Программа коррекционной работы НОО

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена

Утверждаю

и принята на заседании

директор МОУ Даурской СОШ

педагогического совета

Н.Ю. Квиндт_______________

протокол №____ от_______________

«_____»______________

Программа коррекционной работы
с обучающимися
МОУ Даурской СОШ

Даурия

Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы МОУ Даурской СОШ составлена в
соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной
программы начального общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию.
Дети с ОВЗ — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ общего образования вне специальных условий
обучения и воспитания, т.е. это дети­инвалиды либо другие дети в возрасте до
18 лет, не признанные в установленном порядке детьми­инвалидами, но
имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или)
психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий
обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности
нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от
временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений,
требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы
обучения или использования специальных образовательных программ.
Программа

коррекционной

работы

предусматривает

создание

специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые

образовательные

потребности

детей

с

ОВЗ

посредством

индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа

коррекционной

работы

может

предусматривать

как

вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или
в отдельных классах или отдельных организациях, осущесвтляющих
образовательную

деятельность

по

адаптированным

образовательным

программам или по индивидуальной программе, с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень
участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Задачи программы:
–

своевременное выявление детей с трудностями адаптации,

обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
–

определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,

детей­инвалидов;
–

определение

особенностей

организации

образовательной

деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности;
–

создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ

основной образовательной программы начального общего образования и их
интеграции в образовательной организации;
–

осуществление

индивидуально

психолого­медико­педагогической

помощи

ориентированной

детям

с

ОВЗ

с

учетом

особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей

детей

(в

соответствии

с

рекомендациями

психолого­медико­педагогической комиссии);
–

разработка и реализация индивидуальных учебных планов,

организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии,
сопровождаемые поддержкой тьютора образовательной организации;
–

обеспечение

возможности

обучения

и

воспитания

по

дополнительным образовательным программам и получения дополнительных
образовательных коррекционных услуг;
–
с ОВЗ;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей

–

оказание родителям (законным представителям) детейс ОВЗ

консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Принципы формирования программы
Соблюдение

интересов

ребенка.

Принцип

определяет

позицию

специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной
пользой и в интересах ребенка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый
подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность
их действий в решении проблем ребенка, участие в данном процессе всех
участников образовательных отношений.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми с ОВЗ.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей)

детей

с

ОВЗ выбирать формы

получения

детьми

образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное
согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные)
организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы,
группы).
Направления работы

Программа коррекционной работы на уровне начального общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее
основное содержание:
–
детей

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
с

ограниченными

возможностями

здоровья,

проведение

их

комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательной
организации;
–

коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию
универсальных

учебных

действий

у

обучающихся

(личностных,

регулятивных, познавательных, коммуникативных);
–

консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам
реализации

дифференцированных

психолого­педагогических

условий

обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
–

информационно­просветительская

работа

направлена

на

разъяснительную деятельность по вопросам, связаннымс особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не
имеющими

недостатки

в

развитии),

их

родителями

(законными

представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
–

своевременное

специализированной помощи;

выявление

детей,

нуждающихся

в

–

раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательной

организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей
адаптации;
–

комплексный

сбор

сведений

о

ребенке

на

основании

диагностической информации от специалистов разного профиля;
–

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития

обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
–

изучение развития эмоционально­волевой сферы и личностных

особенностей обучающихся;
–

изучение социальной ситуации развития и условий семейного

воспитания ребенка;
–

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации

ребенка с ОВЗ;
–

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и

динамикой развития ребенка;
–

анализ успешности коррекционно­развивающей работы.

Коррекционно­развивающая работа включает:
–

выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных

программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
–

организацию и проведение специалистами индивидуальных и

групповых

коррекционно­развивающих

занятий,

необходимых

для

преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
–
ребенка

системное воздействие на учебно­познавательную деятельность
в

динамике

образовательного

процесса,

направленное

на

формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
–

коррекцию и развитие высших психических функций;

–

развитие эмоционально­волевой и личностной сферы ребенка и

психокоррекцию его поведения;

–

социальную защиту ребенка в случае неблагоприятных условий

жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
–

выработку

совместных

обоснованных

рекомендаций

по

основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех
участников образовательных отношений;
–

консультирование

специалистами

педагогов

по

выбору

индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся
с ОВЗ;
–

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии

воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Информационно­просветительская работа предусматривает:
–

различные формы просветительской деятельности (лекции,

беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как
имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
–

проведение

тематических

выступлений

для

педагогов

и

родителей по разъяснению индивидуально­типологических особенностей
различных категорий детей с ОВЗ.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов
и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения
дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно­аналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики
и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на

предмет соответствия требованиям программно­методического обеспечения,
материально­технической и кадровой базы организации.
Этап

планирования,

организации,

координации

(организационно­исполнительская деятельность). Результатом работы является
особым образом организованный образовательный процесс, имеющий
коррекционно­развивающую

направленность,

и процесс

специального

сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
Этап диагностики коррекционно­развивающей образовательной среды
(контрольно­диагностическая

деятельность).

констатация

созданных

соответствия

коррекционно­развивающих

и

Результатом
условий

образовательных

и

является
выбранных

программ

особым

образовательным потребностям ребенка.
Этап

регуляции

и

корректировки

(регулятивно­корректировочная

деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательный

процесс

и

процесс

сопровождения

детей

с

ОВЗ,

корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Механизмы реализации программы
Основными

механизмами

реализации

коррекционной

работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательной организации обеспечивающее системное сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного
профиля

в

образовательном

предполагающее

процессе,

профессиональное

и

социальное

взаимодействие

партнерство,

образовательной

организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Взаимодействие
предусматривает:

специалистов

образовательной

организации

–

комплексность в определении и решении проблем ребенка,

предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
–

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития

ребенка;
–

составление комплексных индивидуальных программ общего

развития и коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой,
эмоциональной­волевой и личностной сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,
педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему
комплексного

психолого-медико­педагогического

сопровождения

и

эффективно решать проблемы ребенка. Наиболее распространенные и
действенные формы организованного взаимодействия специалистов на
современном

этапе —

это

консилиумы

и

службы

сопровождения

образовательной организации, которые предоставляют многопрофильную
помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также
образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией,
обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Социальное партнерство предусматривает:
–

сотрудничество с образовательными организациями и другими

ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями
здоровья;
–

сотрудничество со средствами массовой информации, а также с

негосударственными

структурами,

прежде

всего

с

общественными

объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
–

сотрудничество с родительской общественностью.

Условия реализации программы

Программа

коррекционной

работы

предусматривает

создание

в

образовательной организации специальных условий обучения и воспитания
детей с ОВЗ, включающих:
Психолого­педагогическое обеспечение, в том числе:
–
учебных

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
нагрузок,

вариативные

специализированной

помощи)

формы
в

получения

соответствии

с

образования

и

рекомендациями

психолого­медико­педагогической комиссии;
–

обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная

направленность учебно­воспитательной деятельности; учет индивидуальных
особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,

компьютерных,

для

оптимизации

образовательной

деятельности, повышения ее эффективности, доступности);
–

обеспечение

специализированных

условий

(выдвижение

комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития
ребенка,

отсутствующих

в

содержании

образования

нормально

развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов,
средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное

и

индивидуализированное

обучение

с

учетом

специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на
обучающегося,

осуществляемое

на

индивидуальных

и

групповых

коррекционных занятиях);
–

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и

охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм);

–

обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени

выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми

в

проведении

воспитательных,

культурно­развлекательных,

спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
–

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих

сложные нарушения психического и (или) физического развития 1.
Программно­методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть
использованы коррекционно­развивающие программы, диагностический и
коррекционно­развивающий

инструментарий,

необходимый

для

осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога­психолога,
социального педагога, учителя­логопеда, учителя­дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и
(или)

физического

развития

по

индивидуальному

учебному

плану

целесообразным является использование адаптированных образовательных
программ.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы
является

кадровое

обеспечение.

Коррекционная

работа

должна

осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими
специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в
рамках обозначенной темы.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость
специальной подготовки педагогического коллектива образовательной

1
При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном
уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких
детей. Специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность могут выполнять функции
учебно­методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных
учреждений общего типа, консультативной и психолого­педагогической помощи обучающимся и их родителям (законным
представителям).

организации. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе
подготовку,

переподготовку и повышение

образовательных

организаций,

квалификации

занимающихся

работников

решением

вопросов

образования детей с ОВЗ. Педагогические работники образовательной
организации должны иметь четкое

представление

об

особенностях

психического и (или) физического развития детей с ОВЗ, о методиках и
технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально­техническое обеспечение
Материально-техническое

обеспечение

надлежащей

материально-технической

адаптивную

и

заключается

базы,

коррекционно-развивающую

в

обеспечении

позволяющей
среду

создать

образовательной

организации в том числе надлежащие материально-технические условия,
обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здания и
помещения образовательной организации и организацию их пребывания и
обучения в организации (включая пандусы, специальные лифты, специально
оборудованные

учебные

места,специализированное

учебное,

реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и
технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного
пользования,

для

организации

коррекционных

и

реабилитационных

кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания,
обеспечения

медицинского

лечебно­профилактических

обслуживания,
мероприятий,

оздоровительных

и

хозяйственно-бытового

и

санитарно­гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении,
с

использованием

технологий.

современных

информационно­коммуникационных

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам
информации, к информационно­методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и
видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов,
аудио­ и видеоматериалов.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.