Нормативная основа программы
Рабочая программа составлена:
В соответствии с требованиями ФГОС (пункт 18.2.2.) Приказ Минобрнауки России от
31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России
02.02.2016 N 40936)
Программы по русскому языку 5 – 9 классы к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой
и др. ( М. : Дрофа, 2015).
«Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:
Дрофа ,2015.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому
что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык РФ, средство
межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования
гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 3 часа в неделю согласно учебному плану. При 34 учебных неделях
общее количество часов на изучение русского языка в 9 классе составит 102 часа.
В течение учебного года возможны изменения количества часов, отведенных на изучение тем
программы, в связи с совпадением уроков в расписании с праздничными днями и другими особенностями
функционирования образовательного учреждения. В программу можно вносить изменения в
зависимости от успешности усвоения тем, результативности обучения сокращать или добавлять часы
за счет резерва.
Планируемые результаты
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные
умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты
Личностные
Ученик научится
1) пониманию русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознанию эстетической ценности русского языка;
уважительному отношению к родному языку, гордости за
него;
3) потребности сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
4) стремлению к речевому самосовершенствованию;
5) пользоваться словарным запасом и усвоенными
грамматическими средствами для свободного выражения
Ученик получит возможность:
1) Осознания себя как носителя
одного из величайших языков
мира
2) Понимания роли русского языка
как языка межнационального и
международного общения;
3) Осознать свою причастность к
сохранению чистоты и богатства
языка, к расширению сферы его
влияния
4) совершенствовать свою речь в
процессе работы с различными
письменными источниками и в
устной речевой практике
Метапредметные
Предметные
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1. Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владеть разными видами чтения (поисковым,
просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и
жанров; владеть разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
• извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
• владеть приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск
информации;
• говорение и письмо:
• определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ,);
• создавать устные и письменные тексты разных типов,
стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и
ситуации общения;
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• владеть различными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение;
• соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические нормы современного русского
литературного языка;соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применять приобретенные знания, умения и навыки в
повседневной жизни; использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с
окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем;
1.Знать
- изученные разделы науки о языке;
1.Сохранять и передавать
информацию,, полученную в
результате чтения;
2.Сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки
зрения их содержания,
стилистических особенностей и
использованных языковых
средств;
3.Сочетать разные виды монолога
и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение,
диалог — обмен мнениями и др.;
4.Осуществлять речевой
самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной
практике речевого общения;
5.Оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового
оформления;
6.Находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать
и редактировать собственные
тексты;
7.Применять полученные знания,
умения и навыки анализа
языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и
др.);
8.Владеть национальнокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях
формального и неформального
межличностного и
межкультурного общения.
9.Решать творческие задачи,
представлять результаты своей
деятельности в различных формах
1) усвоения основ научных знаний
о родном языке; понимания
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог
и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
функциональные разновидности языка, их основные
признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые
типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные);
- нормы речевого этикета;
2.Уметь
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль
русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста, его
принадлежность к определенной функциональной
разновидности языка, функционально-смысловому типу и
стилю; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды
их анализа;
- использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости
(пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной
и письменной форме, соблюдая нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы
речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные
произносительные, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила
орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою
речь с точки зрения ее правильности, находить
грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять
их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников;
свободно пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой, средствами массовой информации,
в том числе представленными в электронном виде на
различных информационных носителях (компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета).
9 КЛАСС
взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными
стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами
русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами
речевого этикета и использования
их в своей речевой практике при
создании устных и письменных
высказываний;
3) опознавать и анализировать
основные единицы языка,
грамматические категории языка
4) проведения многоаспектного
анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным
функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового
оформления, использования
выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативноэстетических возможностей
лексической и грамматической
синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
6) осознания эстетической
функции русского языка,
способность оценивать
эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Богатство, образность, точность русского языка.
Повторение изученного в 8 классе.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.
Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Интонация и сочинительные
союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Строение сложноподчинённых предложений. Главные и придаточные предложения.
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей
сложноподчинённого предложения.
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказу - емные, определительные, дополнительные,
обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и
подчинительных союзов.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Предложения с прямой речью.
Предложения с косвенной речью.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
Знаки препинания при цитатах.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык как развивающееся явление.
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах
II. Развитие связной речи
Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания
высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определённой темой и основной мыслью
высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительновыразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.
Углублённое понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
1-3
Вводный урок. Особенности курса
русского языка в 9 классе. Русский
язык как неотъемлемая часть национальной культуры
Повторение изученного в
8 классе
4-6
7, 8
9 - 11
Виды деятельности на уроке
Владеть основными видами диалога и
монолога.
Анализировать
образцы
устной и письменной речи. Сопоставлять
и сравнивать речевые высказывания.
Находить
грамматическую
основу
предложения.
Анализировать
особенности
употребления
односоставных
предложений.
Синтаксический разбор предложений.
Комплексная (многоаспектная) работа с
текстом
Основные
виды
сложных Определять средства синтаксической
предложений
связи
между
частями
сложного
предложения
Р/Р
Текст.
Композиционные Находить ключевые слова в тексте,
формы сочинений
определять средства связи между
предложениями, абзацами
12 - 14 Сложносочинённые предложения Составлять
схемы
предложений,
понимать смысловые отношения между
частями сложного предложения и средства их выражения
15
Р/Р Анализ сочинений
Знать приёмы редактирования текста.
(или изложений)
Производить
рецензирование
(саморецензирование,
взаиморецензирование)
16, 17 Повторение орфографии
Выработать орфографическую зоркость.
Использовать орфографические словари
18, 19 Диктант
с
дополнительными Группировать слова в соответствии с
заданиями. Анализ контрольной типами орфограмм
работы
20, 21 Строение
сложноподчинённых Понимать смысловые отношения между
предложений
частями предложения
22, 23 Р/Р Стили речи (обобщение). Анализировать тексты
Аннотация
24, 25 Особенности
присоединения Составлять схемы, объяснять знаки
придаточного предложения к препинания. Моделировать предложения,
главному. Роль указательных слов употреблять в речи (например, в качестве
зачина текста)
26, 27 Сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными
28 - 30 Виды придаточных предложений Понимать смысловые отношения между
частями предложений. Разграничивать
союзы и союзные слова.
31, 32 Р/Р Портретный очерк
Использовать
словарь
эпитетов.
Анализировать тексты-образцы
33 - 36 Виды придаточных предложений Оценивать правильность построения
сложноподчинённых
предложений
37 - 40 Придаточные определительные
41,42 Средства связи придаточного разных видов. Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых
предложения с главным
Примечание
43 - 50 Придаточные обстоятельственные предложений в текстах разных стилей и
жанров.
Использовать
сложноподчинённые предложения в
тексте в качестве зачина. Устранять
ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Обобщение
по
«Сложноподчинённые
предложения»
56, 57 Р/Р Изложение
(подробное или сжатое)
51 - 55
58
теме Проводить комплексную работу
текстами разных стилей и жанров
Анализ творческих работ
59 - 65 Бессоюзные
сложные
предложения. Запятая и точка с
запятой в них. Тире и двоеточие в
сложном
бессоюзном
предложении
66 - 70 Р/Р Стили речи. Разговорный
стиль
71, 72 Обобщающий урок по теме
«Бессоюзное сложное предложение»
73, 74 Повторение орфографии (урокпрактикум)
75 - 80 Сложные предложения с разными
видами связи
с
Использовать
сложноподчинённые
предложения при написании сжатого
изложения
Уметь видеть речевые и грамматические
ошибки и устранять их в процессе
редактирования
Определять
смысловые
отношения
между частями предложений. Составлять
схемы. Моделировать предложения и
употреблять их в речи. Сопоставлять
синтаксические синонимы
Выявлять особенности разговорной речи.
Производить сопоставительный анализ
текстов разных стилей
Подготавливать научные сообщения.
Самостоятельно
отбирать
примеры.
Рецензировать, обсуждать доклады
Производить орфографический разбор
слова. Использовать орфографические
словари
Наблюдать
за
использованием
в
художественных,
публицистических,
научных текстах сложных предложений с
разными видами связи. Использовать эти
предложения при написании сжатых
изложений, конспектов, аннотаций
81 - 83 Обобщение изученного. Урокипрактикумы, уроки-зачёты
84 - 89 Способы передачи чужой речи
Сопоставлять синтаксические синонимы.
Использовать
различные
способы
цитирования
90, 91 Р/Р
Изложение
(сжатое). Уметь строить текст-рассуждение
Сочинение на лингвистическую
тему
92
Роль языка в жизни общества
Готовить
доклады
на
основе
самостоятельного отбора информации.
Обсуждать, рецензировать доклады
93
Язык как развивающееся явление
94-95 Р/Р Обобщающие уроки по теме Анализировать тексты. Выразительное
«Книжные стили речи» (уроки- чтение как тест на понимание текста
практикумы, уроки-семинары)
96-97 Систематизация
знаний
по Производить
фонетический
разбор,
фонетике,
графике,
лексике лексический разбор слова и текста.
(уроки-семинары)
Систематизация и обобщение
изученного по морфемике (урокипрактикумы)
100-102 Систематизация и обобщение
изученного
по
морфологии
(уроки-семинары,
урокипрактикумы)
98-99
Работать
со словарями.
Отбирать
материал для презентаций.
Сопоставлять морфемную структуру
слова и определять
способ
его
словообразования.
Выполнять морфологический разбор,
сопоставлять грамматические синонимы,
анализировать тексты.