Положение о библиотеке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ ДАУРСКАЯ СОШ)

СОГЛАСОВАНО
Председатель Управляющего совета

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Даурской СОШ

___________________М.Л. Мурзаева

___________________Н.Ю. Квиндт

30.12.2022 года

30.12.2022 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МОУ Даурской СОШ (далее
– школа).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры России от 08.10.2012
№ 1077 «Об утверждении Порядка учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда» с
учётом письма Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения», Методических рекомендаций ФГБНУ «НПБ им.
К.Д. Ушинского» от 31.05.2017.
1.3. Библиотека является структурным подразделением школы, созданным в целях обеспечения
права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и правилами пользования
библиотекой, утверждёнными директором школы.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям школы и включают в себя в том числе: формирование
общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:








обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям,
идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов школы;
привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научно-популярной литературы;
содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;
обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы,
информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2

2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации:
комплектует основной фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами;
 участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа входящих в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к
использованию при реализации указанных образовательных программ;
 аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов,
лучших научных работ и рефератов учащихся и др.);
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
 организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации.
2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:


предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса и
досуга обучающихся.
2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:



выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием обучающихся;
 содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации,
проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры
обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:




удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
3

консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ


3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь.
3.3. Педагог-библиотекарь несёт ответственность в пределах своей компетенции за организацию
и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение
следующие документы:




положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
положение о платных услугах библиотеки;
планово-отчётную документацию.

3.5. В состав библиотеки входит:







абонемент;
читальный зал;
отдел учебников;
отдел информационно-библиографической работы;
фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами;
медиатека.

3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с планами
работы библиотеки и режимом работы школы.
3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень
которых определяется уставом МОУ Даурской СОШ.
3.8. Режим работы библиотеки определяется педагогом-библиотекарем с учётом режима работы
школы. Один раз в месяц предусматривается санитарный день, в который обслуживание
пользователей не производится.
4. УЧЁТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ДОКУМЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
4.1. Приём документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учётным документом (накладная, акт), включающим
список поступивших документов;
 составление первичного учётного документа для поступлений без сопроводительной
документации;


4

регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учёта (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология
формирования»).
4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования
Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Документы, включённые в перечень экстремистских материалов, приобретать запрещено, при
выявлении их в фонде – изымать из доступа.


4.3. Учёт и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учёт и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным способом.
Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного учёта документов
основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер (инвентарный
номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера, системный номер для
электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учёта документов –
инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учётной базе данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием школы должен
быть прямоугольной формы, размером не больше чем 1,5×4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на первой
странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу и на обороте
каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на обложке или на
первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной базе
данных библиотеки.
4.3.2. Учёт и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд учитывается и
хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учёт документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учёта учебного фонда»
и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная учётная
карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются в
учётную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий авторов или заглавий.
Для контроля за сохранностью учётных карточек они регистрируются в «Журнале регистрации
учётных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
5

проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с пунктом 4.3.1
настоящего положения;
 установление средств защиты от утраты (маркировка);
 изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт учебника
приклеивается на последней странице учебника. Заполняется при выдаче читателю.


Учёт специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного фонда,
включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату. Исключение
документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава библиотечного
фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или физического
износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату эксплуатационных
качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в перераспределении и
реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам потери,
хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии с
Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда, утверждённым приказом
Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания
комиссией, созданной директором школы.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью один раз
в пять лет на основании графика проверки, утверждённого педагогом-библиотекарем.
6

5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в обязательном
порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных
экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации школы.



5.3. По итогам проверки педагог-бибилиотекарь составляет акт, подписывает и хранит его в
библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы
отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором
фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии и количестве
отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте также указывается
номер и дата акта предыдущей проверки.
5.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают наличие
экстремистских материалов, которые входят в федеральный список, опубликованный Минюстом
России на своём сайте.
Если педагог-библиотекарь найдёт экстремистский материал, то должен ограничить к нему
доступ со стороны пользователей.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности
установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в соответствии с действующим
законодательством.

7



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.