Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,Примерной программы
«Русский язык 5-9 классы. В.В. Бабайцева, Е.И. Никитина, А.Ю. Купалова др. - М.: Дрофа, 2017» и рассчитана
на изучение предмета на базовом уровне.
Важнейшей особенностью построения курса является нацеленность на достижениемежпредметных и
метапредметныхсвязей, что благоприятно отразится на формировании языковых и коммуникативных
компетенций
Рабочая программа по русскому языку В.В.Бабайцева 6 класс ФГОС реализует системнодеятельностный подход, усиление вырабатывания функциональной грамотности как способности человека к
адаптации во внешней среде. Главными показателями функциональной грамотности, обладающей
метапредметным статусом, являются:
коммуникативные действия;
познавательные действия;
регулятивные действия.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель
деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными
способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности,
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную
и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила
русского речевого этикета и др.).
МОУ Даурская СОШ является общеобразовательной. Работает в режиме 6-ти дневной учебной недели
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется
учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д.
Чеснокова –М.: Дрофа, 2017
Русский язык. Практика. 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. К. Лидман-ОрловаМ.: Дрофа, 2017
Русская речь. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2017
Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов, в неделю – 6
Содержание программы
Введение
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии
Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Понятие о существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онк- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-.
Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имён существительных.
Глагол
Понятие о глаголе.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в
глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней -бир- — -бер-, -мир- — -мер-, -тир- — -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и
несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа
настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глагола. Значение 1, 2, 3-го лица.
Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном
наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён
прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в
единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ов- (-ев-).
Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в
сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имён прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
Имя числительное
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописанию гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие
Понятие о наречии как части речи.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени,
причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов -о — -е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на -о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Имя состояния
Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния,
неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.
Группы имён состояния по значению. Сходство и различие наречий и имён состояния.
Местоимение
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не
называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными,
числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия
неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые; роль в предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки,
темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ);
– умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
– владение различными видами монолога и диалога;
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать
жесты, мимику в процессе речевого общения;
– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
№
урока
Тема урока
Повторение изученного в 5 классе
Кол-во
часов
15
1.
1.
Русский язык - один из богатейших языков мира
1
2.
2.
Синтаксис и пунктуация
1
3.
3.
Синтаксис и пунктуация
1
4.
4.
Фонетика и орфоэпия
1
5.
5.
Фонетика и орфоэпия
1
6.
6.
Орфография. Орфограммы гласные и согласные в корне слова
1
7.
7.
Орфография. Орфограммы в суффиксах и окончаниях
1
8.
8.
Морфемика. Однокоренные слова.
1
9.
9.
Лексика. Лексическое значение слова.
1
10.
10.
Р.Р Признаки текста
1
11.
11.
Система частей речи в русском языке.
1
12.
12.
Части речи самостоятельные и служебные.
1
13.
13.
Слово и его формы
1
14.
14.
Р.Р Темы широкие и узкие
1
15.
15.
Административная контрольная работа (стартовый контроль)
1
Имя существительное
25
16.
1.
Анализ контрольной работы. Понятие о существительном
1
17.
2.
Нарицательные и собственные имена существительные.
1
18.
3.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
1
19.
4.
Род как постоянный признак
1
20.
5.
Число имен существительных
1
21. 6.
Система падежей в русском языке
1
22. 7.
Склонение существительных
1
23. 8.
Склонение существительных в единственном числе.
1
24. 9.
Склонение существительных во множественном числе.
1
25. 10.
Трудные случаи склонения в родительном падеже
1
26.
11.
Разносклоняемые имена существительные
1
27.
12.
Неизменяемые имена существительные
1
28.
13.
Словообразование существительных с помощью суффикса
1
29.
14.
Правописание суффиксов –чик-/ -щик-
1
30.
15.
Правописание суффиксов –ек-/-ик-
1
31.
16.
Правописание суффиксов после шипящих и Ц
1
32.
17.
Р.Р Простой и сложный план
1
33.
18.
Р.Р Эпиграф.
1
34.
19.
Р.р. Изложение по рассказу М. М. Пришвина «Золотой луг»
1
35.
20.
Правописание НЕ с именами существительными
1
36.
21.
Правописание НЕ с именами существительными
1
37.
22.
Правописание сложных имен существительных
1
38.
23.
Повторим изученное в разделе «Имя существительное»
1
39.
24.
Контрольная работа по разделу «Имя существительное»
1
40.
25.
Работа над ошибками. Словарный диктант.
1
Примечание
Понятие о глаголе
. Понятие о глаголе. Роль глагола в речи
39
41.
1.
42.
2.
Правописание НЕ с глаголами.
1
43.
3.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива.
1
44.
4.
45.
5.
46.
6.
Буква Ь в инфинитиве.
1
47.
7.
Возвратные глаголы
1
48.
8.
Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте.
1
49.
9.
Р/Р Описательный оборот
1
50.
10.
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
1
51.
11.
Р.Р Официально- деловой стиль речи
1
52.
12.
Виды глагола. Значение и образование.
1
53.
13.
Правописание корней –МЕР-/-МИР; -БЕР-/-БИР-; -ТЕР-/-ТИР- и др.
1
54.
14.
Правописание корней –МЕР-/-МИР; -БЕР-/-БИР-; -ТЕР-/-ТИР- и др. С.р.
1
55.
15.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
56.
16.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение в прош.вр.
1
57.
17.
Правописание глагольных суффиксов и окончаний в глаголах пр.вр
1
58.
18.
Настоящее и будущее время. Образование от глаголов сов. и несов.в
1
59.
19.
Р.р. Выборочное изложение «Как Гуля победила страх» по тексту Е.
Ильиной «Четвертая высота»
Изменение глаголов по лицам и числам. Основа настоящего и будущего
времени
1
1
1
1
60.
20.
Лицо и число глагола.
1
61.
21.
Ь знак в формах 2-го лица единственного числа.
1
62.
22.
Спряжение. Окончания I и II спряжения
1
63.
23.
Р/Р Художественное повествование. Рассказ.
1
64.
24.
Разноспрягаемые глаголы
1
65.
25.
Творческое изложение «Клеопарда» с элементами сочинения.
1
66.
26.
Творческое изложение «Клеопарда» с элементами сочинения.
1
67.
27.
Редактирование. Условное наклонение
1
68.
28.
Условное наклонение
1
69.
29.
Повелительное наклонение
1
70.
30.
Повелительное наклонение
1
71.
31.
Безличные глаголы
1
72.
32.
Безличные глаголы
1
73.
33.
Словообразование глаголов
1
74.
34.
Правописание суффиксов
1
75.
35.
Повторим изученное в разделе «Глагол»
1
76.
36.
Контрольная работа по теме «Глагол»
1
77.
37.
Анализ контрольной работы
1
78.
38.
Р.р. Метафора
1
79.
39.
Р.р. Творческое изложение «Совесть»
1
Имя прилагательное
28
80. 1.
Понятие о прилагательном
1
81.
2.
Р.Р Описание природы. Зима
1
82.
3.
Разряды прилагательных по значению
1
83.
4.
Разряды прилагательных по значению
1
84.
5.
Разряды прилагательных по значению
1
85.
6.
Полные и краткие прилагательные
1
86.
7.
Полные и краткие прилагательные
1
87.
8.
Р.р. Сочинение «Белёк» (по рассказу Г.Снегирёва)
88.
9.
Склонение полных прилагательных
1
89.
10.
Притяжательные прилагательные с суффиксами -ИЙ
1
90.
11.
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ИН-/ЫН; -ОВ-/-ЕВ-
1
91.
12.
Административная контрольная работа (Промежуточный контроль)
92.
13.
Р.р. Описание природы
93.
14.
Р.р. Описание природы
94.
15.
Степени сравнения прилагательных
1
95.
16.
Степени сравнения прилагательных
1
96.
17.
Словообразование прилагательных
1
97.
18.
Р/Р Описание помещения
1
98.
19.
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных
1
99.
20.
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных
1
100. 21.
Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -к-
1
101. 22.
Словообразование прилагательных с помощью приставок
1
102. 23.
Словообразование прилагательных с помощью сложения
1
103. 24.
Р/р Описание помещения
1
104. 25.
Повторим изученное в разделе «Имя прилагательное»
1
105. 26.
Р.р. Изложение по упражнению
1
106. 27.
Р.р. Изложение по упражнению
1
107. 28.
Р/Р Описание костюма
1
1
Имя числительное
19
108. 1.
Понятие о числительном как о части речи
1
109. 2.
Р.р. Подготовка к сочинению по картине
1
110. 3.
Р.р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
1
111. 4.
Простые, сложные и составные числительные
1
112. 5.
Простые, сложные и составные числительные
1
113. 6.
Количественные числительные
1
114. 7.
Склонение количественных числительных
1
115. 8.
Склонение количественных числительных
1
116. 9.
Р.р. Официально-деловой стиль
1
117. 10.
Собирательные числительные
1
118. 11.
Собирательные числительные
1
119. 12.
Порядковые числительные
1
120. 13.
Порядковые числительные
1
121.
14.
Р.р. Выборочное изложение «Черёмуха» по рассказу Н. Носова
«Снегири»
1
122. 15.
Дробные числительные
1
123. 16.
Повторим изученное в разделе «Имя числительное»
1
124. 17.
Повторим изученное в разделе «Имя числительное»
1
125. 18.
Контрольная работа и её анализ
1
126. 19.
Р/Р Описание книги
1
Наречие
20
127. 1.
Понятие о наречии
1
128. 2.
Понятие о наречии
1
129. 3.
Степени сравнения наречий
1
130. 4.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
1
131. 5.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
1
132. 6.
Буквы О-А на конце наречий
1
133. 7.
Буквы О-А на конце наречий
134. 8.
Дефис между частями слова в наречиях
1
135. 9.
Дефис между частями слова в наречиях
1
136. 10.
Р.р. Рассуждение в рамках стиля
1
137. 11.
Правописание наречий
1
138. 12.
Правописание наречий
1
139. 13.
Контрольный диктант и его анализ
1
140. 14.
Р.р. Средства связи частей рассуждения
1
141.
142.
143.
15.
Словообразование наречий путем перехода из одной части речи в
другую
1
16.
Р. р. Сочинение на основе картины П.Ф. Решетникова «Прибыл на
каникулы»
1
17.
Р. р. Сочинение на основе картины П.Ф. Решетникова «Прибыл на
каникулы»
1
144. 18.
Буква Ь знак после шипящих на конце наречий
1
145. 19.
Повторим изученное в разделе «Наречие»
1
146. 20.
Контрольная работа и её анализ
1
Категория состояния
6
147. 1.
Работа над ошибками. Понятие о категории состояния
1
148. 2.
Понятие о категории состояния
1
149. 3.
Синтаксическая роль категории состояния
1
150. 4.
Повторение изученного в разделе «Категория состояния»
1
151. 5.
Р.р. Сочинение по фотографии. Кабинет Л.Н. Толстого в Ясной Поляне
1
152. 6.
Р.р. Сочинение по фотографии. Кабинет Л.Н. Толстого в Ясной Поляне
1
Местоимение
33
153. 1.
Понятие о местоимении
1
154. 2.
Местоимения и другие части речи
1
155. 3.
Личные местоимения
1
156. 4.
Личные местоимения
1
157. 5.
Прописная буква в формах вежливости
1
158. 6.
Притяжательные местоимения
1
159. 7.
Притяжательные местоимения
1
160. 8.
Возвратное местоимение
1
161. 9.
Вопросительные местоимения
1
162. 10.
Относительные местоимения
1
11.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными
относительным местоимением
1
164. 12.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными
1
163.
относительным местоимением
165. 13.
Неопределённые местоимения
166. 14.
Неопределённые местоимения
167. 15.
Правописание неопределённых местоимений
1
168. 16.
Отрицательные местоимения
1
169. 17.
Р.р. Описание книги
170. 18.
Р.р. Сочинение-рассуждение о книге
171. 19.
Отрицательные местоимения
1
172. 20.
Отрицательные местоимения
1
173. 21.
Определительные местоимения
1
174. 22.
Определительные местоимения
1
175. 23.
Указательные местоимения
176. 24.
Морфологические средства связи
1
177. 25.
Р.р. Морфологические средства связи в тексте
1
178. 26.
Р.р. Построение текста-рассуждения
1
179.
27.
1
Р.р. Сжатое изложение по теме «Виды дождей» (по повести К.Г.
Паустовского «Золотая роза»)
180. 28.
Повторим изученное по теме «Местоимения как часть речи»
1
181. 29.
Повторим изученное по теме «Местоимения как часть речи»
1
182. 30.
Контрольная работа «Местоимения как часть речи»
1
183. 31.
Анализ работы
1
184.
185.
32.
Р.р. Подробное изложение «Воробей» (по стихотворению И.С.
Тургенева)
33.
Р.р. Подробное изложение «Воробей» (по стихотворению И.С.
Тургенева)
Повторение изученного в 6 классе
19
186. 1.
Повторение фонетики
187. 2.
Повторение морфемики
188. 3.
Повторение лексикологии и фразеологии
189. 4.
Повторение морфологии
1
190. 5.
Повторение синтаксиса и пунктуации
1
191. 6.
Повторение синтаксиса и пунктуации
1
192. 7.
Административная контрольная работа
1
193. 8.
Работа над ошибками.
1
194. 9.
Трудные случаи правописания разных частей речи
1
195. 10.
Трудные случаи правописания разных частей речи
1
196. 11.
Трудные случаи правописания разных частей речи
1
197. 12.
Трудные случаи синтаксиса и пунктуации
1
198. 13.
Трудные случаи синтаксиса и пунктуации
1
199. 14.
Р.р. Текст.
1
200. 15.
Типы речи.
1
201. 16.
Стили речи.
1
202. 17.
Тропы.
1
203. 18.
Игра «Знайка»
1
204. 19.
Резервный урок
1
1
Литература:
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому
комплекту:
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В.
Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.
2. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова и др. ; под
ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.
3. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И.
Никитина. – М. : Дрофа, 2012.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык.
Теория. 5–9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. –
М. : Дрофа, 2010.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой
«Русский язык. Теория. 5–9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева,
Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. – М. : Дрофа, 2010.
3. Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5–9 классы / Г. И. Блинов, В. А.
Антохина. – М. : Просвещение, 2001.
4. Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5–8 классов / Т. А. Костяева. – М. :
Просвещение, 1992.
5. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д.
Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012.
6. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : метод. пособие / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.
8. Русский язык в школе : журн.
Литература и ЭОР для учителя и ученика
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование
следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор»;
– орфотренажер «Грамотей».
Приложение
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе
Контрольный диктант
I вариант
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много
грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы:
белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю
от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они
готовятся к отлету на юг. (104 слова)
II вариант
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую
пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам
далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает
извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в нее и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают
стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их
песню и замираешь от восторга. (113 слов)
Задания контрольной работы
1. Фонетический разбор слова «березки» - I в., «друг» - II в.
2. Разбор слова по составу «тропинки» - I в., «осинки» - II в.
3. Морфологический разбор существительного «лисички» - I в., «день» - II в.
4. Синтаксический разбор предложения:
I в. – «За деревней расстилаются широкие поля».
II в. – «Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса».
Контрольный диктант
Приезд Электроника в город
Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светлый автомобиль. Открылась дверца, из машины
вышел человек с трубкой в зубах. Он увидел веселые лица, букеты
цветов, робко улыбнулся. Это был профессор Громов. Знатный гость приехал из научного городка и решил
остановиться в «Дубках».
Директор «Дубков» занялся вещами. Из открытой пасти багажника торчал угол чемодана.
Директор с тремя помощниками взялись за ручки, отнесли чемодан на второй этаж: и удалились.
Профессор поднялся за ними, с удовольствием оглядел голубоватые стены, удобную мебель, широкое окно.
Профессор нагнулся над чемоданом, откинул крышку. В чемодане на мягком нейлоне лежал
кибернетический мальчик с закрытыми глазами.
(По Е. Велтистову.) (97 слов)
Задания
1. Выполните морфемный разбор:
1-й вариант – трубкой, научного;
2-й вариант – голубоватые, помощниками.
2. Выполните морфологический разбор имен существительных из последнего предложения:
1-й вариант – в чемодане;
2-й вариант – с глазами.
3. Выполните лексический разбор слов:
1-й вариант – ранним (утром);
2-й вариант – майским (утром).
Контрольная работа
Задания контрольной работы предлагаются С.И. Пименовой (См.: Русский язык в школе. – 2003, № 4. –
С. 115). Во время выполнения заданий учащиеся могут использовать все виды словарей.
Задание 1. Запишите отрывок текста под диктовку, заменяя, где можно глагольные формы прошедшего
времени формами настоящего времени.
Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника и даже рылся ножками в снегу, где
обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом. Пытался воробей взлететь и посмотреть, не принес ли
ураган каких-нибудь крошек или старых зерен. Однако буря сразу брала воробья и гнала его прочь.
(По А. Платонову.)
Задание 2. Из текста предыдущего задания выберите три глагола, интересных для морфемного анализа, и
разберите их.
Задание 3. Указав в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы времени.
Настоящее вр. Прошедшее вр. Будущее вр.
Начать ( )
Начинать ( )
Начинаться ( )
Задание 4. Образуйте от глагола говорить другие глаголы с приставками по-, за-, на-, вы-, при-, до-, у-, от-.
Дайте толкование каждого нового слова.
Задание 5. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже.
Рассказать (впечатление), поделиться (впечатление); игнорировать (замечание), пренебрегать (замечание);
допустить (ошибка), пожалеть (ошибка); указывать (недостатки), бороться (недостатки); коснуться (многие
вопросы), затронуть (многие вопросы).
Задание 6. Образуйте все возможные формы прошедшего времени данных глаголов, поставьте знак
ударения.
Понять, начать, принять.
Задание 7. Подберите синонимы к словам идти, говорить, быть.
Задание 8. Составьте сочетания существительного с глаголом в форме прошедшего времени единственного
числа. Тюль, скирда, кофе, мозоль.
Контрольный диктант
Вы умеете читать небесную книгу?
Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.
Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.
По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую
погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.
И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду.
Прилет грачей означает наступление весны.
Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Надо только быть внимательным и
любить и понимать природу и все, что тебя окружает.
(Г.А.Богданова.)
(101 слово)
Контрольный диктант
Медвежонок
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие
листики брусники.
На краю поляны сохранялись заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях, сучки поскрипывали. Я
вглядывался в лесную дорожку, хотел понять, кто там разгуливает.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из
кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать!
Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?
(По Г. Снегиреву.)
(111 слов)
Задания.
1. Выполните морфемный разбор.
1-й вариант – лесного, показались, глазки.
2-й вариант – расположился, (в) малиннике, листики.
2. Выполните морфологический разбор глаголов.
1-й вариант – набрел, ищет.
2-й вариант – хотел, объяснишь.
3. Выполните синтаксический разбор.
1-й вариант – «Вот из куста высунулся черный нос, показались хищные глазки».
2-й вариант – «Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать».
Контрольная работа
1. Хороша веревка длинная, а речь – короткая. 2. Материнский гнев что весенний снег: и много его
выпадает, да скоро тает. 3. Братская любовь крепче каменных стен. 4. Где сосна взросла, там она и красна. 5.
Пеший конномуне товарищ. 6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. 7. Нить должна быть
тонкой, а речь откровенной. 8. Уверенный выигрывает в бою. 9. Ранний позднему ни в чем не уступит. 10.
Мужественный бьется – победы добьется.
Задания
1. Записать пословицы, обозначить орфограммы в суффиксах прилагательных, выписать по 3 слова по
видам орфограмм.
2. Фонетический разбор слов:
1-й вариант – гнев.
2-й вариант – снег.
3. Морфемный разбор:
1-й вариант – весенний, братская, откровенный.
2-й вариант – каменных, длинный, мужественный.
4. Выполнить словообразовательный разбор этих слов.
5. Выполнить морфологический разбор:
1-й вариант – каменных.
2-й вариант – позднему.
6. Выполнить синтаксический разбор предложения:
1-й вариант «Братская любовь крепче каменных стен»
2-й вариант «Уверенный выигрывает в бою»
7. Лексический разбор:
1-й вариант – острый (язык).
2-й вариант – длинный (язык)
Контрольный диктант
Встреча в деревне
Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в далекой Сибири. Он приехал в Москву
в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил
свободные денечки провести у друзей в деревне.
В крепком рюкзаке у него лежали все необходимые пожитки: спортивные брюки, мягкие тапочки,
клетчатая рубашка, садовый нож, полбуханки свежего хлеба. В папке лежали любимые фотографии.
Интересно было их рассматривать и слушать захватывающие рассказы геолога. Владимир Сергеевич
объездилвсю нашу огромную страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня.
Это был маленький ветвистый корешок бледно-желтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож
на худенького человечка с кривыми ручками и ножками.
(И. Дик)
(110 слов)
Задания.
1. Выполнить морфемный разбор:
1-й вариант – свободные, провести, тапочки.
2-й вариант – садовый, рассказы, показал.
2. Выполните морфологический разбор имен прилагательных:
1-й вариант – поисковой, интересный.
2-й вариант – худенького, кривыми.
3. Выписать словосочетание «прилагательное + существительное». Определите разряд прилагательного.
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
1-й вариант – «Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в далекой Сибири».
2-й вариант – «Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человека с кривыми ручками и
ножками».
Тест
Имя числительное
Вариант I
1. Укажите строку, в которой приведены простые числительные:
а) шестьсот, сорок, двадцать пять, миллион;
б) три, двести, миллион, пятитысячный;
в) шестьсот, пять тысяч, три седьмых;
г) двадцать два, пять тысяч, пятитысячный, один.
2. Найдите собирательное числительное:
а) пять книг; б) одна третья сада; в) двое очков,
3. Укажите количественное числительное:
а) двадцатый век;
б) три стола;
в) первое сентября.
4. Нужен ли ь в числительных девятисот, восем..надцать?
A. В 1-м слове ъ нужен, во 2-м – не нужен.
Б. В 1-м слове ъ не нужен, во 2-м – нужен.
B. В обоих словах ь не нужен.
Г. В обоих словах ь нужен.
5. Поставьте числительные девяносто, восемьсот в род. падеже:
а) девяносто, восемьсот; б) девяноста, восьмисот;
в) девяносто, восьмисот; г) девяноста, восемьсот.
6. Выберите правильный ответ.
A. Поезд прибыл на станцию в восемьчасовдесятьминут.
Б. Поезд прибыл на станцию в восемь часов десять минут.
B. Поезд прибыл на станцию в восемь часов десять минут.
7. Найдите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в) или г), в котором последовательно
расположенные буквы или их отсутствие (прочерк) соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а)
б)
в)
г)
четыр..мя словами
сем..сот страниц
шест..надцать лет
пят..десят человек
ь
ь
ь
ь
-
ь
ь
ь
ь
-
8. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)миллионный (слитно, раздельно или через
дефис). Выберите правильный ответ.
A. 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно.
Б. Оба слова нужно писать через дефис.
B. Оба слова нужно писать слитно.
Г. Оба слова нужно писать раздельно.
9. Поставьте числительное 147-й в дат. и твор. падежах:
а) ста сорока семи, сто сорок седьмым;
б) ста сорок седьмому, ста сорок седьмым;
в) сто сорок седьмому, сто сорок седьмым;
г) сто сорок седьмым, ста сорока седьмым.
10. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 7:
а) б)
в)
ми..иард
оди..адцать
ба..ейн
те..итория
к..институция
г)
л
нн
с
р
а
лл
н
с
рр
а
лл
нн
сс
рр
о
л
н
сс
рр
о
Зачет по теме «Числительное»
I. Словарный диктант.
Центнер, тонна, миллиард, миллион, одиннадцать, тринадцать, шестьдесят, триста, четыреста,
трехъярусный, трехпалубный, пребывание на работе, по прибытии в город, при въезде в гараж, к двенадцати
прибавить пятнадцать, на трехсотом километре, четыреста восемьдесят семь экземпляров, в тысяча девятьсот
семьдесят восьмом году.
II. Проверка знаний и умений.
Выполнение заданий в группах.
Задание II.
Карточка №1
1. Прочитайте текст. Спишите, заменяя цифры словами. Расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Языки мира
На проходившем в 1972 году в Испании конгрессе лингвистов ученые подсчитали что сейчас на земном
шаре существует 2976 языков. Причем 1200 из них приходится на 17,5 тысяч американских индейцев. А две
трети населения земного шара пользуются всего лишь 13 языками. Это так называемые «великие языки», на
каждом из них говорит не менее 50 миллионов человек. Распространены эти 13 языков в 65 странах.
2. Слово сто и сотня обозначают одно и то же. Являются ли оба этих слова числительными? Докажите
письменно.
Карточка №2
1. Прочитайте, спишите, заменяя цифры словами. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и
недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
В наступлени.. на Москву уча(?)ствовало 1708000 отборных, отлично вооруженных немецких вояк.
Фашисты (не)сомневались что успех близок.
Но немецко(фашистские) войска потерпели сокрушительное поражение. 1300 танков, 2500 орудий и много
другой вое(н, нн)ой техник.. было разгромлено на полях Подмосковья.
Мы никогда (не) забуд..м тех кто самоотверженно сражался на подступах к столице, тех без..мя(н, нн)ых
героев что отдали за нее свои жизни.
2. Укажите, какие это части речи.
Третий, трешка, три, тройка, трижды, втроем, утроить, трое, втрое.
Задание III
Карточка №1
1. Прочитайте текст.
Почему вода гасит огонь?
Во-первых, прикасаясь к горящему предмету, вода превращается в пар, отнимая при этом много теплоты у
горящего тела; чтобы превратить «крутой» кипяток в пар, нужно впятеро с лишком больше теплоты, чем для
нагревания этого же количества холодной воды до 100 градусов.
Во-вторых, пары, образующиеся при этом, занимают объем, в сотни раз больший, чем породившая их вода;
окружая горящее тело, пары оттесняют воздух, а без воздуха горение невозможно.
(По Я. Перельману).
2. Определите, какой частью речи являются счетные слова в тексте.
3. Составьте текст-рассуждение на тему: «Почему вода превращается в лед?», сохранив опорные слова «вопервых», «во-вторых».
Карточка №2
1. Составьте текст-описание «Город Кижи», используя выборочно материалы из очерка Г. Гродненского.
Сходим с теплохода на берег острова и сразу попадаем в сказку. Стоит перед нами затейливый теремок,
удивительной красоты деревянный храм. Все вместе купола похожи на шлем русского воина. Это памятник
воинской победы русских над шведами. Без единого гвоздя, одним топором, из местного прионежского леса
создано это чудо зодчества русского и стоит уже 370 лет. Не дошли до нас имена искусных рукодельцев.
Пройдемся по всему островку. На каждом шагу нас встретят строительные диковинки: деревянная
колоколенка, редкой красоты часовня, которой более 600 лет. Тут и ветряная мельница, и старинные дома в
узорном убранстве.
Из разных мест Заонежья свезли в этот музей под открытым небом наиболее ценные постройки, чтобы
сохранить красоту и поучительность прежнего искусства.
2. С какими числительными могут сочетаться существительные: «бег, серебро, ножницы, перчатка,
спортсмен, ученица»?
Задание IV
Карточка №1
1. В каком сочетании нет грамматической ошибки? Запишите его. Остальные запишите в правильном виде.
1) К восемь целых две пятых прибавить шесть.
2) Трое подружек.
3) С двухстами книгами.
4) Четверо медвежат.
2. Запишите условие задачи, заменяя цифры словами. Попробуйте решить эту задачу и изложите решение в
письменном виде.
Пять землекопов за 5 часов вскапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100
метров канавы?
Карточка №2
1. Запишите, заменяя цифры словами.
В древнегреческом языке слово «стадион» называло меру длины, равную 600 греческим футам, иначе 125
шагам.
2. Запишите условие задачи, заменяя цифры словами. Попробуйте решить эту задачу, запишите это
решение.
Бригада из 6 плотников и столяра взялась выполнить одну работу. Каждый плотник заработал по 20
рублей, столяр же на 3 рубля больше, чем заработал в среднем каждый из семерых членов бригады.
Сколько же заработал столяр? Сколько стоила вся работа?
Задание V
Карточка №1
1. Составьте свод правил об орфографии имен числительных. Каждое из правил сопровождайте
несколькими примерами.
2. Напишите отчет о проделанной вами работе за предшествующую неделю.
Карточка №2
1. Составьте расписку в получении какого-либо инвентаря.
2. Запишите ответ на вопрос: что я знаю из истории имен числительных?
Контрольный диктант
Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных
речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива.
Чуть-чуть пригреет солнце – вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев
пчелы.
Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в
землю – примется, пустит корни, начнет расти.
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив
защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай
набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и циника, плывущие вдаль.
(129 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1. Выписать 2 наречия из текста.
2. Морфологический разбор наречия:
1-й вариант – повсюду.
2-й вариант – по-весеннему.
3. Синтаксический разбор предложения:
1-й вариант – Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог.
2-й вариант – Люди по-разному называют иву.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
В самолете во время грозы
Небольшой, но мощный самолет набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от
встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над
тучей и там переждать грозу.
Все отважные пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной черной тучи.
Только мальчик нарочно смотрит в окно, будто видит все по-новому. Ему не тяжело, ему нравится эта дикая,
волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят назло стихии.
Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несется к земле. Летчик бросает машину вниз, потому что
только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолет катит по твердой бетонной дорожке.
(В. Железников) (111 слов)
Задания.
1. Выполнить морфемный разбор:
1-й вариант – набирает, воздушные, (в) самолете.
2-й вариант – проскочить, (по) бетонной, несется.
2. Выполнить фонетический разбор:
обшивка – 1 вариант; несется – 2 вариант.
3. Морфологический разбор наречия:
1-й вариант – часто.
2-й вариант – вдруг.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Дуб
Дуб – совершенно удивительное растение. Во-первых, он растет сотни лет. Молния опалит его огнем, но
весной заново распустятся на черных ветках зеленые листочки.
Во-вторых, дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб чернеет в чистом поле.
Зато, в-третьих, дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе
свернутся крепко-крепко в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда
тяжелые желуди. Это сойка осенью спрятала желуди и забыла о них, а они мало-помалу проросли.
(По Г. Снегиреву.)
(109 слов)
Задания.
1. Выполнить синтаксический разбор предложения:
1-й вариант – Во-вторых, дуб начинает распускаться позже всех деревьев.
2-й вариант – Ветер не мог занести туда тяжелые желуди.
2. Выполнить морфологический разбор наречий:
1-й вариант – Позже всех, крепко-крепко.
2-й вариант – Дольше всех, мало-помалу.
Контрольная работа
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, он готовится к бою.
Сильный порыв ветра резко вырывается из-за вершин деревьев, кружится черной пылью по дороге и мчится
вперед.
Ударили сверху по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю наотмашь обрушилась стена
холодной воды. Справа сверкнула молния, прокатился по небу рокочущий гром.
Насколько быстро проходит летняя гроза! Вот чуть-чуть светлеет слева туманная даль. Небо начинает голубеть. Где-то над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий прозрачный пар. Уже и солнце горячее
выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и ярко-ярко блестят на солнце дождинки.
(По Б. Тимофееву)
(104 слова)
Задания.
1. Выписать 5 слов с различными орфограммами. Обозначить условия выбора орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения.
1-й вариант – Вот чуть-чуть светлеет слева туманная даль.
2-й вариант – Это капают с деревьев и ярко-ярко блестят на солнце дождинки.
3. Выполнить морфологический разбор местоимения.
1-й – он.
2-й вариант – меня.
Контрольный анализ текста
Самые мя..кие, трогательные стихи книги и к..ртины написаны рус.кими поэтами и художниками об осени.
Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорого., и мимолетно..
врем..ни года.
Осень сн..мала с лесов полей со всей пр..роды густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались
сквозными. Темные краски лета см.. нялисьро..ким з..лотым пурпуром и сер..бром. Воздух был чищ..,
холоднее, и дали были гораздо глубж.., чем летом.
Левитан оставил около ста осен..их картин. На них зн..комые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в
медлен..ыхвод..воротах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; к..сматые
дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах луч..ше всего передана п..чальпр..щальных дней, осен..их
листьев, тихого, чудесного перед холодом, предзимнего со..нца.
(К. Паустовский.)
Задание
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите тему, основную мысль текста.
4. Определите стиль и тип текста.
5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.Выпишите из
текста 3-4 слова, в которых все согласные – звонкие. Сделайте фонетическую транскрипцию этих
слов.Объясните, как вы понимаете выражение «Рощи делались сквозными».
6. Выпишите из текста:
Эпитеты _________________________________________
метафоры ________________________________________
7. Определите лексическое значение слова «пейзаж».
8. Разберите по составу: «трогательные», «художниками», «холоднее».
9. Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
(Самого) дорог.. (врем..ни года) ________________________