Программа коррекционной работы с обучающимися

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена

Утверждаю

и принята на заседании

директор МОУ Даурской СОШ

педагогического совета

Н.Ю. Квиндт_______________

протокол №____ от_________

«_____»______________

Программа коррекционной работы
с обучающимися
МОУ Даурской СОШ

Даурия

1. Пояснительная записка
Программа коррекционной работы (ПКР) МОУ Даурской СОШ является
неотъемлемым
структурным
компонентом
основной образовательной
программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
В МОУ Даурской СОШ обучаются обучающиеся с ОВЗ, по заключению
ПМПК имеющие, в большинстве своем, диагноз ЗПР, а также имеются дети с
умственной отсталостью.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ в учреждении определяются адаптированной
образовательной программой по предметам учебного плана. Адаптированная
образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава
обучающихся с ОВЗ и возможностей образовательной организации.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с
другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые
образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными,
проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у обучающихся с
ОВЗ. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и
потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и
успешной социализации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования
и включает следующие разделы.
Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися
при получении основного общего образования
Цель программы коррекционной работы:

— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и
поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителям (законным представителям);
— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ
основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего
образования
становятся
формирование
социальной
компетентности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных
способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных
направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское).
— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими
основной образовательной программы основного общего образования;
— определение особенностей организации образовательного процесса и
условий интеграции для рассматриваемой категории обучающихся в
соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения
развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
— реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медикопедагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
— разработка
и
использование
индивидуально-ориентированных
коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения
школьников с ОВЗ и ИН с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей;
— обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным
образовательным
программам
социально-педагогической
и
других
направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных
услуг;

— формирование зрелых личностных установок, способствующих
оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
-расширение адаптивных возможностей личности, определяющих
готовность к решению доступных проблем в различных сферах
жизнедеятельности;
— развитие коммуникативной компетенции, форм
конструктивного личностного общения в группе сверстников;

и

навыков

— реализация комплексной системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
-обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ОВЗ и ИН;
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
Принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и
коррекции нарушений обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО,
взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении
проблем этих детей.
Преемственность.
Принцип
обеспечивает
создание
единого
образовательного пространства при переходе от начального общего образования
к основному общему образованию, способствует достижению личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, необходимых обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования.
Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими
разделами программы основного общего образования: программой развития
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего
образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на
ступени основного общего образования, программой формирования и развития
ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности
обучающихся.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы
обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное
согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в
специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных
коррекционных направлений работы, способствующих освоению
обучающимися с особыми образовательными потребностями
основной образовательной программы основного общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционноразвивающее,
консультативное,
информационно-просветительское
–
раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности
образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Содержание программы коррекционной работы
Мероприятие

Ответственные

Форма реализации
мероприятия

Ожидаемый результат

Диагностическая деятельность
Стартовая психолого-

-Заместитель директора

-Анализ документов

_ Определение характера и

медико- педагогическая
диагностика

по УВР

ПМПК

-Медицинский работник

— входная диагностика

объема затруднений в освоении
конкретными обучающимися
ООП ООО;

-Учителя- предметники

— пакет документов для
ПМПК

— развертывание
коррекционной работы

-Психолог
Коррекционно- развивающая деятельность
В пределах
должностных
обязанностей:
Выбор и разработка
оптимальных для
развития ребенка с ОВЗ
коррекционных
программ, методик,
методов и приемов
обучения в соответствии
с его особыми
образовательными
потребностями

Локальные акты;

— Заместитель
директора по УВР

Приказы;

-Медицинский работник

Протоколы школьной
ПМПк;

-Учителя- предметники
— Классный
руководитель

Индивидуальные
коррекционные
маршруты;

Отражение коррекционноразвивающей работы в
документации школы;
— Заключение договоров с
внешними партнерами о
психолого- медикопедагогическом сопровождении
детей с ОВЗ;
— система комплексного
психолого- медикопедагогического сопровождения
детей с ОВЗ в ОО.

-Психолог

Организация и
проведение
специалистами
индивидуальных и
групповых
коррекционноразвивающих занятий,
необходимых для
преодоления нарушений
развития и трудностей
обучения

— Заседания ПМПк;
-Психолог

— индивидуальные и
групповые
коррекционноразвивающие занятия

-Выполнение рекомендаций
ПМПК разных уровней;
— корректировка
индивидуальных
коррекционных маршрутов

— Мониторинг развития
обучающихся;

Системное воздействие
на учебнопознавательную
деятельность
обучающегося в
динамике ОП

— Реализация плана
индивидуально
ориентированных
коррекционных мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение особых
образовательных потребностей
детей с ОВЗ;

— Заместитель
директора по УВР
-Учителя- предметники
— Классный
руководитель
-Психолог

— План мероприятий по
сохранению и
укреплению здоровья
обучающихся с ОВЗ;
— реализация
программы
формирования культуры
здорового и безопасного
образа жизни как части
ООП ООО

— Целенаправленное
воздействие учителейпредметников и специалистов
на формирование УУД и
коррекцию отклонений в
развитии, использование
адаптированных
образовательных программ,
методов обучения и воспитания,
учебных пособий и
дидактических материалов

— Желание учиться

Развитие эмоционально
волевой и личностной
сферы ребенка и психокоррекция его поведения

— Классный
руководитель
-Психолог
— Учителяпредметники

— План воспитательной
работы с
обучающимися;
— индивидуальные
консультации с
родителями;
— Программы курсов
внеурочной
деятельности

— усвоение программы
— Социализация
— Коммуникабельность
— Изменение детскородительских отношений;
— Оценка ребенком,
родителями собственных
достижений

Консультативная деятельность

Разработка, реализация,
своевременная
корректировка
индивидуальных
коррекционноразвивающих маршрутов
для обучающихся с ОВЗ

В пределах
должностных
обязанностей:

-Заседания ПМПк

— Заместитель
директора по УВР

— заседания ШМО

-Медицинский работник
-Учителя- предметники
— Классный
руководитель
-Психолог

-семинары

— индивидуальные и
групповые консультации
специалистов служб
сопровождения для
педагогов по выбору
индивидуально
ориентированных
методов и приемов
работы с обучающимися
с ОВЗ

— Выработка совместных
обоснованных рекомендаций по
соновным направлениям работы
с обучающимися с ОВЗ, единых
для всех участников ОП;
— сздание условий для
освоения конкретными
обучающимися ООП ООО

— Семинары
Консультативная помощь
семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и
приемов коррекционного
обучения ребенка с ОВЗ

— Классный
руководитель

— Круглые столы

-Психолог

— Индивидуальная
работа

— Учителяпредметники

— Тренинги

— Выработка совместных
обоснованных рекомендаций по
основным направлениям работы
с обучающимися с ОВЗ, единых
для всех участников ОП;
-создание условий для освоения
конкретным обучающимся ООП

— Педлекторий
Содействие
специалистов в области
коррекционной
педагогики учителям в
разработке и реализации
коррекционных
мероприятий в единстве
урочной, внеурочной и
внешкольной
деятельности

-Психолог

— Заседания ПМПк

Медицинский работник

— Педсоветы

-Учет педагогами школы
структуры и иерархии
отклонений развития
конкретного ребенка с ОВЗ в
реализации учебных программ
и программ внеурочной
деятельности;

-Консультации
— Индивидуализация
образовательного процесса

Информационно- просветительская деятельность
— Лекции;
Просветительская
деятельность по
разъяснению
индивидуальнотипологических
особенностей различных
категорий с ОВЗ

-Беседы;
Заместитель директора
по УВР
-Психолог

— Круглые столы;
-памятки, буклеты;
— тренинги;

Целенаправленная
разъяснительная работа со
всеми участниками ОП по
актуальным вопросам обучения
детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы

-страница сайта ОО
_ Печатные материалы;
Использование УМК,
учебных пособий,
дидактического
материала

-Психолог
— Учителяпредметники

— раздаточные
материалы;
— электронные
материалы.

Повышение комплектности
участников ОП в вопросах
коррекции и развития детей с
ОВЗ

3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения
и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг
динамики развития, успешности освоения основной образовательной
программы основного общего образования
Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС, в МОУ
Даурской
СОШ
создана
служба
психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ. Психолого-медико-педагогическая
сопровождение и поддержка обучающихся обеспечивается специалистами МОУ
Даурской СОШ (педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, социальным
педагогом).
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей). Необходимым условием являются рекомендации ПМПК и
наличие ИПР (для инвалидов).
Тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов МОУ
Даурской СОШ, администрации и родителей (законных представителей)
является одним из условий для успешного сопровождения обучающихся с ОВЗ и
инвалидов.
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в образовательной организации осуществляются
медицинским работником (медицинской сестрой) на регулярной основе.

Социально-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательной организации осуществляет
социальный педагог. Деятельность социального педагога может быть направлена
на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их
интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной
среды. Социальный педагог участвует в проведении профилактической и
информационно-просветительской работы по защите прав и интересов
школьников с ОВЗ, в выборе профессиональных склонностей и интересов.
Социальный педагог взаимодействует со специалистами организации, с
педагогами класса, в случае необходимости – с медицинским работником, а
также с родителями (законными представителями), специалистами социальных
служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может осуществляться в рамках реализации основных
направлений психологической службы образовательной организации.
Педагогу-психологу проводит занятия по комплексному изучению и
развитию личности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, одним из направлений деятельности педагога-психолога на данном
уровне обучения является психологическая подготовка школьников к
прохождению итоговой аттестации.
Работа может быть организована фронтально, индивидуально и в
минигруппах. Основные направления деятельности школьного педагогапсихолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции
эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков
социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками
(совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих
программ; психологической профилактике, направленной на сохранение,
укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить
консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по
вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. Кроме того, в
течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую
работу с родителями и педагогами.
Дефектолог помогает усваивать знания. Работает над развитием
познавательной сферы обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Логопед работает над артикуляцией и постановкой звуков.
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривает создание специальных условий: организационных,
кадровых,
психолого-педагогических,
программно-методических,
материальнотехнических, информационных.

ПКР реализуется поэтапно.

Программа изучения обучающегося с ОВЗ.

Направление
изучения

Содержание работы

Выявление состояния физического
здоровья.

Где и кем выполняется
работа
Школьный медицинский
работник
классный руководитель

Изучение медицинской документации.
Медицинское

Физическое состояние обучающегося.
Изменение в физическом состоянии (рост,
вес и т.д.)

Наблюдения во время занятий
, на переменах.
Обследование ребенка.

Утомляемость
Психолог
Обследование актуального уровня
психического и речевого развития,
определение зоны ближайшего развития.
Внимание: устойчивость,
переключаемость с одного вида
деятельности на другой, объем внимания,
работоспособность.
Психологическое

Мышление: визуальное (линейное,
структурное), понятийное (интуитивное,
логическое), абстрактное, речевое,
образное.
Память: зрительная, слуховая, моторная,
смешанная. Быстрота и прочность
запоминания. Индивидуальные
особенности. Моторика. Речь.

Учитель- предметник
Кл. руководитель

Наблюдение за ребенком на
уроках, внеурочной,
внешкольной деятельности.
Беседы с ребенком,
родителями.
Индивидуальные, групповые
занятия с психологом.
Наблюдение за речью ребенка
на уроках и в сводное время.
Изучение письменных работ.

Социально-

Семья ребенка. Состав семьи. Условия

Посещение семьи ребенка (кл.

педагогическое

воспитания.

руководитель)

Умение учиться. Организованность,
выполнение требований педагогов,
самостояельная работа, самоконтроль.
Трудности в овладении новым
материалом.

Наблюдение во время занятий,
изучение работ ученика
(учитель- предметник,
психолог)

Мотивы учебной деятельности.
Прилежание, отношение к отметке,
похвале или порицанию учителя.
Эмоционально- волевая сфера.
Преобладание настроения. Наличие
аффектных вспышек. Способность к
волевому усилию, внушаемость,
проявление негативизма.
Особенности личности: интересы,
потребности, идеалы, убеждения. Наличие
чувства долга и ответственности.
Соблюдение правил поведения в
обществе, школе, дома.

Анкетирование родителей,
обучающегося с ОВЗ на
предмет выявления трудностей
в обучении (кл. руководитель)
Беседа с родителями и
учителями- предметниками
(кл. руководитель, психолог)
Наблюдение за ребенком в
различных видах внеурочной,
внешкольной деятельности
(кл. руководитель, учителяпреметники0

Взаимоотношения с коллективом: роль в
коллективе, симпатии, дружба с детьми,
отношение к младшим и старшим
товарищам.
Нарушения в поведении: гиперактивность,
замкнутость, аутичные проявления,
обидчивость, эгоизм.
Поведение.
Уровень притязаний и самооценка.

4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и
единую стратегическую направленность работы с учетом вариативнодеятельностной тактики учителей, специалистов в области
коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских
работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, других образовательных организаций и институтов
общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности

Коррекционная работа МОУ Даурской СОШ организована во всех
организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной
(урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной
урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной
программы. На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает
коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается
и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с
помощью специальных методов и приемов. Изменение видов деятельности
обучающихся с ОВЗ на уроке, внеурочной деятельности прописывается в
рабочих программах учителя- предметника.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа
осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования
разной направленности (спортивно- оздоровительная, духовно- нравственная,
социальная,
патриотическая,
общеинтеллектуальная,
общекультурная),
опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ педагогами с участием
родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные
коррекционные программы, проводится мониторинг динамики развития.
Обсуждение промежуточных результатов коррекционной работы проводится на
ПМПк образовательной организации, школьных методических объединениях.
Механизм реализации ПКР раскрывается во взаимосвязи ПКР и рабочих
коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов и педагогапсихолога, медицинского работника; в сетевом взаимодействии в
многофункциональном комплексе и с образовательными организациями,
осуществляющими образовательную деятельность.
Взаимодействие включает в себя следующее:
комплексность в определении и решении проблем обучающегося,
предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
обучающегося;

составление комплексных индивидуальных программ общего
развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой,
эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.


Требования к условиям реализации программы

Группа требований

Конкретизация требования
-Обеспечение дифференцированных условий в соответствии с
рекомендациями ПМПК (разработка адаптированных ОП).
-Обеспечение психолого- педагогических условий:
коррекционная направленность ОП;
учет индивидуальных особенностей ребенка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование СОТ, в том числе информационных, для оптимизации ОП,
повышения его эффективности, доступности.
— Обеспечение специализированных условий:
выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;

Психологопедагогическое
обеспечение

использование специальных методов, приемов, средств обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
— Обеспечение здоровьесберегающих условий:
оздоровительный и охранительный режимы;
укрепление физического и психического здоровья;
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
соблюдение санитарно- гигиенических правил.
-Обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных,
культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных
досуговых мероприятий.
— Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения
психического и (или) физического развития.

Программнометодическое
обеспечение
Кадровое
обеспечение

— Использование коррекционно- развивающих программ,
инструментария, необходимого для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога- психолога
— Наличие педагога- психолога
-Повышение квалификации учителей, работающих с обучающимися с

ОВЗ, УО, через курсовую подготовку
— Уровень квалификации педагогов соответствует для каждой
занимаемой должности квалификационным характеристикам
Создана безбарьерная среда доступа детей с ОВЗ в здания и помещения
МОУД аурской СОШ.
Материальнотехническое
обеспечение

Информационное
обеспечение

Имеются пособия для коррекционно-развивающих занятий с детьми с
ОВЗ, УО

Создана информационная образовательная среда с использованием
современных информационно- коммуникационных технологий.
На сайте МОУ Даурской СОШ создан раздел для обучающихся с ОВЗ и
УО, и их родителей, педагогов

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с УО и инвалидов.
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи.
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социальнопедагогической помощи.

Задачи
(направления
деятельности)

Планируемые
результаты

Виды и формы
деятельности,
мероприятия

Сроки
(периодичность
в течение года)

Социально-педагогическая диагностика

Ответственные

Изучение истории
развития ребенка,
беседа с
родителями,
Определить состояние
физического и
психического здоровья
детей

Выявление состояния
физического и
психического здоровья
детей.

наблюдение
классного
руководителя,

Выявление уровня
развития УУД.

анализ работ
учащихся.

классный
руководитель

сентябрь

медицинский
работник,
педагогпсихолог , зам.
директора по
УВР,

Проведение
педагогической
диагностики.

Первичная
диагностика для
выявления группы
«риска»

Углубленная
диагностика детей с
ОВЗ, детей-инвалидов
(при их наличии)

Проанализировать
причины
возникновения
трудностей в
обучении.
Выявить резервные
возможности

Определить уровень
организованности
ребенка, особенности
эмоционально-волевой

Создание банка
данных учащихся,
нуждающихся в
специализированной
помощи.
Формирование
характеристики
образовательной
ситуации в ОУ.
Получение
объективных сведений
об учащемся на
основании
диагностической
информации
специалистов разного
профиля, создание
диагностических
«портретов» детей.

Индивидуальный
коррекционный план
работы.

классный
руководитель
Наблюдение,
обследование;
анкетирование,
собеседование.

зам. директора
по УВР,
сентябрь

педагогпсихолог РОО
(по запросу ОУ),

Диагностирование.
Заполнение
диагностических
документов.

Разработка
коррекционной
плановой работы.

м/сестра,
сентябрь

сентябрь

классный
руководитель

классный
руководитель
заместитель
директора по
УВР, м/сестра,
педагог —
психолог

Получение
объективной
информации об
организованности

Анкетирование,
наблюдение во
время занятий,
беседа с

классный
руководитель
сентябрь –
октябрь

педагог-

и личностной сферы;
уровень знаний по
предметам

ребенка, умении
учиться, особенности
личности, уровню
знаний по предметам.

родителями.
Составление
характеристики.

психолог ,

Выявление нарушений
в поведении
(гиперактивность,
замкнутость,
обидчивость и т.д.)

Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной помощи в освоении содержания образования
и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере
детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью,
детей-инвалидов.

Задачи
(направления)
деятельности

Планируем
ые
результаты

Виды и формы
деятельности,
мероприятия

Сроки
(периодичность в
течение года)

Ответственные

социально-педагогическая работа

Разработка
индивидуальной
программы по предмету.

Обеспечить
педагогическое
сопровождение
детей с ОВЗ, детейинвалидов

Планы,
программы

Разработка
воспитательной
программы работы с
классом и
индивидуальной
воспитательной
программы для детей с
ОВЗ, детей-инвалидов.
Разработка плана
работы с родителями по
формированию
толерантных отношений
между участниками
инклюзивного
образовательного

сентябрь

учительпредметник, зам.
директора по
УВР, классный
руководитель,
педагог- психолог

процесса.
Осуществление
педагогического
мониторинга
достижений школьника.

лечебно – профилактическая работа

Разработка
рекомендаций для
педагогов, учителя, и
родителей по работе с
детьми с ОВЗ.

Создание условий
для сохранения и
укрепления
здоровья учащихся
с ОВЗ, УО, детейинвалидов

Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в
образовательный
процесс. Организация и
проведение
мероприятий,
направленных на
сохранение,
профилактику здоровья
и формирование
навыков здорового и
безопасного образа
жизни.

в течение года

медицинский
работник,
классный
руководитель,
зам. директора по
УВР

Реализация
профилактических
образовательных
программ.

Консультативный модуль
Цель: обеспечение
непрерывности
специального
индивидуального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации учащихся.

Задачи
(направлен
ия)
деятельнос
ти

Консультирование
педагогических
работников по
вопросам
инклюзивного
образования

Консультирование
учащихся по
выявленным
проблемам

Планируе
мые
результа
ты

1.
Рекоменд
ации,
приёмы,
упражнен
ия и др.
материал
ы.
2. Разработка плана
консультативной
работы с ребенком,
родителями,
классом,
работниками школы
1.
Рекоменд
ации,
приёмы,
упражнен
ия и др.
материал
ы.
2. Разработка плана
консультативной
работы с ребенком

Консультир
ование
родителей
по
вопросам
инклюзивно
го
образовани
я, выбора
стратегии

1.
Рекоменд
ации,
приёмы,
упражнен
ия и др.
материал
ы.
2. Разработка плана

Виды и
формы
деятел
ьности
,
меропр
иятия

Индивидуальн
ые,
групповые,
тематические
консультации

Сроки
(периоди
чность в
течение
года)

Ответ
ствен
ные

педагог –
психолог
(по
запросу),
По отдельному
плану-графику

заместитель
директора по
УВР,
кл.
руководител
и

Индиви
дуальн
ые,
группо
вые,
темати
ческие
консул
ьтации

Индиви
дуальн
ые,
группо
вые,
темати
ческие
консул
ьтации

По
отдельн
ому
плануграфику

По отдельному
плану-графику

педаг
ог –
психо
лог
РОО,
заместитель
директора по
УВР

заместитель
директора по
УВР,
классный
руководител
ь,
педагог —
психолог

воспитания
, по
вопросам
обучения и
воспитания
детей с ОВЗ
и «группы
риска»,
психологофизиологич
еским
особенност
ям детей

консультативной
работы с
родителями

Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам
инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи
(направления)
деятельности

Планируемые
результаты

Информирование
родителей
(законных
представителей) по
медицинским,
социальным,
правовым и другим
вопросам

Участие в
работе
семинаров,
тренингов и
др. по
вопросам
инклюзивного
образования

Психологопедагогическое
просвещение
педагогических
работников по
вопросам развития,
обучения и
воспитания данной

Организация
методических
мероприятий
по вопросам
инклюзивного
образования

Виды и формы
деятельности,
мероприятия

Сроки
(периодичность
в течение года)

Ответственные
специалисты
ПМПК,

Информационные
мероприятия

По отдельному
плану-графику

педагог –
психолог ,

(отдела
образования)

заместитель
директора по
УВР
специалисты
ПМПК,

Информационные
мероприятия

По отдельному
плану-графику
(отдела
образования)

педагог –
психолог,
заместитель
директора по

категории детей

УВР

Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ
№
1.

Особенность ребёнка
(диагноз)

Характерные особенности
развития детей

Дети с задержкой
психического

1) снижение
работоспособности;

развития

2) повышенная истощаемость;
3) неустойчивость внимания;
4) более низкий уровень

Рекомендуемые условия
обучения и воспитания
1. Соответствие темпа, объёма
и сложности учебной программы
реальным познавательным
возможностям ребёнка, уровню
развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть
уже усвоенным знаниям и
навыкам.

развития восприятия;
2. Целенаправленное развитие
5) недостаточная
продуктивность произвольной

общеинтеллектуальной
деятельности (умение осознавать

памяти;
6) отставание в развитии

учебные задачи, ориентироваться
в условиях, осмысливать
информацию).

всех форм мышления;
3. Сотрудничество с взрослы7) дефекты
звукопроизношения;
8) своеобразное поведение;
9) бедный словарный
запас;

ми, оказание педагогом
необходимой помощи ребёнку, с
учётом его индивидуальных
проблем.
4. Индивидуальная дозированная
помощь ученику, решение
диагностических задач.

10) низкий навык самоконтроля;
11) незрелость эмоциональноволевой сферы;
12) ограниченный запас

5. Развитие у ребёнка
чувствительности к помощи,
способности воспринимать и
принимать помощь.
6. Малая наполняемость класса
(10–12 человек).
7. Щадящий режим работы,

общих сведений и
представлений;

соблюдение гигиенических и

13) слабая техника чтения;

валеологических требований.

14) неудовлетворительный
навык каллиграфии;
15) трудности в счёте

8. Организация классов
коррекционно-развивающего
обучения в стенах массовой
школы.

через 10, решении задач

9. Специально подготовленный
в области коррекционной
педагогики (специальной
педагогики и коррекционной
психологии) специалист –
учитель, способный создать в
классе особую доброжелательную,
доверительную атмосферу.
10. Создание у неуспевающего
ученика чувства защищённости
и эмоционального комфорта.
11. Безусловная личная поддержка
ученика учителями школы.
12. Взаимодействие и
взаимопомощь детей в процессе
учебы

Дети с лёгкой степенью

2.

умственной отсталости, в
том числе с
проявлениями аутизма
(по желанию родителей и
в силу других
обстоятельств могут
учиться в

Характерно недоразвитие:

1. Развитие всех психических

1) познавательных интересов:
они меньше испытывают
потребность в познании,
«просто не хотят ничего
знать»;

функций и познавательной
деятельности в процессе
воспитания, обучения и коррекция
их недостатков.

2) недоразвитие (часто

2. Формирование правильного

общеобразовательной

глубокое) всех сторон

поведения.

школе)

психической деятельности;

3. Трудовое обучение и
подготовка к посильным видам
труда.

3) моторики;
4) уровня мотивированности
и потребностей;
5) всех компонентов устной речи, касающихся
фонетико-фонематической и
лексико-грамматической
сторон; возможны все виды
речевых нарушений;
6) мыслительных процессов,
мышления – медленно
формируются обобщающие
понятия; не формируется
словесно-логическое и
абстрактное мышление;
медленно развивается
словарный и грамматический
строй речи;
7) всех видов продуктивной
деятельности;
8) эмоционально-волевой
сферы;
9) восприятии, памяти,
внимания

4. Бытовая ориентировка и
социальная адаптация как итог
всей работы.
5. Комплексный характер
коррекционных мероприятий
(совместная работа психиатра,
если это необходимо, психолога,
педагога и родителей).
6. Поддержание спокойной
рабочей и домашней обстановки (с
целью снижения смены эмоций,
тревоги и дискомфорта).
7. Использование метода
отвлечения, позволяющего
снизить интерес к аффективным
формам поведения.
8. Поддержание всех контактов (в
рамках интереса и активности
самого ребёнка).
9. Стимулирование произвольной
психической активности,
положительных эмоций.
10. Развитие сохранных сторон
психики и преобладающих
интересов, целенаправленной
деятельности.
11. Применение различных
методов, способствующих
развитию мелкой моторики и
произвольных движений
(ритмика, гимнастика, ручной
труд,спорт, бытовые навыки).

Дети с отклонениями в
3.

психической сфере
(состоящие на учёте у
психоневролога,

1) повышенная
раздражительность;
2) двигательная
расторможенность в

1. Продолжительность
коррекционных занятий с одним
учеником или группой не должна
превышать 20 минут.

психиатра, и др.)

сочетании со сниженной
работоспособностью;

2. В группу можно объединять

3) проявление отклонений в
характере во всех

по 3–4 ученика с одинаковыми

жизненных ситуациях;

пробелами в развитии и усвоении
школьной программы или

4) социальная дезадаптация

со сходными затруднениями в

Проявления невропатии

учебной деятельности.

у детей:

3. Учёт возможностей ребёнка

1) повышенная нервная

при организации коррекционных
занятий: задание должно лежать в
зоне умеренной трудности, но
быть доступным.

чувствительность в виде
склонности к проявлениям
аффекта, эмоциональным
расстройствам и
беспокойствам;
2) нервная ослабленность
в виде общей не
выносливости, быстрой
утомляемости при
повышенной
нервно-психической нагрузке,
а также при шуме, духоте,
ярком свете;
3) нарушение сна,
уменьшенная потребность в
дневном сне;
4) вегетососудистая дистония
(головные боли,
ложный круп, бронхиальная
астма, повышенная
потливость, озноб,
сердцебиение);
5) соматическая
ослабленность (ОРЗ,
тонзиллиты, бронхиты и т.п.)

4. Увеличение трудности задания
пропорционально возрастающим
возможностям ребёнка.
5. Создание ситуации достижения
успеха на индивидуальногрупповом занятии в период,
когда ребёнок ещё не может
получить хорошую оценку на
уроке.
6. Использование системы
условной качественноколичественной оценки
достижений ребёнка

6) диатезы;
7) психомоторные,
конституционально
обусловленные нарушения
(энурез, тики, заикания и
др.)
1. Обязательная работа с
логопедом (в начальной школе)
1) речевое развитие не
соответствует возрасту
говорящего;
2) речевые ошибки не
являются диалектизмами,
безграмотностью речи и
выражением незнания языка;

4.

Дети с нарушениями речи

3) нарушения речи связаны с
отклонениями в
функционировании
психофизиологических
механизмов речи;
4) нарушения речи носят
устойчивый характер,
самостоятельно не исчезают,
а закрепляются;
5) речевое развитие требует
определённого
логопедичского воздействия;
6) нарушения речи оказывают
отрицательное влияние на
психическое развитие ребёнка

2. Создание и поддержка
развивающего речевого
пространства.
3. Соблюдение своевременной
смены труда и отдыха
(расслабление речевого аппарата).
4. Пополнение активного и
пассивного словарного запаса.
5. Сотрудничество с родителями
ребёнка (контроль за речью дома,
выполнение заданий логопеда).
6. Корректировка и закрепление
навыков грамматически
правильной речи (упражнения на
составление словосочетаний,
предложений, коротких
текстов).
7. Формирование адекватного
отношения ребёнка к речевому
нарушению.
8. Стимулирование активности
ребёнка в исправлении речевых
ошибок

Дети с нарушением
опорно — двигательного
7.

У детей с нарушениями

1. Коррекционная направленность
всего процесса обучения.

ОДА ведущим является
аппарата
двигательный дефект
(способные к

2. Возможная психологопедагогическая социализация.

самостоятельному
передвижению и
самообслуживанию, с
сохраненным
интеллектом)

(недоразвитие, нарушение
или утрата двигательных
функций). Основную

3. Посильная трудовая
реабилитация.
4. Полноценное, разноплановое

массу среди них составляют
дети с церебральным
параличом (89%). У этих
детей двигательные
расстройства сочетаются с
психическими и речевыми
нарушениями, поэтому
большинство из них
нуждается не только в
лечебной и социальной
помощи, но и в психологопедагогической и
логопедической коррекции.
Все дети с нарушениями ОДА
нуждаются в особых
условиях жизни, обучения и
последующей трудовой
деятельности

воспитание и развитие личности
ребёнка.
5. Комплексный характер
коррекционно-педагогической
работы.
6. Раннее начало онтогенетически
последовательного воздействия,
опирающегося на сохранные
функции.
7. Организация работы в рамках
ведущей деятельности.
8. Наблюдение за ребёнком в
динамике продолжающегося
психоречевого развития.

1) наличие отклоняющегося
от нормы поведения;

8.

Дети с нарушением
поведения, с
эмоционально-волевыми
расстройствами, с
ошибками воспитания
(дети с девиантным и
деликвентным
поведением, социальнозапущенные, из
социально неблагополучных семей)

2) имеющиеся нарушения
поведения трудно
исправляются и
корригируются;
3) частая смена состояния,
эмоций;
4) слабое развитие силы
воли;
5) дети особенно нуждаются в
индивидуальном подходе со
стороны взрослых и внимании
коллектива сверстников

1. Осуществление ежедневного,
постоянного контроля как
родителей, так и педагогов,
направленного на формирование у
детей самостоятельности,
дисциплинированности.
2. Терпение со стороны взрослого,
сохранение спокойного тона при
общении с ребёнком (не позволять
кричать, оскорблять ребёнка,
добиваться его доверия).
3. Взаимосотрудничество учителя
и родителей в процессе обучения
(следить, не образовался ли какойнибудь пробел в знаниях, не
переходить к изучению нового
материала, не бояться оставить
ребёнка на второй год в начальной
школе, пока он не усвоил

пройденное).
4. Укрепление физического и
психического здоровья ребёнка.
5. Развитие общего кругозора
ребёнка (посещать театры, цирк,
выставки, концерты,
путешествовать, выезжать на
природу).
6. Своевременное определение
характера нарушений у ребёнка,
поиск эффективных путей
помощи.
7. Чёткое соблюдение режима дня
(правильное чередование
периодов труда и отдыха).
8. Ритмичный повтор
определённых действий, что
приводит к закреплению условнорефлекторной связи и
формированию желательного
стереотипа.
9. Заполнение всего свободного
времени заранее
спланированными мероприятиями
(ввиду отсутствия умений
организовывать своё свободное
время), планирование дня
поминутно.

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы МОУ Даурской СОШ предусматривает
выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые
результаты
коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами
развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются
разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В
урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные
результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в
личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к
собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с
учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий,
направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность
коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное
общение и т. д.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их
предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью
учащихся класса.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько
успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько
освоение жизненно значимых компетенций:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;


• овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временнопространственной организации;

осмысление
своего
социального
окружения
и
освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.


Жизненно значимые компетенции

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях и
ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении,
способности вступать в

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что
можно и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адаптивными средствами в

коммуникацию со взрослыми по
вопросам медицинского
сопровождения и созданию
специальных условий для пребывания
в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения

разных ситуациях.
Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи
при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и
необходимо.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
помощью, точно описать возникшую проблему, иметь
достаточный запас фраз и определений.
Готовность выделять ситуации, когда требуется
привлечение родителей, умение объяснять учителю
(работнику школы) необходимость связаться с семьей.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной
Помощи.
Стремление к самостоятельности и
независимости в быту и помощи другим людям в быту.
Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.
Умение включаться в разнообразные
повседневные дела.
Умение принимать посильное участие,
брать на себя ответственность в какихто областях домашней жизни.

Овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в
повседневной жизни

Представления об устройстве школьной жизни.
Умение ориентироваться в пространстве школы, в
расписании занятий.
Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
Готовность включаться в разнообразные повседневные
школьные и домашние дела и принимать в них посильное
участие, брать на себя ответственность.
Понимание значения праздника дома и
в школе, того, что праздники бывают

разными.
Стремление порадовать близких.
Стремление участвовать в подготовке и
проведении праздника
Умение решать актуальные жизненные задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную).
Умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и
недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Овладение навыками коммуникации

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может
использовать коммуникацию как средство достижения
цели.
Умение передать свои впечатления,
соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком.
Умение принимать и включать в свой
личный опыт жизненный опыт других
людей.
Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями
и планами с другими людьми
Адекватность бытового поведения

Дифференциация и осмысление
картины мира и её временнопространственной организации

ребёнка с точки зрения опасности/
безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности

окружающей
предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с
их функциями, принятым порядком и
характером данной ситуации.
Расширение и накопление знакомых и
разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы:
двор, дача, лес,
парк, речка, городские и загородные
достопримечательности и др.
Активность во взаимодействии с
миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового
при помощи экскурсий и путешествий.
Умение накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во
времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь
природного порядка и уклада собственной жизни в семье и
в школе, вести
себя в быту сообразно этому пониманию.
Умение устанавливать взаимосвязь
общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе,
соответствовать этому порядку.
Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности,
способности
замечать новое, задавать вопросы,
включаться в совместную со взрослым исследовательскую

деятельность



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.