МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ ДАУРСКАЯ СОШ)
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Даурской СОШ
Протокол №4 от 30.12.2022 года
___________________Н.Ю. Квиндт
30.12.2022
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОНСИЛИУМЕ
МОУ ДАУРСКОЙ СОШ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее — Положение) разработано
на основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1.2. Психолого-педагогическая консилиум (далее — ППК) является одной из форм
взаимодействия руководящих и педагогических работников МОУ Даурской СОШ (далее —
школа) с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
1.3. Задачами ППК являются:
1.3.1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии,
социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений
об организации психолого-педагогического сопровождения.
1.3.2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся.
1.3.3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания
им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
1.3.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППК.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППК
2.1. ППС создаётся приказом руководителя организации.
2.2. Общее руководство деятельностью ППК возлагается на директора школы.
2.3. В состав ППК входят: председатель ППК — заместитель директора по учебной работе,
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог.
Заместитель председателя ППК и секретарь ППК определяются из числа членов ППК
на заседании ППК.
2.4. Заседания ППК проводятся под руководством председателя ППК или лица, исполняющего
его обязанности.
2.5. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение № 1).
Протокол ППК оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания
и подписывается всеми участниками заседания ППК.
2.6. Секретарь ППК заносит информацию о заседаниях в Журнал учёта заседаний ППК.
2.7. Коллегиальное решение ППК, содержащее обобщённую характеристику обучающегося
и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируется
в заключении (приложение № 2). Заключение подписывается всеми членами ППК в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями,
2
которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения
обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППК доводится до сведения родителей (законных представителей)
в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным
заключением ППК они выражают своё мнение в письменной форме в соответствующем разделе
заключения ППК, а образовательный процесс осуществляется по ранее определённому
образовательному
маршруту
в
соответствии
с
соответствующим
федеральным
государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППК доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трёх рабочих дней после проведения заседания.
2.8. Секретарь ППС регистрирует коллегиальное заключение ППК в Журнале регистрации
коллегиальных заключений психолого-педагогической службы.
2.9. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее —
ПМПК) оформляется Представление ППК на обучающегося (приложение № 3).
Представление ППК на обучающегося для предоставления на ПМПК выдаётся родителям
(законным представителям) под личную подпись.
3. РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППК
3.1. Периодичность проведения заседаний ППК определяется запросом организации
на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается
в графике проведения заседаний.
3.2. Заседания ППК подразделяются на плановые и внеплановые.
3.2.1. Плановые заседания ППК проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже
одного раза в полугодие для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся.
3.2.2. Внеплановые заседания ППК проводятся при зачислении нового обучающегося,
нуждающегося
в
психолого-педагогическом
сопровождении;
при
отрицательной
(положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых
обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами
родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих
работников школы; с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях.
3.3. При проведении ППК учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППК, степень социализации
и адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
3.4. Специалисты, включённые в состав ППК, выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППК,
3
а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию
комплексного сопровождения обучающихся.
3.5. Специалистам ППК за увеличение объёма работ устанавливается доплата, размер которой
определяется коллективным договором школы.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППК определяются исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого обучающегося.
4.2. Обследование обучающегося специалистами ППК осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников организации с письменного согласия
родителей (законных представителей) (приложение № 4).
4.3. Секретарь ППК по согласованию с председателем ППК заблаговременно информирует
членов ППК о предстоящем заседании ППК, организует подготовку и проведение заседания
ППК.
4.4. На период подготовки к ППК и последующей реализации рекомендаций обучающемуся
назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, тьютор или другой
специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППК и выходит
с инициативой повторных обсуждений на ППК (при необходимости).
4.5. По данным обследования
и разрабатываются рекомендации.
каждым
специалистом
составляется
заключение
На заседании ППК обсуждаются результаты обследования ребёнка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ППК.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования
специалистами ППК, степени социализации и адаптации обучающегося.
5. СОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ППК ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5.1. Рекомендации ППК по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся
необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу,
тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе
на период адаптации обучающегося в школе/учебную четверть, полугодие, учебный
год/на постоянной основе;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
организации.
5.2. Рекомендации ППК по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения,
4
воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному
плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
дополнительный выходной день;
организацию дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение
двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приёма пищи, лекарств;
снижение объёма задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
школы.
5.3. Рекомендации ППК по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, могут включать в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих
и компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
организации.
5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
5
Приложение № 1
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме,
утверждённому 30.12.2022
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Даурская СОШ)
Протокол № 1-2022-ппк
заседания психолого-педагогического консилиума
__________________202___г.
Председатель — заместитель директора по УР
Секретарь — социальный педагог
Присутствовали: члены ППК
Педагог-психолог.
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Учитель начальных классов (классный руководитель)_______________________
Родитель __________________, обучающийся ______________________
Отсутствовали: 0 человек.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.
2.
3.
1. СЛУШАЛИ:
______________— представила информацию об обучающемся ____________
ВЫСТУПИЛИ: По существу доклада замечаний и вопросов не поступило.
РЕШИЛИ: Провести обследование обучающегося _____________
2. СЛУШАЛИ:
_______________ — изложила условия и процедуру обследования.
ВЫСТУПИЛИ: По существу доклада замечаний и вопросов не поступило.
РЕШИЛИ: Педагоги __________________ составили индивидуальные заключения по итогам
обследования
3. СЛУШАЛИ:
6
___________________— подвела итоги обследования, предложила обобщённые рекомендации.
ВЫСТУПИЛИ:
________________ — высказала замечания по рекомендациям по вопросу условий обучения
_____________________и предоставления ему тьютора.
РЕШИЛИ: Оформить коллегиальное заключение для ______________________.
Приложения:
1) характеристики ___________________.;
2) копии рабочих тетрадей _____________.
Председатель:
Члены ППК:
Педагог-психолог _________________________
Учитель-логопед __________________________
Учитель-дефектолог _______________________
7
Приложение № 2
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме,
утверждённому 30.12.2022
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даурская средняя общеобразовательная школа
(МОУ Даурская СОШ)
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
________________202__ г № 1
Общие сведения
Ф. И. О. обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Класс / группа:
Образовательная программа:
Причина направления на ППК:
Коллегиальное заключение ППК
<... >
Рекомендации педагогам
<...>
Рекомендации родителям
<... >
Приложение:
1) план коррекционно-развивающей работы;
2) индивидуальный учебный план для обучающегося.
С решением ознакомлен(а)
/
/
С решением согласен(на)
/
/
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами _______________________
Председатель
/
/
Члены ППК
8
Приложение № 3
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме,
утверждённому 30.12.2022
Схема составления представления психолого-педагогического консилиума на
обучающегося для предоставления на ПМПК
(Ф. И. О., дата рождения, класс)
Общие сведения:
дата поступления в образовательную организацию;
программа обучения (полное наименование);
форма организации образования:
1) в классе: общеобразовательный, компенсирующий для обучающихся с...;
2) на дому;
3) в форме семейного образования;
4) сетевая форма реализации образовательных программ;
5) с применением дистанционных технологий;
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребёнка (в школе): переход
из одной образовательной организации в другую образовательную организацию
(причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт
семьи со школой, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное
обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков
учебных занятий и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребёнок: родственные отношения
и количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация,
особо отмечается наличие жестокого отношения к ребёнку, факт проживания совместно
с ребёнком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением,
психическими расстройствами — в том числе братья/сестры с нарушениями развития,
а также переезд в другие социокультурные условия менее чем три года назад, плохое
владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень
образования членов семьи, больше всего занимающихся ребёнком).
Информация об условиях и результатах образования ребёнка в школе:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребёнка на момент поступления в школу: качественно в соотношении
с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало,
частично опережало).
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребёнка на момент подготовки характеристики: качественно
в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстаёт, отстаёт, неравномерно
отстаёт, частично опережает).
9
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная,
незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период
нахождения в школе.
Заполните раздел, если составляете представление для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
5. Динамика освоения программного материала:
— программа, по которой обучается ребёнок (авторы или название ОП/АОП);
— соответствие объёма знаний, умений и навыков требованиям программы, или для
обучающегося по программе основного, среднего образования: достижение образовательных
результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически
не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами
в учебной деятельности (на критику обижается, даёт аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, др.), качество деятельности при этом
(ухудшается, остаётся без изменений, снижается), эмоциональная напряжённость при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребёнка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству),
наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты
дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребёнком (занятия с логопедом,
дефектологом, психологом, репетиторство).
8.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать) (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов — указать длительность, то есть когда начались/закончились занятия), регулярность
посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления:
Заполните раздел, если составляете представление для подростков, а также обучающихся
с девиантным (общественно опасным) поведением:
хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих
переживаний, например запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься
из-за нехватки средств и т. п.);
характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится
к их выполнению);
отношение к учёбе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттеснённый,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
10
значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени,
по его собственному мнению, проводит в социальных сетях);
способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована «на словах»);
самосознание (самооценка);
отношения с семьёй (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьёй ухудшена/утрачена);
Поведенческие девиации:
Заполните раздел, если составляете представление для подростков, а также обучающихся
с девиантным (общественно опасным) поведением:
совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо
к животным), склонность к насилию;
оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот);
отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы,
регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
сквернословие;
проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп
сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного
маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или
условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППК. Печать школы.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АООП — указать коррекционно-развивающие занятия, динамику
в коррекции нарушений.
2. Представление заверяется личной подписью директора школы (уполномоченного лица),
печатью школы.
3. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.
11
Приложение № 4
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме,
утверждённому 30.12.2022
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психологопедагогического обследования специалистами ППК
Я, ______________________________________________________________________, паспорт
___________________выдан _______________________________________________, являясь
родителем (законным представителем)
__________________________________________________________________ ________________
года рождения, обучающегося в _____«___» классе, выражаю согласие на проведение
психолого-педагогического обследования.
Дата
Подпись /Фамилия И.О./
12