МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Забайкальского района
МОУ Даурская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением учителей
истории и обществознания
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Кубыштова Т.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Протокол №
______________Кузнецова Л.В..
от "" г.
Протокол №
от ""
______________Квиндт Н.Ю.
Приказ №
от "" г.
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3780361)
учебного предмета
«Обществознание»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Власенко Елена Николаевна
учитель истории и обществознания
Даурия 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука
рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары
и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.
Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура
и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать
невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов. Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ
выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право
другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать
всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
— осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования
экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной
политики на развитие конкуренции;
— характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических
системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
— приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и
проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
— классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики;
— сравнивать различные способы хозяйствования;
— устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов
государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию
конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и
последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству
и развитию собственного бизнеса;
— решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических
действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации
и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
— овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в
модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах
и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
— анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий
на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных
способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
— приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего
хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
— приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
— осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке
и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об
искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
— характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
— приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования;
влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
— классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
— сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности, взаимовлияние науки и образования;
— использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной
культуры;
— овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему)
и преобразовывать предложенные модели в текст;
— осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах
мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
— анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
— оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
— использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и
регламентом;
— приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей
разных культур, национальных и религиозных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего контрольные практические
работы
работы
Раздел 1. Человек в экономических
отношениях
1.1. Экономика —
5
основа
жизнедеятельности
человека
0
1
Экономика — основа жизнедеятельности
человека;
Характеризовать способы координации
хозяйственной жизни в различных экономических
системах: описывать различные способы
хозяйствования и формулировать основания для
сравнения;
Определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной
жизни, своё отношение к предпринимательству и
развитию собственного бизнеса: формулировать
суждения на основе информации, предложенной
учителем; выражать своё отношение к решениям
людей в конкретных ситуациях. Основы
функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Презентация «Экономика и ее роль в жизни общества»
https://infourok.ru/prezentaciya-poobschestvoznaniyuklass-po-temeekonomika-i-eerol-v-zhizni-obschestva2895939.html
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8klass/ekonomika/ekonomikaeyo-rol-v-zhizni-obschestva
https://www.youtube.com/watch?v=DMqnkX8cUAw
1.2. Рыночные
отношения в
экономике
0.5
1
Осваивать и применять знания о рыночном
хозяйстве как одном из способов организации
экономической жизни: формулировать
собственное мнение о роли рыночного механизма
и необходимости развития конкуренции для
регулирования экономики;
Использовать полученные знания для объяснения
взаимосвязей рынка и конкуренции: высказывать
обоснованные суждения о влиянии конкуренции
на функционирование рынка;
Приводить примеры использования способов
повышения эффективности производства:
иллюстрировать на основе социальных фактов
различные способы повышения его
эффективности;
Оценивать поведение людей с точки зрения их
экономи- ческой рациональности: анализировать и
оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения
производителя;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;;
Презентация + практика «Рыночные отношения в экономике»
https://ppt-online.org/702038 http://azy-economiki.ru/
5
1.3. Финансовые
отношения в
экономике
1.4. Домашнее
хозяйство
5
3
0.5
0
1
1
Приводить примеры деятельности и проявления основных функций
различных финансовых посредников: описывать ситуации
деятельности финансовых посредников и их функции на основе
предложенных учителем источников;
Оценивать собственные поступки и поступки других участников
финансового рынка с точки зрения их экономической рациональности
(включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик):
формулировать и представлять краткие выводы о способах
эффективного
использования
денежных
средств.
Основы
функциональной грамотности:
финансовая грамотность;
Анализировать, обобщать, систематизировать, критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; выполнять
задания к предложенным учителем фрагментам;
Приобретать опыт использования знаний основ финансовой
грамотности для реализации защиты прав потребителя финансовых
услуг: выражать собственное отношение к нарушению прав и
недобросовестному поведению участников финансового рынка.
Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;
;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
http://вашифинансы.рф/
http://mirkin.eufn.ru http://www
azbukafinansov. ru
Использовать знания для объяснения взаимосвязей экономических
явлений: объяснять причины достижения (недостижения) результатов
экономической деятельности;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической
повседневной жизни: анализировать потребление домашнего
хозяйства, структуру семейного бюджета, выполнение гражданских
обязанностей (в том числе по уплате налогов), собственные
перспективы в профессиональной сфере в целях осознанного выбора
профессии; сопоставлять свои потребности и возможности. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их экономической рациональности: давать оценку
рациональному распределению семейных ресурсов. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений:
формулировать и представлять краткие выводы о способах
эффективного использования денежных средств и различных форм
сбережений. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/subject/38/
http://iloveeconomics.ru/
Видеоурок «Домашнее хозяйство и семейный
бюджет»
https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE
Презентация «Финансовые отношения в
экономике»
https://thepresentation.ru/finansy/finansovyeotnosheniyaifinansovaya-sistema
1
0
Осваивать и применять знания о роли государства в экономике, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики
Российской Федерации: описывать экономические цели и функции
государства;
Классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования
экономики: составлять классификационную таблицу;
Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социальноэкономических кризисов в государстве: описывать
социальные ситуации и факты. Использовать знания для объяснения
основных механизмов государственного регулирования экономики, в
том числе государственной политики по развитию конкуренции:
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и её влиянии на экономическую
жизнь общества; Выявлять причинно-следственные связи при изучении
экономических явлений и процессов;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Практика + теория «Экономические цели и
функции государства»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6156/main/33415/
1
0
0
Содействовать формированию внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
в целом;
Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры:;
сопоставлять определённые примеры с указанными формами (видами)
культуры; составлять собственные модельные примеры различных
видов культуры;
;
Устный
опрос;
Презентация «Культура, её многообразие и
формы»
https://infourok.ru/prezentaciyapoobshestvoznaniyuna-temu-kultura-eyomnogoobraziei-osnovnye-formy5012066.html
2.2. Наука и
образование в
Российской
Федерации
4
0
1
Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе
образования в Российской Федерации: отбирать с заданных позиций
приведённые в тексте описания;
Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки: находить
их сходства и различия в предлагаемых примерах;
Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры: анализировать жизненные ситуации
и принимать решения относительно осуществления конкретных
действий в области науки, образования, самообразования. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Практика + теория «Наука и образование в жизни
современного общества»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2561/start/
2.3. Роль религии в
жизни общества
2
0
0.5
Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях:
различать в предлагаемых ситуациях мировые религии, особенности
религии как социального института;
Сравнивать мировые и национальные религии: составлять
сравнительную таблицу;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практика + теория «Религия и церковь, их роль в
жизни общества»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2948/start/
1.5. Экономические
цели и функции
государства
2
Итого по разделу
20
2.1. Культура, её
многообразие и
формы
2.4. Роль искусства в
жизни человека
2
0
0.5
;
Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать в
предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам
искусства;
Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки для
его характеристики;
Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практика + теория «Искусство как элемент
духовной сферы общества»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2947/start/
2.5. Роль информации
в современном
мире
1
1
0
Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе
современного общества: различать в предлагаемых ситуациях объекты,
относящиеся к разным видам информации;
Характеризовать информационную культуру и информационную
безопасность: отбирать в тексте признаки информационной культуры,
особенности информационной безопасности;
Приводить конкретные примеры правил информационной
безопасности: моделировать ситуации, отражающие их действие и
значение;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
с опорой на обществоведческие знания факты общественной жизни,
своё отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, пра- вилам безопасного поведения в Интернете:
формулировать суждения на основе информации, предложенной
учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных
ситуациях;
Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете:
составлять алгоритм безопасного поведения в Интернете, сопоставляя
и обобщая информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную);
Использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры:
выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории
и регламентом; Содействовать формированию готовности
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; Овладевать навыками работы с информацией:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
Контрольная
работа;
www. abitu. ru/portfolio.1september. ru
Итого по разделу
10
0
1
Защита проектов;
Практическая
работа;
Устный
опрос;
Раздел 3. Итоговое повторение
3.1. Защита проектов
4
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
1.
Экономическая жизнь
общества. Потребности и
ресурсы. Ограниченность
ресурсов. Экономический
выбор
Виды,
формы
контроля
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
2.
Экономическая система и ее
функции. Собственность
1
0
0
Устный
опрос;
3.
Производство – источник
экономических благ.
Факторы производства.
Трудовая деятельность
1
0
1
Устный
опрос;
Практическая
работа;
4.
Предпринимательство. Виды 1
и формы
предпринимательской
деятельности.
Производительность труда.
Разделение труда
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
5.
Обмен. Деньги и их функции. 1
Торговля и ее формы
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
6.
Рыночная экономика.
Конкуренция. Многообразие
рынков
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
7.
Спрос и предложение.
Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка
1
0.5
0
Контрольная
работа;
Контрольная
работа;
8.
Предприятие в экономике.
Издержки, выручка и
прибыль. Как повысить
эффективность производства
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
9.
Заработная плата и
стимулирование труда.
Занятость и безработица
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
10. Роль предпринимательства в
экономике.
1
0
1
11. Финансовый рынок и
1
посредники(банки,
страховые компании).
Услуги финансовых
посредников. Основные типы
финансовых инструментов:
акции и
облигации
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
12.
1
0.5
0
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
13. Страховые услуги
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
14. Защита прав потребителя
финансовых услуг
1
0
0
Письменный
контроль;
15. Экономические функции
домохозяйств
1
0
1
Практическая
работа;
Банковские услуги,
предоставляемые гражданам
(депозит, кредит, платежная
карта, денежные переводы,
обмен валюты).
Дистанционное банковское
обслуживание
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
1
0
0
Устный
опрос;
17. Источники доходов и
расходов семьи. Семейный
бюджет.
1
0
1
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
18.
Личный финансовый
план.Способы и формы
сбережений
1
0
0
Тестирование;
19.
Экономические цели и
функции государства.
Налоги. Государственный
бюджет.
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
20. Обобщающий урок: Человек 1
в экономических отношениях
1
0
Контрольная
работа;
21.
1
0
0
Устный
опрос;
16.
Потребление домашних
хозяйств. Потребительские
товары и товары длительного
пользования
Культура, ее многообразие и
формы. Влияние духовной
культуры на формирование
личности. Современная
молодёжная культура
22.
Наука. Естественные и
социально-гуманитарные
науки. Роль науки в развитии
общества
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
23.
Образование. Личностная и
общественная значимость
образования в современном
обществе
1
0
0.5
Контрольная
работа;
Тестирование;
24. Образование в Российской
1
Федерации. Самообразование
0
0
Устный
опрос;
25. Политика в сфере культуры и 1
образования в Российской
Федерации
0
0.5
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
26.
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
27. Национальные и мировые
религии. Религии и
религиозные объединения в
Российской Федерации
1
0
0.5
Практическая
работа;
Тестирование;
28. Что такое искусство. Виды
искусств. Роль искусства в
жизни человека и общества
1
0
0.5
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
29. Роль информации и
информационных
технологий в современном
мире. Информационная
культура и информационная
безопасность. Правила
безопасного поведения в
Интернете
1
1
0
Контрольная
работа;
30. Обобщающий урок: Человек
в мире культуры
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
31. Итоговое повторение курса
1
0
1
Практическая
работа;
Тестирование;
32. Защита проектов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Понятие религии. Роль
религии в жизни человека и
общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания
33. Защита проектов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
34. Защита проектов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание. 8 кл. Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб.для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Носова С. С. Основы экономики: учеб.для студентов образовав учреждений среднего проф.
образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005. Смирнов Г. Н.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
http://soc.rusolymp.ru
Обществознание в школе. Сайт учителя обществознания В.П. Данилова http://danur-w.narod.ru
Учебное пособие по обществознанию Г. Трубникова http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
Мир психологии
http://psychology.net.ru
Молодежные движения и субкультуры
http://subculture.narod.ru
Научно-аналитический журнал «Информационное общество» http://www.infosoc.iis.ru
Научно-образовательная социальная сеть http://socionet.ru
Научно-образовательный портал «Наука и образование» http://originweb.info
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска;
Мультимедийный проектор