением Земли и сменой дня и
ночи, сменой времён года. Работать
со взрослыми: наблюдать луну
невооружённым глазом и с помощью
бинокля (телескопа). Извлекать из
дополнительной литературы,
Интернета информацию об
исследованиях астрономов и
готовить сообщения

Солнца»

3

3

Звёздное небо
– Великая
книга
Природы.
Практическая
работа №2
«Знакомство
с картой
звёздного
мира»

Урокисследование

Изучать по учебнику правила
наблюдения звёздного неба,
соотносить их с собственным
практическим опытом, находить на
карте звёздного неба знакомые
созвездия. Моделировать
изучаемые созвездия. Определять
направление на север по Полярной
звезде. Выполнять задания
электронного приложения к
учебнику. Работать с
терминологическим словариком

Называть правила наблюдения
звёздного неба. Называть созвездия:
Малая Медведица, Большой Пёс, Телец.
Называть звёзды: Полярная звезда,
Сириус, Альдебаран, Плеяды –
скопления звёзд в созвездии Тельца

4

4

Мир глазами
географа.

Комбинированн
ый урок

Сравнивать глобус и карту
полушарий.
Находить условные знаки на карте
полушарий. Обсуждать значение
глобуса и карт в жизни
человечества. Составлять рассказ о
географических объектах с
помощью глобуса и карты
полушарий.
Извлекать информацию о
географических объектах из
дополнительных источников и

Рассказывать об истории создания карт
в мире и в России, об истории создания
глобуса.
Понимать, что изучает география.
Работать с картами полушарий.
Показывать на карте, глобусе материки
и океаны, горы, равнины, моря,
тепловые пояса Земли. Объяснять
значения слов: «география», «географ»

Практическая
работа №3
«Поиск и
показ
изучаемых
объектов на
глобусе и
географическ
ой карте»

Интернета и готовить сообщения о
них. Работать с терминологическим
словариком
5

5

Мир глазами
историка

Комбинированн
ый урок .

Составлять рассказы о мире с точки
зрения историка. Характеризовать
роль исторических источников для
понимания событий прошлого.
Обсуждать роль бытовых предметов
для понимания событий прошлого.
Посещать краеведческий музей и
готовить рассказ на основании его
экспонатов о прошлом своего
региона, города (села). Работать с
терминологическим словариком.
Готовить сообщение о прошлом
своего региона, города (села)

Понимать, что история – это наука,
которая изучает то, что было в прошлом
людей. Называть источники
исторических сведений. Понимать
значение летописей и археологии,
архивов и музеев для изучения истории.
Объяснять значения слов: «история»,
«историк», «исторический источник»,
«архив», «летопись», «археология»,
«археолог»

6

6

Когда и где?

Урок развития
умений
и
навыков

Определять по «ленте времени»
век, в котором происходили
упоминавшиеся ранее исторические
события. Обсуждать сроки начала
года в разных летоисчислениях.
Анализировать историческую карту,
рассказывать по ней об
исторических событиях

Понимать, что означают слова и
выражения: «век», «тысячелетие»,
«наша эра», «до нашей эры».
Рассказывать о летоисчислении в
древности и в наши дни. Работать с
«лентой времени». Работать с
исторической картой

Комбинированн
ый урок

Рассказывать о мире с точки зрения
эколога. Анализировать
современные экологические
проблемы, предлагать меры по их

Понимать, что если люди погубят
окружающую природу, то и сами не
выживут. Рассказывать о развитии
человечества во взаимодействии с

Практическая
работа №4
«Знакомство
с
историческим
и картами»
7

7

Мир глазами
эколога

8

8
Сокровища
Земли под
охраной
человечества.

Комбинированн
ый урок

Всемирное
наследие

решению. Знакомиться с
международным сотрудничеством в
области охраны окружающей среды.
Находить в Интернете информацию
о способах решения экологических
проблем и экологических
организациях в России, готовить
сообщения. Изучать экологический
календарь

природой.

Рассказывать о причинах появления
Списка Всемирного наследия.
Различать объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Знакомиться по карте-схеме с
наиболее значимыми объектами
Всемирного наследия, определять
их по фотографиям. Читать в
учебнике текст об одном из
объектов Всемирного наследия,
использовать его как образец для
подготовки собственных сообщений.

Понимать, что такое всемирное
наследие. Рассказывать о составных
частях Всемирного наследия: природном
и культурном наследиях. Называть
объекты Всемирного наследия,
используя карту. Называть объекты
Всемирного наследия, которые
находятся в России

Называть экологические проблемы и
пути их решения. Называть
международные соглашения по охране
окружающей среды, международные
экологические организации.
Использовать приобретенные знания
для оценки воздействия человека на
природу, выполнение правил поведения
в природе и участие в её охране

Извлекать из дополнительной
литературы, Интернета
информацию об объектах
Всемирного наследия и готовить о
них сообщения
9

9

Сокровища
Земли под
охраной
человечества.
Международн

Урокисследование

Знакомиться по рисунку учебника с
животными из Международной
Красной книги. Читать в учебнике
текст о животном из Международной
Красной книги и использовать его
как образец для подготовки

Рассказывать о Международной
Красной книге. Рассказывать о том, что
нужно сделать для спасения каждого
вида.
Объяснять, почему животные оказались

ая Красная
кни

собственных сообщений. Извлекать
из дополнительной литературы,
Интернета информацию о животных
из Международной Красной книги и
готовить о них сообщения.
Подготовка сообщения о животных
из Международной Красной книги.
Моделирование в виде схемы
воздействие человека на природу.
Обсуждение, как каждый может
помочь природе

под угрозой исчезновения

Природа России (10 ч )
10

1

Равнины и
горы России.

Комбинированн
ый урок

Практическая
работа №5
«Поиск и
показ на
физической
карте равнин
и гор России»

11

2

Моря, озёра и

Находить и показывать на
физической карте России
изучаемые географические объекты,
рассказывать о них по карте.
Различать холмистые и плоские
равнины. Характеризовать формы
земной поверхности России,
рассказывать о них по личным
впечатлениям. Извлекать из
дополнительной литературы,
Интернета сведения об изучаемых
географических объектах, готовить
сообщения. Выполнять на
компьютере задания из
электронного приложения к
учебнику. Готовить материалы к
выставке «Где мы были»

Урок развития
умений
и

Находить и показывать на
физической карте России

Называть формы земной поверхности.
Показывать на карте наиболее крупные
равнины и горы. Рассказывать о
вулканах Камчатки – объекте
Всемирного наследия. Рассказывать об
Ильменском заповеднике

Показывать на карте и рассказывать о
морях Северного Ледовитого, Тихого и

реки России.

навыков

Различать моря Северного
Ледовитого, Тихого и
Атлантического океанов.
Характеризовать особенности
изучаемых водных объектов.
Находить в Интернете сведения о
загрязнении воды в морях, озёрах,
реках и о мерах борьбы с
загрязнениями. Готовить и
оформлять выставку «Где мы
были». Готовить сочинения по теме
урока

Практическая
работа № 6
«Поиск и
показ на
физической
карте морей,
озёр и рек
России»

12

3

Природные
зоны России.

изучаемые моря, озёра, реки,
рассказывать о них по карте.

Урокисследование

Практическая
работа № 7
«Поиск и
показ на
карте
природные
зоны России»

Знакомиться с картой природных
зон России, сравнивать её с
физической
картой
России;
определять на карте природные
зоны
России,
высказывать
предположения о причинах их
смены, осуществлять самопроверку.

Атлантического океанов. Показывать на
карте озёра: Байкал, Ладожское,
Онежское Каспийское . Показывать на
карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену,
Амур. Рассказывать о Дальневосточном
морском заповеднике

Называть природные зоны России.
Объяснять причины смены природных
зон с севера на юг.
Показывать на карте природных зон
области высотной поясности

Устанавливать
причинноследственные
связи
между
освещённостью
Солнцем
поверхности
Земли
и
сменой
природных зон; работать со схемой
освещённости Земли солнечными
лучами.
Находить на карте природных зон
области высотной поясности

13

4

Зона
арктических

Урок-

Находить и показывать на карте
зону арктических пустынь,

Показывать на карте природных зон

пустынь.

исследование

Практическая
работа №8
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений,
выявление
признаков их
приспособлен
ности к
условиям
жизни в
Арктике»

осуществлять взаимопроверку.

зону арктических пустынь.

Выявлять взаимосвязь природных
особенностей зоны арктических
пустынь и её оснащённости
солнечными лучами.

Рассказывать о зависимости природных
особенностей Арктики от освещённости
её Солнцем, о полярном дне и полярной
ночи.

Определять по рисунку учебника,
какие организмы обитают в зоне
арктических пустынь, объяснять, как
они приспособлены к условиям
жизни; рассказывать по рисунку об
экологических связях в изучаемой
природной зоне, моделировать
характерные цепи питания.

Называть условия, необходимые для
жизни живых организмов.

Рассказывать об освоении
природных богатств в зоне
арктических пустынь и возникших
вследствие этого экологических
проблемах, о природоохранных
мероприятиях и заповедниках.

Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных
арктических пустынь.
Рассказывать об экологических
проблемах и охране природы в зоне
арктических пустынь.
Рассказывать о заповеднике «Остров
Врангеля»

Характеризовать зону арктических
пустынь по плану.
Извлекать из дополнительной
литературы, Интернета сведения о
животном мире изучаемой зоны,
готовить сообщения
14

5

15

6

Тундра.

Практическая
работа №9
«Рассматрив

Урокисследование

Сравнивать общий вид тундры и
арктической пустыни, описывать
тундру по фотографии; находить и
показывать на карте природных зон
зону тундры, рассказывать о ней по
карте.

Показывать на карте природных зон
зону тундры.
Называть природные особенности зоны
тундры.
Называть общие условия, необходимые

Выявлять взаимосвязь природных
особенностей зоны тундры и её
освещённости солнечными лучами.

ание
гербарных
экземпляров
растений,
выявление
признаков их
приспособлен
ности к
условиям
жизни в
тундре»

Рассматривать в гербарии и на
рисунке растения тундры, выявлять
черты их приспособленности к
условиям жизни; знакомиться по
рисунку учебника с животным миром
тундры, обнаруживать
экологические связи в зоне тундры,
рассказывать о них, моделировать
характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении
природных богатств в зоне тундры и
возникших вследствие этого
экологических проблемах, о
природоохранных мероприятиях и
заповедниках.

для жизни живых организмов в тундре.
Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных
тундры.
Рассказывать о занятиях местного
населения.
Называть экологические проблемы
рассказывать об охране природы в зоне
тундры.
Рассказывать о Таймырском
заповеднике

Характеризовать зону тундры по
плану; сравнивать природу тундры и
арктических пустынь.
Изготавливать макет участка
тундры.
Извлекать из дополнительной
литературы, Интернета
информацию о растениях и
животных тундры, готовить
сообщения
16

7

Леса России.

Урокисследование

Находить и показывать на карте
зону тайги, зону смешанных и
широколиственных лесов,

Показывать на карте природных зон
зону тайги, смешанных и
широколиственных лесов.

Практическая
работа №10
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений,
выявление
признаков их
приспособлен
ности к
условиям
жизни в зоне
лесов»

рассказывать о них по карте.
Устанавливать зависимость
особенностей лесных зон
распределения тепла и влаги.
Знакомиться с природой лесных зон;
определять с помощью атласаопределителя растения лесов;
моделировать характерные цепи
питания.

Рассказывать о зависимости природы
лесов от распределения тепла и влаги.
Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных леса.
Называть экологические связи в лесах

Сравнивать природу тундры и
лесных зон.
Находить в Интернете информацию
о растениях и животных лесных зон,
готовить сообщения
2 четверть (18 часов )

17

Лес и человек.

С помощью схемы и текста учебника
раскрывать роль леса в природе и
жизни людей.
Обсуждать экологические проблемы
леса, предлагать меры по его
охране.
Обсуждать правила поведения в
лесу с использованием книги
«Великан на поляне».
Извлекать из дополнительной
литературы и Интернета сообщения
о растениях и животных из Красной
книги России. Готовить сообщения.

Рассказывать о роли леса в природе и
жизни людей.
Называть экологические проблемы
зоны лесов.
Называть растения и животных леса,
которые занесены в Красную книгу
России.
Рассказывать о правилах поведения в
лесу.
Называть заповедники и национальные
парки лесных зон.
Рассказывать

о

Приокско-Террасном

Совершать виртуальную экскурсию
с помощью Интернета в
национальный парк «Лосиный
остров», обсуждать экологические
проекты этого парка.

заповеднике

Характеризовать лесные зоны по
плану

18

Зона степей.

19
Практическая
работа №11
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений,
выявление
признаков их
приспособлен
ности к
условиям
жизни в зоне
степей»

Урокисследование

Сравнивать общий вид леса и степи,
описывать степь по фотографиям.

Показывать на карте природных зон
зону степей.

Находить и показывать на карте
природных зон зону степей,
рассказывать о ней по карте.

Рассказывать о природных
особенностях зоны степей.

Устанавливать зависимость
особенностей степной зоны от
распределения тепла и влаги.
Знакомиться с растительным и
животным миром степей,
рассказывать об экологических
связях в степи, моделировать
характерные цепи питания.
Сравнивать природу зоны степей с
природой лесов и тундры.
Обсуждать экологические проблемы
зоны степей и пути их решения.
Извлекать из дополнительной
литературы и Интернета
информацию о растениях и
животных степей, готовить

Называть экологические проблемы
степной зоны и пути их решения.
Называть заповедники степной зоны.
Рассказывать о питомниках для редких
животных

сообщения.
Совершать виртуальные экскурсии с
помощью Интернета в степные
заповедники, обсуждать
экологические проекты учёных в
этих заповедниках
20

Пустыни.

Практическая
работа №12
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений,
выявление
признаков их
приспособлен
ности к
условиям
жизни в зоне
пустынь»

Урокисследование

Сравнивать общий вид степи и
пустыни, описывать пустыню по
фотографиям.
Находить и показывать на карте
природных зон полупустыни и
пустыни, рассказывать о них по
карте.
Устанавливать зависимость
природы полупустынь от
распределения тепла и влаги.
Знакомиться с растительным и
животным миром пустынь,
рассказывать об экологических
связях в пустыне, моделировать
характерные цепи питания.
Сравнивать природу зоны пустынь с
природой степей.
Обсуждать экологические проблемы
полупустынь и пустынь и пути их
решения.
Изготавливать макет участка
пустынь

Показывать на карте природных зон
зону пустынь.
Рассказывать о природных
особенностях зоны пустынь.
Рассказывать об освоении полупустынь
и пустынь человеком.
Называть экологические проблемы
зоны пустынь и пути их решения.
Рассказывать о заповеднике «Чёрные
Земли»

21

У Чёрного
моря.

Урокисследование

Находить и показывать на карте
природных зону субтропиков,
рассказывать о них по карте.
Устанавливать причины
своеобразия природы
субтропической зоны.

Практическая
работа №13
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений,
выявление
признаков их
приспособлен
ности к
условиям
жизни в зоне
субтропиков».

Знакомиться с растительным и
животным миром Черноморского
побережья Кавказа, рассказывать об
экологических связях, моделировать
характерные цепи питания.
Обсуждать правила безопасности во
время отдыха у моря, экологические
проблемы Черноморского
побережья Кавказа.

Показывать на карте природных зон
зону субтропиков.
Называть правила безопасности во
время отдыха у моря.
Называть экологические проблемы
Черноморского побережья Кавказа.
Называть растения и животных,
которые занесены в Красную книгу
России.
Рассказывать о курортах
Черноморского побережья Кавказа.
Объяснять значения слов:
«Черноморское побережье Кавказа»,
«субтропики»

Совершать виртуальные экскурсии с
помощью Интернета на курорты
Черноморского побережья Кавказа,
в Дендрарий г. Сочи, в
национальный парк «Сочинский».
Обсуждать рассказ «В пещере» из
книги «Великан на поляне».
Работать с терминологическим
словариком

22

Родной край –
часть большой
страны.
Экскурсия №3

Урок-экскурсия

Наблюдать объекты и явления
природы.

Рассказывать о природных
сообществах, характерных для края.

Определять природные объекты с

Наблюдать объекты и явления природы

помощью атласа-определителя.
Фиксировать результаты
наблюдений.
Сравнивать результаты
наблюдений, сделанных в разных
природных сообществах
23

Наш край.

Комбинированн
ый урок

Практическая
работа №14
«Знакомство
с картой
родного края»

24

Поверхность
нашего края

Знакомиться с политикоадминистративной картой России;
находить на политикоадминистративной карте России
свой регион; знакомиться с картой
своего региона, рассказывать по ней
о родном крае.

Показывать на политикоадминистративной карте России родной
край.
Знакомиться с картой родного края.
Рассказывать о родном крае

Характеризовать родной край по
предложенному плану
Комбинированн
ый урок

Описывать по своим наблюдениям
формы земной поверхности родного
края; находить на карте региона
основные формы земной
поверхности, крупные овраги и
балки; извлекать из краеведческой
литературы необходимую
информацию о поверхности края.
Обсуждать меры по охране
поверхности своего края.
Изготавливать макет знакомого
участка поверхности родного края.
Интервьюировать взрослых о
формах поверхности рядом с
городом (селом), о наличии оврагов

Называть формы земной поверхности
родного края.
Находить на карте региона основные
формы земной поверхности, крупные
овраги и балки.
Рассказывать об охране поверхности
края.
Объяснять значения слов: «овраг»,
«балка»

и истории их возникновения
25

Водные
богатства
нашего края

Урокисследование

Составлять список водных объектов
своего региона; описывать одну из
рек по плану; составлять план
описания другого водного объекта
(озера, пруда).
Моделировать значение водных
богатств в жизни людей.

Называть водные объекты своего
региона, рассказывать об их значении
для жизни края.
Называть источники загрязнения вод в
регионе.
Называть правила поведения на воде

Выявлять источники загрязнения
близлежащих водоёмов.
Участвовать в водоохранных
мероприятиях в городе (селе)

26

Наши
подземные
богатства.

Практическая
работа №15
«Рассматрив
ание образцов
полезных
ископаемых,
определение
их свойств»

Урок-практика

Находить на физической карте
России условные обозначения
полезных ископаемых.

Называть важнейшие полезные
ископаемые родного края, их свойства,
способы добычи, использование.

Определять полезное ископаемое,
изучать его свойства, находить
информацию о применении, местах
и способах добычи полезного
ископаемого; описывать изученное
полезное ископаемое по плану;
готовить сообщение и представлять
его классу.

Рассказывать об охране подземных
богатств

Сравнивать изученные полезные
ископаемые.
Выяснять в краеведческом музее,
какие полезные ископаемые

имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой
литературы сведения о
предприятиях региона по
переработке полезных ископаемых
27

Земля кормилица

Урок изучения
нового
материала

Различать типы почв на
иллюстрациях учебника и образцах.
Извлекать из краеведческой
литературы информацию о типах
почв своего региона; изготавливать
макет разреза почвы; доказывать
огромное значение почвы для жизни
на Земле, осуществлять
самопроверку.

Рассказывать о разнообразии почв
России, о наиболее распространённых
типах почв.
Различать типы почв родного края.
Рассказывать об охране почв

Извлекать из краеведческой
литературы информацию об охране
почв в регионе
28

Жизнь леса.

Практическая
работа №16
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений
леса и их
распознавани
е»

Урокисследование

Определять с помощью атласаопределителя растения смешанного
леса в гербарии; узнавать по
иллюстрациям в учебнике
представителей лесного
сообщества; выявлять
экологические связи в лесу.
Рассказывать по своим
наблюдениям о том, какие растения,
животные, грибы встречаются в
лесах родного края.
Моделировать цепи питания,
характерные для лесного

Понимать, что лес – сложное единство
живой и неживой природы.
Объяснять значение выражения
«природное сообщество».
Рассказывать о природном сообществе
смешанного леса.
Определять обитателей леса с
помощью атласа-определителя.
Использовать полученные знания для
удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной
информации о родном крае, о жизни

сообщества региона.

леса.

Обсуждать нарушения
экологических связей в лесном
сообществе по вине человека,
предлагать пути решения
экологических проблем.

Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных (2–3
представителя из изученных ), леса,
раскрывать особенности их внешнего
вида и жизни, различать части растения,
отображать их в рисунке (схеме).

Характеризовать лесное
сообщество региона по данному в
учебнике плану.

Моделировать цепи питания

Наблюдать за жизнью леса,
определять его обитателей с
помощью атласа-определителя
29

Жизнь луга.

Практическая
работа №17
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений
луга и их
распознавани
е»

Комбинированн
ый урок

Описывать луг по фотографии,
определять растения луга в
гербарии; знакомиться с животными
луга по иллюстрации учебника;
выявлять экологические связи на
лугу.
Рассказывать по своим
наблюдениям о луговых растениях,
животных и грибах своего региона.
Моделировать цепи питания на лугу,
осуществлять взаимопроверку и
коррекцию.
Характеризовать луговое
сообщество по плану.
Сравнивать природные особенности
леса и луга.
Приводить примеры правильного и

Рассказывать о природном сообществе
луга.
Использовать полученные знания для
удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной
информации о жизни луга.
Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных (2–3
представителя из изученных ) луга,
раскрывать особенности их внешнего
вида и жизни.
Моделировать цепи питания.
Рассказывать о влиянии человека на
жизнь луга.
Рассказывать об охране лугов

неправильного поведения человека
на лугу, выявлять нарушения
экологических связей по вине
человека, предлагать пути решения
экологических проблем.
Составлять памятку «Как вести себя
на лугу».
Наблюдать за жизнью луга,
определять его обитателей с
помощью атласа-определителя
30

Жизнь в
пресных
водах.

Практическая
работа №18
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
растений
пресных вод и
их
распознавани
е»

Урокисследование

Описывать водоём по фотографии;
определять с помощью атласаопределителя растения пресного
водоёма; узнавать по иллюстрациям
учебника живые организмы пресных
вод; выявлять экологические связи в
пресном водоёме.

Рассказывать о природном сообществе
пресных вод.

Рассказывать по своим
наблюдениям об обитателях
пресных вод родного края.

Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных (2–3
представителя из изученных) пресных
вод, раскрывать особенности их
внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания в
пресноводном сообществе своего
региона.
Характеризовать пресноводное
сообщество своего региона по
плану.
Обсуждать способы приспособления
растений и животных к жизни в воде.
Наблюдать за жизнью пресного
водоёма, определять его

Использовать полученные знания для
удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной
информации о жизни в пресных водах.

Моделировать цепи питания.
Называть правила поведения у
водоёма.
Рассказывать об охране пресноводных
растений и животных.
Рассказывать о болотах и об их охране

обитателей с помощью атласаопределителя
31

Растениеводс
тво в нашем
крае.

Практическая
работа №19
«Рассматрив
ание
гербарных
экземпляров
полевых
культур и их
распознавани
е»

Урокисследование

Выявлять зависимость
растениеводства в регионе от
природных условий.
Знакомиться по материалам
учебника и краеведческой
литературе с одной из отраслей
растениеводства, готовить
сообщения, представлять их классу.

Рассказывать о растениеводстве как об
отрасли сельского хозяйства.
Называть сорта культурных растений.
Называть отрасли растениеводства в
родном крае.
Называть правила ухода за
культурными растениями

Определять с помощью
иллюстраций учебника полевые
культуры в гербарии; различать
зёрна зерновых культур.
Различать сорта культурных
растений (на примерах, характерных
для региона)
Наблюдать за весенними работами
в поле, огороде, саду, участвовать в
посильной работе по выращиванию
растений

32

Проверим
себя и оценим
свои
достижения.
Промежуточ
ная
диагностиче
ская работа

Выполнять тесты с выбором ответа.
Оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов.
Адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными
баллами

Оценивать свои достижения

33

Животноводст
во в нашем
крае

Выявлять зависимость
животноводства в регионе от
природных условий.
Знакомиться по материалам
учебника и краеведческой
литературе с одной из отраслей
животноводства, готовить
сообщения, представлять их классу.

Рассказывать о животноводстве как об
отрасли сельского хозяйства.
Называть породы домашних животных.
Называть отрасли животноводства в
регионе и рассказывать об их развитии

Различать породы домашних
животных (на примерах,
характерных для региона).
Наблюдать за трудом
животноводов, участвовать в
посильной работе по уходу за
домашними сельскохозяйственными
животными
34

Презентация
проектов.

Урок-проект

Извлекать информацию из
дополнительных источников.
Посещать музеи, обрабатывать
материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов
семьи, других взрослых.
Готовить иллюстрации для
презентации проекта (фотографии,
слайды, рисунки).
Готовить тексты сообщений.

Выполнять презентацию проектов с
демонстрацией иллюстраций и других
подготовленных материалов

Выступать с сообщением в классе.
Оценивать свои достижения по
выполнению проекта и достижения
товарищей
35

Начало
истории
человечества

Урок изучения
нового
материала

Знакомиться с разворотом «Наши
проекты», выбирать проекты для
выполнения.
Определять по «ленте времени»
длительность периода первобытной
истории.
Обсуждать роль огня и приручения
животных.

Рассказывать о первобытном обществе,
о первобытном искусстве.
Понимать роль археологии в изучении
первобытного общества.
Объяснять значение выражения
«первобытные люди».
Использовать «ленту времени»

Рассказывать на основе экскурсии в
краеведческий музей о жизни, быте
и культуре первобытных людей на
территории региона
36

Мир
древности:
далёкий и
близкий

Урок изучения
нового
материала

Определять по «ленте времени»
длительность Древнего мира.
Находить на карте местоположение
древних государств.
Извлекать информацию из
учебника, анализировать
иллюстрации, готовить сообщения и
презентовать их в классе.
Обобщать сведения о древних
государствах, их культуре, религиях,
выявлять общее и отличия.

Рассказывать о Древнем Египте,
Древней Греции, Древнем Риме, об их
культуре и религии.
Использовать «ленту времени».
Понимать роль археологических
находок для изучения истории древних
государств.
Объяснять значения слов и выражений:
«Древний мир», «иероглифы»,
«пирамиды»

Понимать роль появления и
развития письменности в древности
для развития человечества,
сопоставлять алфавиты древности
37

Средние века:
время
рыцарей и
замков

Урок изучения
нового
материала

Сопоставлять длительность
исторических периодов Древнего
мира и средневековья, определять по
«ленте времени» длительность
средневековья.

Рассказывать о Средних веках в
истории Европы, о возникновении
городов.

Находить на карте местоположение
крупных городов, возникших в
средневековье.

Рассказывать о рыцарях и замках.

Описывать по фотографиям
средневековые
достопримечательности современных
городов.

Сопоставлять мировые религии.

Понимать важность изобретения
книгопечатания для человечества.
Объяснять значения слов и выражений:
«Средние века», «христианство»,
«ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»

Сопоставлять исторические
источники по изучению Древнего
мира и средневековья.
Развивать воображение,
реконструируя быт и рыцарские
турниры средневековья.
Сопоставлять мировые религии,
выявлять их сходство и различия:
место и время их возникновения,
особенности храмов
38

Новое время:
встреча
Европы и
Америки

Урок изучения
нового
материала

Определять по «ленте времени»
длительность периода Нового
времени, сопоставлять её с
длительностью Древнего мира и

Рассказывать о Новом времени в
истории Европы,
Понимать значение развития

средневековья.

предпринимательства.

Сопоставлять жизненную
философию людей в средневековье
и в Новое время.

Характеризовать научные открытия и
технические изобретения Нового
времени.

Обсуждать методы изучения
истории Древнего мира и Нового
времени.

Прослеживать по карте маршруты
Великих географических открытий.

Выявлять по фотографиям различия
в архитектуре городов Древнего
мира, средневековья и Нового
времени.

Называть выдающихся людей Нового
времени.
Работать с географической картой

Обсуждать роль великих
географических открытий в истории
человечества.
Развивать воображение,
реконструируя историю технических
изобретений в Новое время

39

Новейшее
время:
история
продолжается
сегодня.

Урок изучения
нового
материала

Находить на «ленте времени»
начало Новейшего времени.

Рассказывать об исследованиях
Арктики и Антарктики.

Характеризовать значение
исследования Арктики и Антарктики
для развития науки.

Характеризовать изменения в
политическом устройстве стран мира.

Рассказывать о развитии
парламентаризма и
республиканской формы правления.
Рассказывать о об освоении
космоса, об изобретении ядерного

Называть научные открытия и
технические изобретения ХХ – ХХI веков.
Называть выдающихся людей
Новейшего времени.
Понимать, что ХХ столетие – это время

40

Жизнь
древних
славян

Урок изучения
нового
материала

оружия, Первой и Второй мировой
войнах

двух самых кровопролитных войн

Анализировать карту расселения
племён древних славян.

Показывать на карте территории
расселения древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни
древних славян и их занятий с
природными условиями того
времени.

Рассказывать о жизни древних славян

Характеризовать верования древних
славян.
Моделировать древнеславянское
жилище
41

Во времена
Древней Руси

Урок изучения
нового
материала

Прослеживать по карте Древней
Руси путь «из варяг в греки» и
расширении территории
государства в IХ – ХI веках.

Называть столицу Древней Руси.

Характеризовать систему
государственной власти в IХ – ХI
веках в Древней Руси.

Объяснять значения слов и выражений:
«великий князь», «бояре», «дружина»,
«Крещение»

Отмечать на «ленте времени» дату
Крещения Руси.
Обсуждать причину введения на
Руси христианства и значение
Крещения.
Анализировать былину об Илье
Муромце как отражение борьбы

Понимать значение принятия Русью
христианства.

Древней Руси с кочевниками
42

Страна
городов

Урок
формирования
умений
и
навыков

Анализировать карты Древнего
Киева и Древнего Новгорода,
характеризовать их
местоположение, оборонительные
сооружения, занятия горожан,
систему правления, находки
берестяных грамот в Новгороде.

Объяснять важность находок
археологами берестяных грамот.
Объяснять значение летописи об
основании Москвы.
Сопоставлять жизнь двух главных
городов Древней Руси

Развивать воображение,
реконструируя жизнь древних
новгородцев.
Обсуждать, почему былина о Садко
могла появиться только в
Новгороде.
Характеризовать значение летописи
об основании Москвы как
исторического источника
43

Из книжной
сокровищницы
Древней Руси

Урок изучения
нового
материала

Обсуждать роль создания
славянской письменности для
распространения культуры в
Древней Руси.

Называть имена создателей славянской
азбуки.

Характеризовать состояние
грамотности на Руси после создания
славянской азбуки.

Объяснять роль летописей для
изучения истории России.

Выявлять роль летописей для
изучения истории России.
Характеризовать оформление
рукописных книг как памятников
древнерусского искусства.

Объяснять значение слова «летопись».

Объяснять роль рукописной книги в
развитии русской культуры

Сопоставлять оформление
древнерусских книг с
современными.
Обсуждать роль рукописной книги в
развитии русской культуры
44

Трудные
времена на
Русской земле

Урок изучения
нового
материала

Прослеживать по карте нашествие
Батыя на Русь.

Рассказывать о монгольском
нашествии.

Обсуждать причины поражения
Древней Руси в ходе монгольского
нашествия.

Объяснять значения слов и выражений:
«дань», «хан», «Золотая Орда».

Описывать по иллюстрациям
учебника вооружение древнерусских
и монгольских воинов.
Находить на карте места сражений
Александра Невского со шведскими
и немецкими захватчиками.

Рассказывать об Александре Невском.
Описывать вооружение воинов:
древнерусских, монголо-татарских,
рыцарей-крестоносцев

По иллюстрациям учебника
сравнивать вооружение русских и
немецких рыцарей.
Выказывать своё отношение к
личности Александра Невского
45

Русь
расправляет
крылья

Урок
формирования
умений и
навыков

Приводить факты возрождения
северо-восточных земель Руси.

Приводить факты, свидетельствующие
о возрождении Северо-Восточной Руси.

Рассказывать о Москве Ивана
Калиты.

Рассказывать, чем известен в истории
Иван Калита.

Прослеживать по карте
объединение русских земель вокруг

Объяснять значение слова
«монастырь»

Москвы.
Обсуждать, какие личные качества
Ивана Калиты сыграли роль в
успехе его правления
46

Куликовская
битва

Урок изучения
нового
материала

Прослеживать по карте
передвижения русских и ордынских
войск.
Составлять план рассказа о
Куликовской битве.
Отмечать на «ленте времени» дату
Куликовской битвы.

Рассказывать о Куликовской битве по
составленному плану.
Моделировать ход Куликовской битвы.
Осознавать роль Куликовской битвы в
истории России

Обсуждать, почему была так важна
для Дмитрия Донского поддержка
Сергия Радонежского.
Рассказывать о поединках
богатырей
47

Иван Третий

Урок изучения
нового
материала

Рассказывать об изменении
политики в отношении Золотой
Орды.
Описывать по иллюстрациям в
учебнике изменения в облике
Москвы.
Обсуждать значение освобождения
от монгольского ига.
Отмечать на «ленте времени» даты
освобождения от монгольского ига,
венчания Ивана Грозного на

Рассказывать о возникновении единого
независимого Российского государства
со столицей в Москве, об укреплении
экономики.
Понимать значение освобождения от
монгольского ига

царство
48

Мастера
печатных дел

Урокисследование

Обсуждать, как повлияло начало
книгопечатания на развитие
просвещения и культуры в России.

Рассказывать о первопечатнике Иване
Фёдорове и изданиях первых русских
учебников.

Сопоставлять современные и
первопечатные учебники по
иллюстрациям.

Объяснять значение слов:
«книгопечатание», «первопечатники»

Развивать воображение, «обучая
грамоте» учеников ХVII века
49

Патриоты
России

Урок изучения
нового
материала

Обсуждать значение организации
народного ополчения и
освобождения Москвы от польской
интервенции.
Отмечать на «ленте времени» год
освобождения Москвы.

Осознавать роль борьбы за
независимость в начале ХVI века в
истории России.
Объяснять значение выражения
«народное ополчение»

Рассказывать об этом событии от
имени участника ополчения
50

Пётр Великий

Урокисследование

Извлекать из дополнительной
литературы и Интернета
информацию о Петре I, которой нет
в учебнике.
Описывать достопримечательности
Санкт-Петербурга.
Обсуждать, заслуженно ли Пётр I
стал называться Великим.
Отмечать на «ленте времени» год
основания Санкт-Петербурга, год,

Рассказывать о реформах Петра I на
основе материала учебника.
Понимать, почему Пётра I называют
Великим.
Рассказывать об основании града Петра

когда Россия стала империей.
Находить на карте приобретения
города, основанные Петром I.
Выказывать своё отношение к
личности Петра Великого
51

Михаил
Васильевич
Ломоносов

Комбинированн
ый урок

Составлять план рассказа о М.В.
Ломоносове.
Прослеживать по карте путь М.В.
Ломоносова из Холмогор в Москву.

Рассказывать о М.В. Ломоносове.
Понимать заслуги М.В. Ломоносова в
развитии науки и культуры

Обсуждать, каковы были заслуги
М.В. Ломоносова в развитии науки и
культуры
Отмечать на «ленте времени» дату
основания Московского университета.
Извлекать из Интернета сведения о
современном МГУ им. М.В.
Ломоносова
52

Екатерина
Великая.

Проверочная
работа

Комбинированн
ый урок

Обсуждать, заслуженно ли
Екатерина Вторая стала называться
Великой.
Описывать достопримечательности
Петербурга.
Сравнивать положение разных
слоёв российского общества.
Рассказывать по учебнику о
крестьянской войне Е. Пугачёва.
Прослеживать по карте рост

Рассказывать о Екатерине Второй.
Понимать, почему Екатерина Вторая
стала называться Великой.
Рассказывать о знаменитых
военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В.
Суворове

территории государства.
Рассказывать по учебнику о
Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.
Извлекать из Интернета сведения о
Петербурге, Москве, других городах
России в ХVIII веке

53

Отечественна
я война 1812
года

Комбинированн
ый урок

Отмечать на «ленте времени»
Отечественную войну 1812 года.
Обсуждать, почему война 1812 года
называется Отечественной.
Обсуждать, почему после
Отечественной войны 1812 года был
воздвигнут на Красной площади
памятник Кузьме Минину и Дмитрию
Пожарскому.

Рассказывать о Бородинском сражении.
Рассказывать о М.И. Кутузове.
Понимать, почему война 1812 года
называется Отечественной.
Рассказывать о Кузьме Минине и
Дмитрии Пожарском.
Объяснять значение выражения
«Отечественная война»

Извлекать из Интернета сведения о
биографии героев Отечественной
войны 1812 года, готовить доклады,
презентовать их в классе
54

Страницы
истории XIX
века

Комбинированн
ый урок

В ходе самостоятельной работы (по
группам) над темами «Декабристы»,
«Освобождение крестьян»,
«Петербург и Москва» изучать текст
учебника, готовить сообщения и
презентовать их на уроке.
Работать с историческими картами,
находить на карте Транссибирскую

Называть технические новшества,
которые изменили жизнь людей.
Понимать значение освобождения
крестьян от крепостной зависимости.
Рассказывать о Петербурге и Москве
после 1861 года.

магистраль.
Сопоставлять исторические
источники.
Извлекать из краеведческой
литературы сведения о технических
новшествах, появившихся в XIX веке
в регионе
55

Россия
вступает в XX
век

Комбинированн
ый

Отмечать на «ленте времени»
начало Первой мировой войны,
Февральской и Октябрьской
революций.
Составлять план рассказа о
событиях начала XX века и
рассказывать о них по плану.

Объяснять значение выражения
«Гражданская война».
Рассказывать о Первой мировой войне,
Февральской и Октябрьской революциях

Интервьюировать взрослых членов
семьи о том, какую роль сыграли
Октябрьская революция и
Гражданская война в судьбе семьи.
Развивать воображение, составляя
от лица журналиста начала XX века
интервью с учёным, каким он видит
наступивший век
56

Страницы
истории 1920
– 1930-х годов

Комбинированн
ый

Знакомиться по карте СССР с
административно-территориальным
устройством страны.
Сравнивать гербы России и СССР
по иллюстрациям, знакомиться с
символикой герба СССР.
Сравнивать тексты гимнов

Рассказывать об образовании СССР.
Рассказывать о переходе предприятий
в собственность государства, о борьбе с
неграмотностью, об изменениях в жизни
города и деревни

дореволюционной России, СССР и
Российской Федерации.
Знакомиться по фотографиям в
Интернете с обликом довоенных
станций метро.
57

Великая война
и великая
Победа

Урок изучения
нового
материала

Составлять план рассказа о ходе
Великой Отечественной войны,
рассказывать о ней по плану.
Обсуждать, в чём значение Победы
в Великой Отечественной войне для
нашей страны и всего мира.
Прослушивать в записи песню
«Вставай, страна огромная» и
другие песни времён войны.

Рассказывать о ходе Великой
Отечественной войны.
Понимать в чём значение Победы в
Великой Отечественной войне для
нашей страны и всего мира.
Объяснять значение выражения
«Великая Отечественная война»

Делиться впечатлениями от
фотографий военных лет и от
картин на тему войны и Парада
Победы

58

Великая война
и великая
Победа

Урокисследование

Выяснять в краеведческом музее,
какой вклад внёс город (село) в
Победу.
Интервьюировать старших членов
семьи об их участии в войне, как они
встретили День Победы в 1945 году

59

Страна,
открывшая
путь в космос.

Урок изучения
нового
материала

Извлекать из дополнительной
литературы, Интернета
информацию об освоении космоса.

Рассказывать о ходе Великой
Отечественной войны.
Понимать в чём значение Победы в
Великой Отечественной войне для
нашей страны и всего мира
Рассказывать о достижениях нашей
страны в освоении космоса, о полёте в
космос Юрия Гагарина.

Интервьюировать старших членов
семьи о том, как они запомнили
день 12 апреля 1961 года.
Прослушивать в записи песни,
посвящённые полёту Юрия
Гагарина.
Знакомиться с репродукциями
картин космонавта А.Леонова на
космическую тему.

Рассказывать о крупных стройках
послевоенного времени в СССР.
Называть экологические проблемы того
времени.
Называть события, которые произошли
в нашей стране в 1991 году

Интервьюировать старших членов
своей семьи о послевоенной
истории страны и их участии в
развитии страны, о проблемах
страны и семьи, отбирать в
семейном архиве необходимые
фотографии, готовить сообщение и
презентовать его в классе

60

Основной
закон России и
права
человека

Урок изучения
нового
материала

Находить на политикоадминистративной карте РФ края,
области, республики, автономные
округа, автономные области, города
федерального значения.
Анализировать закреплённые в
Конвенции права ребёнка.
Обсуждать, как права одного
человека соотносятся с правами

Рассказывать о федеральном
устройстве России.
Понимать, что такое Конституция, о чём
говорится во Всеобщей Декларации прав
человека.
Объяснять значение слов:
«федерация», «конституция»,
«конвенция»

других людей.
Готовить проекты «Декларации прав»
(членов семьи, учащихся класса,
учителей и учащихся), обсуждать их в
классе
61

Мы –
граждане
России

Урок изучения
нового
материала

Различать прерогативы Президента,
Федерального Собрания и
Правительства.
Следить за государственными
делами по программам новостей ТВ
и печатным средствам массовой
информации.

Называть права и обязанности
гражданина.
Различать права и обязанности
гражданина, устанавливать их
взаимосвязь

Моделировать деятельность
депутата (вносить предложения по
законопроектам в ходе ролевой
игры)
62

Славные
символы
России

Урок развития
умений
и
навыков

Знакомиться с особенностями герба
Российской Федерации, его
историей, символикой, отличать
герб России от гербов других
государств.
Знакомиться с Государственным
флагом России. Его историей, с
Красным знаменем Победы.
Выучить текст гимна России,
знакомиться с правилами его
исполнения, с историей гимна
России, отличать гимн Российской
Федерации от гимнов других
государств.

Понимать, что такое «символ» и
называть символы России.
Объяснять значение символов России в
жизни государства и общества

Обсуждать, зачем государству
нужны символы.
Моделировать символы своего
класса, семьи
63

Такие разные
праздники

Урокисследование

Знакомиться с праздниками и
Памятными днями России,
обсуждать их значение для страны и
каждого его гражданина.
Выяснять, используя краеведческую
литературу, какие праздники
отмечаются в крае.

Различать праздники государственные,
профессиональные, церковные,
народные, семейные.
Приводить примеры праздников

Рассказывать о своих любимых
праздниках.
Работать со взрослыми: составлять
календарь профессиональных
праздников в соответствии с
профессиями родителей
64

Проверим
себя и оценим
свои
достижения за
второе
полугодие.

Контрольнообобщающий
урок

Выполнять задания; проверять свои
знания

Адекватно оценивать и анализировать
свои знания/незнания

Урокпутешествие

Знакомиться по материалам
учебника и дополнительной
литературе с регионами, городами,

Называть народы России.

Итоговая
диагностиче
ская работа
65

Путешествие
по России
(по Дальнему

Рассказывать об обычаях и традициях

Востоку, на
просторах
Сибири)

народами России.

народов России.

Совершать виртуальные экскурсии
по Дальнему Востоку, по просторам
Сибири с помощью Интернета,
посещать музеи, осматривать
памятники истории и культуры.

Рассказывать о городах России

Рассказывать по личным
впечатлениям о разных уголках
России, демонстрировать
фотографии, сувениры.
Пользуясь информацией из
различных источников, готовить
сообщения (сочинения) о регионах,
городах, народах России,
знаменитых соотечественниках

66

Путешествие
по России
(по Уралу, по
северу
европейской
России)

Урокпутешествие

Совершать виртуальные экскурсии по
Уралу, по северу европейской России
с помощью Интернета, посещать
музеи, осматривать памятники
истории и культуры.
Рассказывать по личным
впечатлениям о разных уголках
России, демонстрировать
фотографии, сувениры.
Анализировать и сравнивать гербы
городов России, выяснять их
символику.
Пользуясь информацией из различных
источников, готовить сообщения

Называть народы России.
Рассказывать об обычаях и традициях
народов России.
Рассказывать о городах России

(сочинения) о регионах, городах,
народах России, знаменитых
соотечественниках
67

Путешествие
по России

Урокпутешествие

(по Волге, по
югу России)

Совершать виртуальные экскурсии по
Волге, по югу России с помощью
Интернета, посещать музеи,
осматривать памятники истории и
культуры.

Называть народы России.
Рассказывать об обычаях и традициях
народов России.
Рассказывать о городах России

Рассказывать по личным
впечатлениям о разных уголках
России, демонстрировать
фотографии, сувениры.
Пользуясь информацией из различных
источников, готовить сообщения
(сочинения) о регионах, городах,
народах России, знаменитых
соотечественниках
68

Презентация
проектов

Урокконференция

Извлекать информацию из
дополнительных источников и
Интернета.
Посещать музеи, обрабатывать
материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов
семьи, других взрослых.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и

Представлять результаты проектной
деятельности.
Формировать адекватную оценку своих
достижений

достижения других учащихся



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.