Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью 2023-2024 учебный год

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Н.Ю.Квиндт____________________

Учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант1
на 2023-2024 учебный год
8-9 класс
Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Физическая культура

Русский язык
Чтение
(Литературное чтение)
Математика
Информатика
Биология
География
История Отечества
Основы социальной
жизни
Адаптивная физическая
культура
Профильный труд

Технология
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
( в условиях школы)
Математика

Количество
часов
в неделю
8г

Количество
часов
в неделю
9г

Всего часов

4
4

4
4

4
4

3
1
2
2
2
2

3
1
2
2
2
2

3
1
2
2
2
2

2

2

2

7
29

7
29

8
31

1

1

1

Максимально допустимая нагрузка
30
30
обучающегося
Коррекционно-развивающая область
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
Занятия с дефектологом
2
2
Итого
4
4
Внеурочная деятельность:
4
4
Всего к финансированию
41
41

33

2
2
4
4
41

Пояснительная записка
к учебному плану
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2023-2024 учебный год
Учебный план, реализующий ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработан на основе нормативных документов:
 ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации;
 Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19 декабря 2014
года;
 Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. №1026;
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.368521);
Настоящий учебный план составлен с учетом количества детей, имеющих справки ПМПК:
8 класс – 1 обучающихся
9 класс - 2 обучающихся
Все учащиеся объединены в 9г класс.
Ступень основного общего образования работает в следующем режиме:
- продолжительность учебного года - 34 учебные недели;
-обязательная недельная нагрузка обучающихся при 5-й дневной учебной неделе составляет
в 8-9 классе – 30 часов
- продолжительность урока - 40 мин;
-обучающиеся переведены на пятидневную систему обучения, на основании санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения
ФАООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
течение 9-13 лет годовой и недельный учебный план составлен на основе 1 варианта ― I-IV; VIX классы (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой
предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):



формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Образовательная область
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание

4. Человек и общество

5. Искусство

Учебные предметы
1.1 Русский язык
1.2. Чтение
2.1 Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3. История Отечества
5.1. Музыка
5.2. Рисование (изобразительное искусство)

6.Физическая культура
7. Технология

6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Профильный труд

Обязательная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями
и предметами:
Образовательная область «Язык и речевая практика» на общей ступени представлена
предметами: «Русский язык», «Чтение».
Основные задачи реализации содержания:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующихвозрасту житейских задач;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем
возрасту иразвитию ребёнка;
-осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений,
понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций;
- формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и
возрасту литературных текстов;
-формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Образовательная область «Математика». Предметы «Математика», «Информатика»
Основные задачи реализации содержания:
-

овладение

способностью

пользоваться

математическими

знаниями

при

решении

соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).
- развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
- формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Образовательная область «Человек и общество» представлена предметами
«Мир истории», «Основы социальной жизни», «История отечества», «Этика»
Основные задачи реализации содержания:
Мир истории.
-формирование первоначальных временных исторических представлений;
- установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества.
- Основы социальной жизни:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в
воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
История Отечества:
- формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей
страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории
нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Этика:
- практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального
взаимодействия,в том числе трудового;
- обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого),
эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.
 Образовательная область «Естествознание».
Предметы: «Природоведение», «Биология»,
«География».
Основные задачи реализации содержания:
Природоведение:
- формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях,
существующихмежду ними;
- применение полученных знаний в повседневной жизни;
- развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии смиром живой и неживой природы.
Биология:
- формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы:
строении ижизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за
своим организмом;

- использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
География:
-усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России;
- формирование элементарных представлений о географии материков и океанов;
- расширение географических представлений о родном крае.
Образовательная область «Искусство» реализуется предметами «Музыка» и «Рисование
(изобразительное искусство)»,
Основные задачи реализации содержания:
Музыка:
-формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному
восприятию музыкальных произведений и их исполнению;
- развитие интереса к музыкальному искусству;
-формирование простейших эстетических ориентиров.
Изобразительное искусство:
- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения
практических задач;
- развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности;
- воспитание потребности в художественном творчестве.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная
физическая культура».
Основные задачи реализации содержания:
-формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни;
- соблюдение индивидуального режима питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту,
-формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах
спорта;
- формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости
и других;
- формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
-коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы;
- воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Профильный труд».
Основные задачи реализации содержания:
-формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах;
- формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки
для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;

- приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание
чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части:
- математика - 1 часу.
Содержание

коррекционно-развивающей

области

учебного

плана

представлено

коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Выбор коррекционных
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться
общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Содержание

коррекционно-развивающей

области

учебного

плана

представлено

коррекционными занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область отведено 6 часов в
неделю: (занятия с дефектологом -2 часа; развитие психомоторики и сенсорных процессов - 2
часа в неделю).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Промежуточная аттестация обучающихся
По окончании учебного года все обучающиеся допускаются к промежуточной аттестации
по учебным предметам обязательной части учебного плана. Под промежуточной аттестацией
обучающихся понимается форма оценки степени и уровня освоения обучающимися
адаптированной основной общеобразовательной программы по истечении учебного года. С
целью установления фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам
обязательной части учебного плана, их практических умений и навыков, а также с целью
контроля выполнения учебных программ промежуточная аттестация проводится в
следующих формах: контрольный диктант (или контрольное списывание), контрольная
работа.
Промежуточная аттестация обучающихся с умственной отсталостью (выставление отметок за
учебный год) осуществляется на основе среднего арифметического значения четвертных
отметок.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.