МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ ДАУРСКАЯ СОШ)
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Управляющим советом
Директор МОУ Даурской СОШ
Протокол №2 от 25.11.2022 года
___________________Н.Ю. Квиндт
Приказ № 240-ОД от 25.11.2022 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОГРАММЕ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о программе наставничества МОУ Даурской СОШ (далее –
Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том
числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019
№ Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися», локальными нормативными актами МОУ Даурской СОШ (далее – школа).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и
ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные
и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки
и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – работник школы, назначаемый директором, который отвечает за организацию
программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней,
чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует
стажировки и т. д.).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогов разных уровней образования
и молодых специалистов школы.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной
и спортивной сферах;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная
насыщенность;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося,
поддержка
формирования
и
реализации
индивидуальной
образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, способного
на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные
и партнерские отношения.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся
и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей школы
из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными
качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся
авторитетом в коллективе.
К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги, выпускники
и специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года
в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося)
и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника
происходит после получения письменного согласия его законного представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
3
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим
веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения
лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей,
предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных;
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной
и плодотворной среды развития педагогов;
привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных
образовательных и социальных программ школы.
3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается:
объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
школы.
4. РУКОВОДСТВО НАСТАВНИЧЕСТВОМ
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается
распорядительным актом директора школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников;
контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
определяет кандидатуру наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определяет срок наставничества;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит
необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу
наставничества;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
4
5.1. Наставник имеет право:
вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для
совместной работы;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения
указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества
выполненной работы;
обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
5.2. Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов
школы при осуществлении наставнической деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении
с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной
культуры;
оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных
нормативных актов школы, регламентирующих исполнение должностных обязанностей
наставляемого;
способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать
наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять
требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый имеет право:
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
вносить предложения по корректировке программы наставничества;
обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при
реализации программы наставничества;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
5
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. ФОРМЫ И СТИЛИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Формы наставнической деятельности:
прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) обучающимся,
общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке)
и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные
контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или)
обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на группу молодых
специалистов и (или) обучающихся);
открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или)
обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста и (или)
обучающегося незаметно для второго);
коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и
(или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая
(наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых
специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить
ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим
действиям;
развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную
задачу и представить результат.
8. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или другим
работником школы, назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год
с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных
наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при
обязательном согласовании с участниками (включая родителей обучающегося/его законных
представителей) исходя из специфики психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве
с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с запросами наставляемого
и возможностями участников при согласовании с родителями/законными представителями
несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы,
методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья учащихся,
уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся у школы ресурсы.
6
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.
Структура программы
№п/п Элементы программы
Содержание элементов программы
1
Цель и задачи программы наставничества в соотношении
с
проблематикой
образовательного
процесса,
характеристикой контингента школы.
Пояснительная
записка
Выбранные на данный период формы наставничества
в соотношении с целью и задачами внедрения целевой
модели
2
План-график
реализации
программы
Таблица с мероприятиями и сроками реализации
программы, ответственными, описанием итогового или
контрольного события, результата
3
Мониторинг
эффективности
реализации
программы
Описание содержания, этапов и сроков мониторинга
и ответственных за его проведение
4
Приложение
Анкеты,
опросники,
справки,
иные
необходимые для реализации программы
материалы,
8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим
советом.
9. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного,
участников, динамика образовательных результатов.
профессионального
роста
9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью
один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования
и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой.
9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте
школы размещается и своевременно обновляется следующая информация:
реестр наставников;
мини-портфолио наставников;
перечень социальных партнеров,
наставничества;
участвующих
в
реализации
программы
7
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества,
и др.
8