Рабочая программа по литературе для 9 классов на 2019-2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО

Согласовано

Утверждаю

Заместитель директора по УВР

__________/Самохвалова Н.Н./

__________/Кузнецова Л.В. /

«___» августа 2019 г

«___» сентября 2019 г.

Директор школы
/____________/ Л.Г. Казанцева
«____» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 «В» КЛАСС

Программа составлена
учителем русского языка и
литературы
Самохваловой Н.Н.

Даурия, 2019 год

Нормативная основа программы
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 9 класса разработана
-в соответствии с требованиями ФГОС (пункт 18.2.2.) Приказ Минобрнауки России от
31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России
02.02.2016 N 40936)
-на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
второго поколения, примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по

литературе.
Соответствует концепции курса, представленного в программе по литературе для 5 – 9
классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев), обеспечена УМК для 9 класса (Авторы:С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев – 5-е
изд. М., «Русское слово» - учебник в двух частях, 2016 г.), рекомендованным Министерством
образования Российской Федерации, и реализует обязательный минимум образования.
Настоящая программа является программой базового уровня обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю. Содержание
планирования включает 102 урока различных типов.
В течение учебного года возможны изменения количества часов, отведённых на изучение
тем программы, в связи с совпадением уроков в расписании с праздничными дням и другими
особенностям функционирования образовательного учреждения. В программу можно вносить
изменения в зависимости от успешности усвоения тем, результативности обучения сокращать
или добавлять часы за счет резерва.

Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение
в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле
читательских ассоциаций, отбирать произведения для
чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели
чтения художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение, и на этой основе
формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей
разных поколений и вступать в диалог с другими
читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной
жанровой природы, аргументировано формулируя своё
отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и

Ученик получит возможность
научиться:
- выбирать путь анализа произведения,
адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики
художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию
художественного текста, созданную
средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию
изученного текста средствами
других искусств;
- сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-

интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его
воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть
основными способами её обработки и презентации.

исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).

Личностные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную
- Определять гуманистические, демократические и
деятельность: свои достижения,
традиционные ценности многонационального
самостоятельность, инициативу,
российского общества.
ответственность, причины неудач.
- Определять необходимость ответственности и
- Проявлять готовность к самообразованию.
долга перед Родиной.
- Понимать ценность жизни во всех её проявлениях
и необходимости ответственного, бережного
отношения к ней.
- Осознавать значение семьи в жизни человека и
общества, принимать ценности семейной жизни,
уважительно и заботливо относиться к членам своей
семьи.
- Развить эстетическое сознание через освоение
художественного наследия народов России и мира,
через творческую деятельность эстетического
характера.
Регулятивные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
- Основам прогнозирования.
- Основам саморегуляции эмоциональных
состояний.
- Прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
- Отображать в речи содержание совершаемых - Устраивать эффективные групповые обсуждения и
действий в форме громкой социализированной обеспечить обмен знаниями между членами группы
и внутренней речи.
для принятия эффективных совместных решений.
- В совместной деятельности четко формулировать
цели группы и позволить её участникам проявлять
собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
- проводить сравнение, классификацию
- осуществлять расширенный поиск информации в
изученных объектов по самостоятельно
соответствии с заданиями
выделенным основаниям (критериям) при
учителя с использованием ресурсов библиотек и
указании и без указания количества групп;
сети Интернет;
- устанавливать причинно-следственные связи - записывать, фиксировать информацию с помощью
в изучаемом круге явлений;
инструментов ИКТ;
- понимать структуру построения рассуждения - создавать и преобразовывать схемы для решения
как связь простых суждений об объекте
учебных задач;
(явлении);
- осознанно и произвольно строить сообщения в
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или устной и письменной форме;
класс объектов);
- осуществлять выбор наиболее эффективных
- подводить анализируемые объекты (явления) способов решения учебных задач в зависимости от
под понятия разного уровня обобщения
конкретных условий;
(например: предложение, главные члены
- осуществлять синтез как составление целого из
предложения, второстепенные члены;
частей, самостоятельно достраивая и восполняя

подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым
материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические
средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач;

недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими
приемами решения учебных задач.

п/п
1.

Содержание курса
Введение

2.

Из
древнерусской
литературы

3.

Из
литературы XVI
II века

4.

Из литературы
первой
половины ХIХ
века

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История
отечественной литературы как отражение особенностей культурноисторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь
русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы
русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные
литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное
направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».
Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой
эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее
стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...».
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен,
психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации
«Слова...».
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.
Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические
принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в
формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р.
Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.
Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление
литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное
звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н.
Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с
реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты
сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль
писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм
как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в
русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Становление и развитие русского романтизма в первой
четверти XIXвека.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные
особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в
творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А.
Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском
романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление,
романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть,
самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской
поэзии.

5.

А.С. Грибоедов

6.

А.С. Пушкин

7.

М.Ю.
Лермонтов

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая
история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в
комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез»
русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в
трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от
ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и
Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка
грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон
терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт,
монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от
ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова,
сценическая история комедии «Горе от ума».
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое
многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы,
тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар»,
«Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я
помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник»,ее
художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей
Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственнофилософское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство
писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкинахудожника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые»
как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки
литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его
герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее
преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны
Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в
романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.
Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в
стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и
комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения,
сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г.
Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные
реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации
произведений А.С. Пушкина.
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы
лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество,
судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не
Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой
золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В
минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на
дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда
волнуется желтеющая нива...», «Родина».

8.

Н.В.Гоголь

9.

Литература
второй
половины XIX в
ека (Обзор с
обобщением
ранее
изученного)

10.

Из
литературы XX
века (Обзор с
обобщением
ранее
изученного)

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.
Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой.
Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин
в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике
романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История
души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г.
Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман,
психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный
анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической
статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»;
«байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два
представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные
интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в
театре и кино.
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное
произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на
замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие
«Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане
Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и
«мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений.
Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого
метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение
сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета
«Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях
художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—
1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения
И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.
Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского
национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания
(романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные
и философские уроки русской классики XIX столетия.
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л.
Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).
Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В.
Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.
Шолохова, А. Толстого, М.Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева,
В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б.
Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х

11.

Для заучивани
я наизусть

12.

Виды
деятельности

годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л Петрушевской,
В.Пелевина и др., лирика И.Бродского, О.Седаковой и др.).
Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное
направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной
эпохи.
1. «Слово о полку Игореве» (фрагмент);
2. М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).
3. Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).
4. К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).
5. В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).
6. А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору).
7. А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).
8. М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
9. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (фрагмент).
10. Поэзия Серебряного века (1 – 2 стихотворения по выбору).
 осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров.
 выразительное чтение.
 различные виды пересказа.
 заучивание наизусть стихотворных текстов.
 определение принадлежности литературного (фольклорного) текста
к тому или иному роду и жанру.
 анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и
сущности конфликта.
 выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения.
 участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки
зрения с учетом мнения оппонента.
 подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и
по мотивам литературных произведений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

№
уро
ка
в
те
ме

1.

1.

2.
3.

1.
2.

4.

3.

Тема раздела, урока

Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса.
Из древнерусской литературы (6 часов)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
Историческая и художественная ценность «Слова о полку
Игореве». Стилистические особенности «Слова».
Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой
эпохи.

Кол
ичес
тво
часо
в

1
1
1
1

Примеча
ние

1
1
1

2.

Человек и природа в художественном мире поэмы.
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Тестирование по «Слову о полку Игореве».
Из русской литературы XVIII века (10 часов)
Основные тенденции развития. Русский классицизм.
Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И.,
Княжнин Я.Б).
Классицизм в русской драматургии
Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.
Стартовый контроль
Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева.
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в
совершенствовании языка.
Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.
Конкурс рефератов и докладов.
Р.Р. Своеобразие эпохи Карамзина Н.М. в литературе 18-19 века
Становление и развитие русского романтизма (5 часов)
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные
особенности.
Черты романтизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского.

20.

3.

Черты романтизма в творчестве К.Ф. Рылеева, А.А. Баратынского.

1

21.

4.

Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

1

22.

5.

1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Р.р. Анализ одного стихотворения (по выбору).
А. С. Грибоедов (11 часов)
А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.
Творческая история комедии «Горе от ума».
Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.
Идеалы и антиидеалы Чацкого.
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.
Чацкий и Молчалин.
Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.
Р.р. Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).
Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».
И.А.Гончаров о «Горе от ума».
Р.Р. Сочинение по творчеству А.С. Грибоедова
А.С. Пушкин (26 часов)
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.
Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.
Тема поэта и поэзии.
Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.
Вольнолюбивая лирика.
Тема природы в творчестве А.С. Пушкина.
Р.Р. Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.
Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».
Реализм «Маленьких трагедий».
Реализм «Повестей Белкина».
Промежуточный контроль
Мастерство писателя в создании характеров.
«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.
«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.
Онегинская строфа

5.
6.
7.

4.
5.
6.

8.
9.

1.
2.

10.
11.
12.
13.
14.

3.
4.
5.
6.
7.

15.
16.
17.

8.
9.
10.

18.

1.

19.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

60.
61.
62.
63.

1.
2.
3.
4.

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

Р.р. Автор и его герой в образной системе романа (выступление)
Р.р. Автор и его герой в образной системе романа (выступление)
Онегин и Ленский.
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.
Картины жизни русского дворянства в романе.
Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».
В.Г.Белинский о романе.
Контрольное тестирование по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Р.Р. Конкурсное чтение наизусть.
Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
Р.Р. Выступление с рефератами сообщениями по творчеству А.С. Пушкина
М.Ю. Лермонтов (16 часов)
М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.
Темы и мотивы лермонтовской лирики. Мотив свободы.
Тема одиночества в творчестве поэта.
Судьба поэта и его поколения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.
1
Р.Р. Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.
1
Р.р. Анализ стихотворения (по выбору)
1
«Герой нашего времени» - первый русский философский роман в прозе.
1
Своеобразие композиции и образной системы романа.
1
Автор и его герой.
1
Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.
1
Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в
1
поэтике романа.
13. Мастерство психологической обрисовки характеров.
1
14. «История души человеческой» как главный объект повествования.
1
В.Г.Белинский о романе.
15. Р.Р. Сочинение «Что такое честь?» ( по роману «Герой нашего времени»)
1
16. Контрольный тест по роману «Герой нашего времени»
1
Н.В. Гоголь (21 час)
1.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя.
1
2.
Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».
1
3.
Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.
1
4.
Образы помещиков. Манилов.
1
5.
Образы помещиков. Коробочка. Ноздрев.
1
6.
Образы помещиков. Собакевич
1
7.
Образы помещиков. Плюшкин.
1
8.
Образы чиновников города Н
1
9.
Образ Чичикова: «копи копейку»
1
10. Образ Чичикова: чиновник с виду и подлец душой
1
11. Повесть о капитане Копейкине
1
12. Тема «живой» и «мертвой» души.
1
13. Народная тема в поэме.
1
14. Фигура автора и роль лирических отступлений.
1
15. Мотив дороги.
1
16. Образ России
1
17. Конкурсное чтение наизусть
1
18. Смысл названия поэмы
1
19. Творческая работа по «Мертвым душам»
1
Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). 4 часа.
1. Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе
1

96.

2.

97.
98.

3.
4.

99.
100.

1.
2.

101.

3.

102.

4.

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.
Тютчева, А.А. Фета.
Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.
Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. Тест.
Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного)(4 часа)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).
«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).
Многообразие поэтических голосов эпохи.
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.
Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова)
Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

1
1
1
1
1
1
1

Программно-методическое обеспечение:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. –
М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.:
«Русское слово», 2016.
3. Меркин Г.С., С.А.Зинин Программа курса «Литература» 5-9 классы. –М.: ООО «Русское
слово – учебник», 2012. – 208с.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
4. 1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,
2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ :
5. Художественная литература:
6. 1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
7. 2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
8. 3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
9. 4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
10. 5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
11. Справочно-информационные и методические материалы:
12. 1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
13. 2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература»
14. (Приложение к «Первому сентября»)
15. 3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Приложение
Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных
текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица,
художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное
рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению.
Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о
художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения
дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме,
спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении.
Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание
— создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни,
былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по
изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная
характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого,
сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о
самостоятельно
прочитанной
книге, просмотренном
спектакле,
кинофильме,
телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную
тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки,
стихотворения и пр.).



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.