Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена
Утверждаю
и принята на заседании
директор МОУ Даурской СОШ
педагогического совета
Н.Ю. Квиндт_______________
протокол №____ от_______________
«_____»______________
Программа коррекционной работы
с обучающимися
МОУ Даурской СОШ
Даурия
Содержание
Наименование раздела
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы коррекционной работы
1.3. Перечень и содержание комплексных, индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий
1.4 Система комплексного психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся
1.5. Механизм взаимодействия, предусматривающий
общую целевую и стратегическую направленность работы
учителей, специалистов в области коррекционной и
специальной
педагогики,
специальной
психологии,
медицинских работников
Стр.
3
3
4
5
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планируемые результаты освоения обучающимися
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
2.1.1.Личностные результаты
2.1.2.Метапредметные результаты
2.1.3.Результаты освоения учебных программ
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Порядок управления образовательным процессом в
форме индивидуального обучения на дому
3.2. Учебный план
13
13
9
11
13
13
14
16
16
16
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Примерная
неотъемлемым
программа
коррекционной
работы
компонентом
основной
структурным
(ПКР)
является
образовательной
программы МОУ Даурской СОШ. ПКР разрабатывается для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
(ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. Содержание образования и условия организации обучения и
воспитания
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов — индивидуальной программой
реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа —
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
Программа
коррекционной
работы
на
уровне
среднего
общего
образования преемственно связана с программой коррекционной работы на
уровне основного общего образования, является ее логическим продолжением.
Программа
коррекционной
работы
на
уровне
среднего
общего
образования обязательна в процессе обучения подростков с ОВЗ и инвалидов, у
которых имеются особые образовательные потребности, а также обеспечивает
поддержку школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа коррекционной работы разрабатывается на весь период
освоения уровня среднего общего образования, имеет четкую структуру и
включает несколько разделов.
1.2. Цели
и
задачи
программы
коррекционной
работы
с
обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, на уровне
среднего общего образования
В
основу
программы
общедидактические
и
коррекционной
специальные
принципы
работы
общей
и
положены
специальной
педагогики. Общедидактические принципы включают принцип научности;
соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным
стандартам; соответствия дидактического процесса закономерностям учения;
доступности и прочности овладения содержанием обучения; сознательности,
активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли учителя;
принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций
обучения.
Специальные
ограниченными
развивающей
принципы
учитывают
возможностями
направленности
особенности
здоровья
обучения,
(принцип
обучающихся
с
коррекционно-
предполагающий
коррекцию
имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и
личностного развития; системности; обходного пути; комплексности).
Цель программы коррекционной работы — реализовать систему
комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с
особыми образовательными потребностями, направленной на коррекцию и/или
компенсацию недостатков в физическом или психическом развитии для
успешного освоения
ими основной
образовательной программы,
профессионального
самоопределения,
социализации,
обеспечения
психологической устойчивости старшеклассников.
Цель определяет задачи:
–
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
инвалидов, а также подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
–
создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и
прохождения итоговой аттестации;
–
коррекция
(минимизация)
имеющихся
нарушений
(личностных,
регулятивных, когнитивных, коммуникативных);
–
обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве
урочной и внеурочной деятельности;
–
выявление профессиональных склонностей, интересов подростков с
особыми образовательными потребностями; проведение
профессиональному
консультированию,
работы по их
профессиональной
ориентации,
профессиональному самоопределению;
–
осуществление консультативной работы с педагогами, родителями,
социальными работниками, а также потенциальными работодателями;
–
проведение информационно-просветительских мероприятий.
1.3. Перечень
ориентированных
использование
и
содержание
коррекционных
индивидуальных
комплексных,
индивидуально
мероприятий,
включающих
методов
обучения
и
воспитания,
проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством
специалистов
Направления
коррекционной
коррекционноразвивающее,
работы
консультативное
–
диагностическое,
и
информационно-
просветительское – способствуют освоению обучающимися с особыми
образовательными
потребностями
основной
образовательной
программы
среднего общего образования, компенсации имеющихся нарушений развития,
содействуют профориентации и социализации старшеклассников. Данные
направления раскрываются содержательно в разных организационных формах
деятельности МОУ Даурской СОШ.
№ Мероприятия
п/п
Сроки
Ответственные
проведения
Диагностическое направление работы
Выявление характера и
сентябрь
сущности нарушений у подростков с
ОВЗ и инвалидов, определение
их
особых
образовательных
потребностей (общих и специфических);
2. Изучаются
особые
образовательные сентябрь
потребности обучающихся, попавших в
трудную жизненную ситуацию.
администрация
3. Проведение
комплексной
социально- октябрь
психологопедагогической
диагностики
нарушений в психическом и (или)
физическом развитии
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
4. Аттестацию обучающихся, в том числе с сентябрь
ОВЗ, по учебным предметам в начале и
конце учебного года, определяют динамику
май
освоения ими основной образовательной
программы, основные трудности.
завуч
1.
администрация
учителяпредметники
Коррекционно-развивающее направление работы
1. Реализация комплексного индивидуально
в педагогориентированного
социально- течение психолог
психологопедагогического и медицинского
года
сопровождения
в
условиях
образовательного процесса учащихся с
ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей
развития
психофизического
2. Выбор оптимальных для развития ребенка с сентябрь
ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов
и приемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями
3. Организация и проведение индивидуальных в течение
и групповых коррекционно-развивающих года
занятий, необходимых для преодоления
нарушений
развития и трудностей обучения
4. Коррекция
и
развитие
психических в течение
функций,
эмоционально-волевой,года
познавательной и
речевой сфер
5. Развитие универсальных учебных действий в течение
в соответствии с требованиями основного года
общего образования
6. Формирование
способов
регуляции в течение
поведения и эмоциональных состояний;
года
7. Развитие форм и навыков личностного
в течение
общения в группе
сверстников,
года
коммуникативной компетенции;
8. Развитие компетенций, необходимых для в течение
продолжения
образования
и года
профессионального самоопределения;
9. Формирование навыков получения и в течение
использования информации (на основе года
ИКТ),
способствующих
повышению
социальных компетенций и адаптации в
реальных жизненных условиях;
10. Социальная защита ребенка в случаях в течение
года
неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
администрация
педагогпсихолог
педагогпсихолог
Кл.
руководитель
соц. педагог
кл.
руководитель
кл.
руководитель
кл.руководитель
учитель ИКТ
кл.
руководитель
соц. педагог
11. Коррекционную работу
во
внеурочной деятельности
в течение
года
з/д по УВР
Консультативное направление работы
1. Выработку
совместных
обоснованных сентябрь
завуч
рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
2. Консультирование специалистами педагогов сентябрь, мед. работник
по выбору индивидуально ориентированных октябрь
методов и приемов работы с обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья;
3. Консультативная помощь семье в вопросах в течение кл.
выбора стратегии воспитания и приемов года
руководитель
коррекционного обучения ребенка с
соц. педагог
ограниченными возможностями здоровья;
4. Консультационная поддержка и помощь, в течение мед.работник
направленные на содействие свободному и года
соц. педагог кл.
осознанному
выбору
учащимися
с
руководитель
ограниченными возможностями здоровья
профессии, формы и места обучения в
соответствии
с
профессиональными
интересами,
индивидуальными
способностями и
психофизиологическими особенностями
5. Консультативная работа с родителями в течение кл.руководитель
школьников
(обсуждения
вопросов года
учителяуспеваемости и поведения подростков,
предметники
выбора и отбора необходимых приемов,
способствующих оптимизации его обучения.
методические
консультации
в
виде
рекомендаций (по изучению отдельных
разделов программы)
Информационно-просветительское направление работы
1. Информационная
поддержка в течение
образовательной деятельности учащихся с года
особыми образовательными потребностями,
их родителей (законным представителям),
педагогических работников
администрация
2. Лекции, беседы, информационные стенды, в течение
печатные материалы, направленные на года
разъяснение участникам образовательного
процесса - обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим
работникам, - вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса
сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья
3. Проведение тематических выступлений для в течение
педагогов и родителей по разъяснению года
индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья
Направления
коррекционной
работы
реализуются
кл. руководитель
завуч
в
урочной
и
внеурочной деятельности.
1.4.
Система
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов
Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС, в МОУ
Даурской
СОШ
сопровождения
создана
обучающихся
служба
с
ОВЗ.
психолого-медико-педагогического
Психолого-медико-педагогическая
сопровождение и поддержка обучающихся обеспечивается специалистами
МОУ Даурской СОШ (педагогом-психологом, логопедом, дефектологом,
социальным педагогом).
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей). Необходимым условием являются рекомендации ПМПК и
наличие ИПР (для инвалидов).
Тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов МОУ
Даурской СОШ, администрации и родителей (законных представителей)
является одним из условий для успешного сопровождения обучающихся с ОВЗ
и инвалидов.
Медицинская
поддержка
и
сопровождение
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
осуществляются
медицинским
работником
(медицинской
сестрой)
на
регулярной основе.
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательной организации осуществляет
социальный
педагог.
Деятельность
социального
педагога
может
быть
направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья,
соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной
образовательной
среды.
Социальный
педагог
участвует
в
проведении
профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав
и интересов школьников с ОВЗ, в выборе профессиональных склонностей и
интересов.
Социальный
педагог
взаимодействует
со
специалистами
организации, с педагогами класса, в случае необходимости – с медицинским
работником,
а
также
с
родителями
(законными
представителями),
специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите
прав детей.
Психологическое
сопровождение
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья может осуществляться в рамках реализации основных
направлений психологической службы образовательной организации.
Педагогу-психологу проводит занятия по комплексному изучению и
развитию личности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, одним из направлений деятельности педагога-психолога на данном
уровне
обучения
является
психологическая
подготовка
школьников
к
прохождению итоговой аттестации.
Работа может быть организована фронтально, индивидуально и в
минигруппах. Основные направления деятельности школьного педагогапсихолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции
эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков
социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками
(совместно
с
социальным
педагогом);
разработке
и
осуществлении
развивающих программ; психологической профилактике, направленной на
сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить
консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями
по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. Кроме того,
в
течение
года
педагог-психолог
осуществляет
информационно-
просветительскую работу с родителями и педагогами.
Дефектолог
помогает
усваивать
знания.
Работает
над
развитием
познавательной сферы обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Логопед работает над артикуляцией и постановкой звуков.
Реализация
системы
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривает создание специальных условий: организационных,
кадровых,
психолого-педагогических,
программно-методических,
материальнотехнических, информационных.
1.5. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую
и стратегическую направленность работы учителей, специалистов в
области коррекционной и специальной педагогики, специальной
психологии, медицинских работников
Механизм взаимодействия раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи
ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии педагогов
различного
профиля
(учителей,
социальных
педагогов,
педагогов
дополнительного образования и др.) и специалистов: дефектологов, логопедов,
психологов,
внутри
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность; в сетевом взаимодействии специалистов различного профиля; в
сетевом
взаимодействии
педагогов
и
специалистов
с
организациями,
реализующими адаптированные программы обучения, с ПМПК, с Центрами
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; с семьей; с
другими
институтами
организациями,
общества
(профессиональными
образовательными
организациями
образовательными
высшего
образования;
организациями дополнительного образования).
Программа коррекционной работы отражена в учебном плане освоения
основной образовательной программы — в обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Коррекционные занятия со специалистами являются обязательными и
проводятся по индивидуально ориентированным рабочим коррекционным
программам в учебной внеурочной деятельности.
В части,
формируемой участниками образовательных отношений,
реализация коррекционной работы в учебной урочной деятельности может
осуществляться
при
наличии
нелинейного
расписания,
позволяющего
проводить уроки с обучающимися со сходными нарушениями из разных
классов параллели.
Специалисты и педагоги с участием самих обучающихся с ОВЗ и их
родителей (законных представителей) разрабатывают индивидуальные учебные
планы с целью развития потенциала школьников.
2. Содержательный раздел
2.1. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми
образовательными
потребностями,
в
том
числе
с
ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами
В итоге проведения коррекционной работы обучающиеся с ОВЗ в
достаточной мере осваивают основную образовательную программу ФГОС
СОО.
2.1.1. Личностные результаты:
–
сформированная мотивация к труду;
–
ответственное отношение к выполнению заданий;
–
адекватная самооценка и оценка окружающих людей;
–
сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных
и волевых качеств;
–
умение вести диалог с разными людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
наличие
понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
–
понимание и неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков);
–
осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка
собственных возможностей по реализации жизненных планов;
–
ответственное
отношение
к
созданию
осмысленного принятия ценностей семейной жизни.
2.1.2. Метапредметные результаты:
семьи
на
основе
–
продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной
деятельности, согласование позиции с другими участниками деятельности,
эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;
–
овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
–
самостоятельное (при необходимости – с помощью) нахождение
способов решения практических задач, применения различных методов
познания;
–
ориентирование в
различных источниках
информации,
самостоятельное или с помощью; критическое оценивание и интерпретация
информации из различных источников;
–
овладение языковыми средствами, умениями их адекватного
использования в целях общения, устного и письменного представления
смысловой программы высказывания, ее оформления;
–
определение
назначения
и
функций
различных
социальных
институтов.
2.1.3. Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны
обеспечивать
профессионального
обучения
возможность
и/или
дальнейшего
успешного
профессиональной
деятельности
школьников с ОВЗ.
Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоения
основной образовательной программы на различных уровнях (базовом,
углубленном) в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и
выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности
проведенной коррекционной работы.
На
базовом
уровне
общеобразовательными
и
обучающиеся
общекультурными
с
ОВЗ
овладевают
компетенциями
в
рамках
предметных областей ООП СОО.
На
углубленном
подготовку
к
уровне,
ориентированном
последующему
преимущественно
профессиональному
на
образованию,
старшеклассники с ОВЗ достигают предметных результатов путем более
глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук,
систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному
предмету (предметам).
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов
ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей
культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и
способов действий на метапредметной основе.
Учитывая
разнообразие
и вариативность особых образовательных
потребностей обучающихся, а также различную степень их выраженности,
прогнозируется достаточно дифференцированный характер освоения ими
предметных результатов.
Предметные результаты:
–
освоение программы учебных предметов на углубленном уровне
при сформированной учебной деятельности и высоких познавательных и/или
речевых способностях и возможностях;
–
освоение программы учебных предметов на базовом уровне при
сформированной в целом учебной деятельности и достаточных
познавательных, речевых, эмоционально-волевых возможностях;
–
освоение элементов учебных предметов на базовом уровне и
элементов интегрированных учебных предметов (подростки с когнитивными
нарушениями).
Итоговая
обучающимися
аттестация
с
ОВЗ
является
логическим
образовательных
завершением
программ
среднего
освоения
общего
образования. Выпускники XI (XII) классов с ОВЗ имеют право добровольно
выбрать формат выпускных испытаний — единый государственный экзамен
или государственный выпускной экзамен. Кроме этого, старшеклассники,
имеющие статус «ограниченные возможности здоровья» или инвалидность,
имеют право на прохождение итоговой аттестации в специально созданных
условиях.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на
итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также школьники,
освоившие часть образовательной программы среднего общего образования и
(или) отчисленные из образовательной организации, получают справку об
обучении или о периоде обучения по образцу, разработанному образовательной
организацией.
3. Организационный раздел
3.1 Порядок управления образовательным процессом в форме
индивидуального обучения на дому
Общее
руководство
образовательным
процессом
в
форме
индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.
В
компетенцию
администрации
школы
входят
следующие
управленческие действия:
Принятие решения об организации образовательного процесса.
Контроль за организацией и осуществлением образовательного
процесса.
3.2. Учебный план.
Учебный план для учащегося с задержкой психического развития
построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем,
которые затрагивают интересы и потребности детей с отклонениями в развитии
этого вида. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и
воспитания детей с задержкой психического развития способствует
преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике
асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений.
Учитывая контингент детей, обучающихся по данной программе, школа
использует учебные программы по предметам и УМК массовой
общеобразовательной школы.
Школьный компонент реализуется через коррекционно-развивающую,
адаптационную область, где особое внимание уделяется коррекции дефекта и
формированию навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. В неё включена система коррекционных занятий с учащимися.
Учитывая контингент детей, обучающихся по образовательной
программе коррекционно-развивающей направленности для детей с
отклонениями в развитии, школа использует учебные программы по предметам
и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы.
Учебный план отражает специфику образовательной деятельности
школы, учитывает основные положения школьного Устава.
Учебный план обеспечивает реализацию государственно - социального
заказа, позволяет достигать цели ОУ в обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.