Рабочая программа Основы русского языка для 9 классов на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Управление образованием муниципального района
"Забайкальский район"​
МОУ Даурская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО учителей
русского языка и
литературы

Заместитель директора
школы по УР

Директор МОУ
Даурской СОШ

________________________
Самохвалова Н.Н.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

________________________ ________________________
Кузнецова Л.В.
Квиндт Н.Ю.
от «30» августа 2023 г. Приказ №102-ОД
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа
курса «Основы русской речи»
для обучающихся 9 класса

Составитель: Казанцева Л.Г.,
учитель русского языка и литературы

П.ст.Даурия, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы культуры речи» для 9
класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:
•
Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
•
Требований Федерального государственного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями,
утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 и приказом
Минобрнауки от 31. 12.2015
№ 1577;
•
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования,
одобренной
решением
Федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (Протокол от 08.04.2015 №1/15);
•
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования";
•
Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начальногообщего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
•
Приказа Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных Приказом
Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
•
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных
Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами являются:
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
2) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
 владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
 способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
Предметными результатами являются:
1) освоение базовых основ лингвистики;: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
2) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка

(орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета;
3) владение формами обработки информации исходного текста;
4) умение анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия
нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм,
понимать
коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
5) осознание
эстетической функции родного языка, умение оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ
Понятие культуры речи
Ученик научится:
- осознавать речевую культуру как часть общечеловеческой культуры,
- понимать, что такое культура языка, культура речи,
- уважительно относиться к родному языку.
- стремиться к речевому самосовершенствованию.
Норма, её динамика и вариативность.
Ученик научится:
- понимать, что такое норма как историческая категория,
- определять признаки норм,
- знать и различать нормы русского литературного языка
- осознавать процесс формирования нормы литературного языка в историческом
процессе.
Основные качества хорошей речи.
Ученик научится:
- определять основные качества хорошей речи,
- соблюдать нормы речевого этикета,
- работать с текстом, анализировать его с точки зрения языковых норм и требований
к качеству речи,
- проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи,
оценивать её с точки зрения правильности, содержательности, выразительности,
- владеть всеми богатством выразительных средств языка,
- различать, находить и исправлять фактические , речевые и грамматические ошибки.
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
- анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам,
фиксировать и исправлять нарушения норм.
Нормы литературного языка.
Ученик научится:

- различать нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
акцентологические нормы, словообразовательные, правописные (орфографические и
пунктуационные) норм;
– понимать морфологические нормы и их особенности,
- находить речевые ошибки и их классифицировать и редактировать,
- пользоваться справочной литературой по культуре речи,
- владеть навыками правильной устной и письменной речи,
- соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- находить и исправлять речевые ошибки при употреблении синтаксических средств
языка,
- соблюдать правила употребления обособленных определений и обстоятельств,
обращений, вводных слов и междометий в речи.
- создавать многокомпонентные синтаксические конструкции и правильно
расставлять знаки препинания в них.
Функциональные стили литературного языка.
Ученик научится:
- различать функционально-смысловые типы речи, знать их особенности,
- определять принадлежность текстов к определенному типу речи,
- создавать собственные тексты различных типов и стилей речи,
- понимать назначение различных деловых бумаг и документов, правильно их
составлять,
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
- соблюдать в практике речевого общения основные стилистические нормы
современного русского литературного языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Понятие культуры речи (2ч.)
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура
речи. Язык и речь.
2.Норма, её динамика и вариативность (3ч.)
Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной
лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.
Понятие вариантов норм. Эволюция языковых норм. Типология норм.
3. Основные качества хорошей речи (7 ч.)
Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи.
Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи.

Точность речи. Фактические , речевые и грамматические ошибки. Логические
ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение. Техника
речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)
4.Нормы литературного языка(17 ч.)
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Акцентологические нормы.
Словообразовательные нормы. Правописные (орфографические и пунктуационные)
нормы. Морфологические нормы и их особенности.
Речевые ошибки и их классификация . Речевые ошибки при употреблении
синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и
обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.
Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
5.Функциональные стили литературного языка (5 ч.)
Стилистические нормы.
Функционально-смысловые типы речи.
Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требования к оформлению
реквизитов документов. Новые тенденции в практике русского делового письма .
Тематическое планирование
Название раздела

Количество часов

Понятие культуры речи

2 ч.

Норма, её динамика и вариативность

3 ч.

Основные качества хорошей речи

7ч.

Нормы литературного языка
Функциональные стили литературного
языка

17 ч.
5ч.

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу в группах,
парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете, в библиотеке; курс включает проведение наблюдений, интервью,
викторин, КВНов, реализации проектов и т.д.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (лекция,
творческие проекты.

практические работы),

семинары, тренинги,

игра,

Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, лекция, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских
работ, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, выступление, презентация, миниконференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах
исследовательских работ.
Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;
Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это
важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в
современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации
российского образования приобретает особое значение. Все программы по
русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры.
Внеурочные занятия способствуют формированию у школьников элементарных
понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с
богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на
уроках. Благотворное влияние оказывает такая работа на развитие речи учащихся.
Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения,
грамотной устной и письменной речи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год

Календарно-тематическое планирование.

№

Тема занятия

КолФорма
Формы
проведен
организации
во
ия
учебной
часо
деятельности
в
.Понятие культуры речи (2 ч.)

1-2

Речевая культура –
2
часть
общечеловеческой
культуры. Культура
языка. Культура речи.
Норма, её динамика и
вариативность (3ч.)

Лекция

3

Языковая норма как
историческая
категория.

1

Лекция,
практику
м

Содержательность
хорошей речи.

1

Уроквикторина

4

5

6

7

Коллективная,
парная

Виды учебной
деятельности,
контроль

Знакомство с
программой и
требованиями курса.
Восприятие лекции
учителя

Индивидуальна Восприятие лекции
я, парная,
учителя .Работа над
коллективная
понятием языковой
нормы как системы
правил. Выполнение
практических заданий.
Признаки нормы.
1
Лекция,
Коллективная, Восприятие лекции
практику парная
Понятие вариантов
учителя , работа со
м
норм
словарями
Типология норм.
1
Практику Парная,
Работа с таблицей,
м
групповая,
разбор примеров.
Ошибки
индивидуальна Практические
грамматические и
я
упражнения
речевые.
Редактирование
ошибок
Основные качества хорошей речи (7ч.)
Основные качества
1
Семинар
Фронтальная,
Участие в семинаре
парная,
«Основные качества
хорошей речи.
индивидуальна хорошей речи».
я
Выполнение
практических
упражнений, работа с
текстом
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я

Участие в
лингвистической
викторине. «Богатство
речи и способы
проявления языкового
богатства». Работа со
словарем, толкование

8-9

10

11

12

13

понятий. Анализ
текстов
Точность речи.
2
Практикум коллективная,
Работа с текстом,
парная,
составление таблицы,
Фактические, речевые и
индивидуальна сообщения учащихся,
грамматические
я
классификация
ошибки.
ошибок . Поиск и
исправление
недочетов.
Логические ошибки.
1
Практикум коллективная,
Обнаружение и
Роль порядка слов и
групповая,
исправление ошибок,
порядка мыслей в речи.
индивидуальна связанных с
Логическое ударение.
я
неправильным
порядком слов, с
неумением выделять
главное.
Техника речи.
1
Практикум Индивидуальна Отработка навыков
, тренинг
я, коллективная владения техникой
речи: тренинги
дыхательной
гимнастики.
Выполнение
практических
упражнений.
Упражнения для
постановки голоса и
дикции, развитие
приемов овладения
интонацией
Этические нормы
1
Семинар
коллективная,
Участие в обсуждении
речевой культуры
групповая,
проблемы.
(речевой этикет)
индивидуальна Разыгрывание
я
речевых ситуаций.
Отработка умения
находить и
редактировать
речевые и
грамматические
ошибки
Нормы литературного языка (17 ч.)
Орфоэпические и
1
Практикум Парная,
Отработка и
групповая,
акцентологические
закрепление

нормы

индивидуальна
я

1415

Лексика. Лексические
нормы.

2

Лекция и
практикум

16

Фразеология.
Предупреждение
ошибок в
использовании
фразеологизмов
Словообразовательные
нормы. Ошибки
сочинительства

1

Практикум Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я

1

Практикум Фронтальная,
парная,
индивидуальна
я

Морфологические
нормы и их
особенности.

3

Практикум Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я

17

1820

Фронтальная,
парная,
индивидуальна
я

орфоэпических норм.
Работа со словарем.
Орфоэпический
диктант.
Выполнение
упражнений на
понимание текста.
Восприятие лекции
учителя. Отработка и
закрепление
лексических норм на
основе разбора
примеров.
Составление таблицы
и практикум по теме
«Средства
выразительности
речи».
Выполнение
практических
упражнений. Работа со
словарем
фразеологизмов
Практическая работа с
текстами, исправление
ошибок, связанных с
образованием слов.
Работа со словарями
Закрепление
теоретических
понятий.
Редактирование
текстов, анализ
ошибок Выполнение
упражнений
практикума.

21

Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксические нормы
и их особенности.

1

2223

Предупреждение
ошибок
«синтаксического
строительства"

2

2425

Употребление
обособленных
определений и
обстоятельств в речи.

2

26

Употребление вводных
слов, обращений и
междометий в речи.

1

2728

Ошибки в
сложносочиненных,
сложноподчиненных
предложениях.
Многокомпонентные
синтаксические
конструкции.

2

29

1

Практикум коллективная,
групповая,
индивидуальна
я

Выполнение
упражнений по теме
«Словосочетание.
Виды подчинительной
связи (согласование,
управление,
примыкание), работа с
текстом,
редактирование.
Семинар
Фронтальная,
Участие в семинаре
индивидуальна «Грамматическая
я
основа предложения.
Нарушения порядка
следования слов,
употребления
однородных членов в
простом предложении,
смешение прямой и
косвенной речи».
Составлен Групповая и
Проект – презентация
ие и
индивидуальна «Обособленные члены
защита
предложения»,
я
проекта
работа с текстом,
редактирование
Играколлективная,
Игра-практикум
практикум групповая,
«Корректор».
индивидуальна Построение
я
осложненных
конструкций.
Редактирование,
устранение недочетов
Практикум Индивидуальна Редактирование
я, групповая,
текстов. Написание
парная
мини-сочинений.
Практикум Групповая и
индивидуальна
я

Редактирование
фрагментов из
сочинений учащихся.
работа с текстом

Функциональные стили литературного языка (5 ч.)
3031

Функциональные
стили. Стилистические
нормы.

2

32

Функциональносмысловые типы речи.
Тестовая работа

1

33

Официально-деловая
письменная речь.
Типы документов.

2

34

Игратренинг

Парная,
индивидуальна
я

Игра-тренинг «Узнай
стиль текста».
Выполнение тестовых
заданий.
Контроль Индивидуальна Выполнение тестовых
ное
я
заданий. Анализ
занятие
текстов разных типов.
Практику Коллективная,
м
парная,
индивидуальна
я

Беседа, выполнение
практических заданий,
составление таблицы,
анализ текстов,
создание собственных
текстов . защита
проектов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей
программы

Литература :
1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
2. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов, Лицей, 2002
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
4. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия
«Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005
6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. СПб., 2000.
7. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
8. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М,
Дрофа, 2006.
9. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.,
Айрис, 2003
10.Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005
11. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М.
Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2016.
2. Цифровые образовательные ресурсы:
1.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

2.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного
русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила
оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
3.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
4.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
5.
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
6.
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru
7.
http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
8.
http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.