Рабочая программа по праву для 11 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Управление образования муниципального района "Забайкальский
район"
МОУ Даурская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО "Обществознание"

Заместитель директора
________________________ по учебной работе

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Кубыштова Т.В. ________________________
Квиндт Н.Ю
№102-ОД] от «30» августа
Кузнецова Л.В №102-ОД от «31» августа
2023 г.
[№102-ОД] от «31» августа 2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2183323)
учебного предмета «Право»
для обучающихся 11 класса

пстДаурия 2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Право» (профильный уровень) для 11 класса разработана с
учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего
общего образования. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в году, из
расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку,
тематический план с распределением учебных часов по разделам, основное содержание по
темам учебного предмета, перечень требований к знаниям и умениям учащихся, список
литературы, календарно-тематическое планирование. Право, относится к числу
приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации
подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития
гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, дальнейшее
освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового
поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных
социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи,
собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для
становления социально-правовой компетентности учащихся и будет способствовать
развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к
закону у подрастающего поколения. Изучение учебного предмета «Право» в 11 классе
направлено на достижение следующей цели: освоение знаний об основных принципах,
нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для
эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные результаты:


гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);



гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;



готовность к служению Отечеству, его защите;



сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;



сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;



навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;



осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;



основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;



ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:


самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;



оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;



постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;



оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;



выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;



организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;



сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:


обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;



критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;



использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а так же противоречий, выявленных в
информационных источниках;



критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;



целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;



индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:


осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров

для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;


способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);



способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;



умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;



возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

Предметные результаты (углубленный уровень):


знание содержания различных теорий происхождения государства;



сравнение различных форм государства;



умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их
места в общей структуре;



соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;



применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;



оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;



сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем
(семей);



умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными
нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;



характеристика особенностей системы российского права;



различение форм реализации права;



выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;



оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;



способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,
юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления
нарушенных прав;



выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и
государства;



умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы
реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации;



сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;



оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;



характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;



способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации,
выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое
значение;



умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;



умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;



способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных
органов Российской Федерации;



характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;



выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;



характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ
конституционного строя Российской Федерации;



определение места международного права в отраслевой системе права;
характеристика субъектов международного права;



умение различать способы мирного разрешения споров;



способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;



сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;



дифференцирование участников вооруженных конфликтов;



различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; умение называть виды запрещенных средств и методов ведения военных
действий;



выделение структурных элементов системы российского законодательства;



анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и
правоотношений в сфере гражданского права;



умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;



способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;



умение различать формы наследования;



различение видов и форм сделок в Российской Федерации;



выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты
прав на результаты интеллектуальной деятельности;



анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и
расторжения брака;



умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;



способность выделять права и обязанности членов семьи;



характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права,
определение правового статуса участников трудовых правоотношений;



проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;



способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;



дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за
них;



умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к
уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;



целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;



в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской
Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;



соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;



применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;



дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;



проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение
правовых норм для разрешения конфликтов правовыми способами;



способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере
процессуального права правоотношений;



умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;



возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;



сравнительный анализ различных теорий государства и права;



дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;



оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;



понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;



классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;



толкование государственно-правовых явлений и процессов;



сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;



умение различать принципы и виды правотворчества;



способность описывать этапы становления парламентаризма в России;



сравнение различных видов избирательных систем;



анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных
международных отношениях;



выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;



оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;



способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации,
различать виды страхования; умение различать опеку и попечительство;



умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности.

Содержание программы:
11 класс
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности. Субъекты гражданских отношений.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Уровни недееспособности. Признание
гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права
несовершеннолетних. Эмансипация.
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Хозяйственные
товарищества и общества. ООО. Акционерное общество. Крестьянское хозяйство.
Хозяйственное партнерство. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Национализация. Приватизация.
Наследование. Страхование. Понятие наследования. Завещание. Институт страхования.
Договор страхования, его стороны.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны
договора. Виды гражданско-правовых договоров.
Защита материальных и нематериальных (гражданских) прав. Причинение и
возмещение вреда. Материальные и нематериальные блага. Гражданская ответственность.
Неосновательное обогащение. Моральный вред.
Финансовое и налоговое право
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора, пошлины. Система
налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Права и обязанности
налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы.
Аудит.
Виды налогов Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Виды налогов: прямые
и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических
лиц. Административная и уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность.
Налогообложение физических и юридических лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог
на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Налог на прибыль предприятий и организаций.
Налоговые льготы предприятий и организаций. Понятие «физическое лицо». Налоги с
населения. Налог на доходы физических лиц. Налог на имущество. Единая ставка налога.
Декларация о доходах.
Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности вкладчиков.
Банковское право. Структура Банковской системы РФ. Центральный банк РФ и его
полномочия. Коммерческие банки и их полномочия. Банковские операции.
Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.
Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия вступления в брак. Брачный
возраст. Принцип моногамии. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности.
Брачный договор. Причины развода. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Виды
прав родителей. Виды прав детей. Ограничение в родительских правах. Лишение
родительских прав. Алименты. Усыновление, опека и попечительство. Приемная семья.
Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения.
Права и обязанности работника и работодателя.
Коллективный договор. Трудовой договор. Стороны и порядок заключения коллективного
договора. Условия трудового договора. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового
договора.
Рабочее время. Время отдыха. Фактически отработанное время. Виды рабочего времени:
нормальная продолжительность, сокращенная продолжительность и неполное рабочее
время. Учет рабочего времени. Виды отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.
Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая
тарифная сетка (ЕТС). Системы оплаты труда. Государственный надзор и контроль за
соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и
несовершеннолетних.
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Ответственность по трудовому
праву. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам
(КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядок возмещения ущерба.
Административное право
Административное право, понятие и источники. Административные
правонарушения Административное правовое регулирование. Административная
ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Признаки и виды
административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных
правонарушениях. Судебное производство по административным делам.
Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права.
Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие, признаки и состав преступления. Признаки преступления. Состав преступления.
Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений.
Рецидив преступлений.
Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против
общественной безопасности и общественного порядка; против государственной власти;
против военной службы; против мира и безопасности. Компьютерные преступления.
Уголовная ответственность и наказание. Уголовное наказание, его цели и принципы. Виды
наказания. Виды наказания: основные и дополнительные.
Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие наказание. Необходимая
оборона. Крайняя необходимость. Групповые преступления. Явка с повинной. Амнистия.
Помилование.
Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной
ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия.
Основы судопроизводства

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Гражданско-правовые споры.
Гражданское процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и участники.
Гражданский иск.
Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс). Уголовнопроцессуальный кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право. Уголовное судопроизводство,
его стадии, участники и принципы. Приговор и его обжалование.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Международное (публичное) право. Источники международного права. Принципы
международного права. Отрасли международного права. Международно-правовая
ответственность.

Используемый учебно-методический комплект:
А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина «Право», изд-во «Дрофа», Москва, 2015г.
Используемые интерактивные ресурсы:
1) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/
2) Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа:
http://www.krugosvet.ru/
3) http://lesson-history.narod.ru/index.htm
4) курс информационной поддержки учителей социально-гуманитарных
дисциплин (курс методиста ЦО г. Москвы Щербакова С.Н.) Режим доступа:



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.