Как реагировать на оскорбления?

12.12.2022

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями. Иногда оскорбления бывают безосновательными. Что делать в таких случаях? Как тактично ответить на неприятное высказывание в свой адрес? Как не реагировать на хамство и держать себя в руках, не ввязываясь в словесную перепалку?

Как правильно реагировать на оскорбления?

Реакция оскорбленного человека всегда определяет его положение относительно собеседника. Это очень важная психологическая концепция, суть которой заключается в следующем:

  • Если не реагировать на оскорбления, можно поставить собеседника в крайне неловкое положение, о котором он рано или поздно пожалеет, ведь он выступил в роли неадекватного человека.
  • Если реагировать на хамство, отвечая тем же, собеседник останется в наиболее выигрышном положении, думая, что он правильно поступил.
  • Если реагировать на хамство, но не ввязываться в словесную перепалку, а лишь тактично ответить парой слов, которые значительно превосходят собеседника в интеллектуальном плане, можно ввести его в ступор.
  • Каждый человек выбирает свой метод реагирования на оскорбления или же, основываясь на собственном опыте, разрабатывает свою стратегию поведения в каждом отдельном случае. Но психологи рекомендуют не пускать такие ситуации на самотек и не бояться решать их на месте. Тем самым, давая понять собеседнику, что в следующий раз лучше так не делать.

    Самоутверждение – как оскорбление

    Чаще всего человек, который намеренно или ненамеренно оскорбляет или осуждает своего собеседника, ведет себя так только для того, чтобы самоутвердиться. За счет этого оскорбляющий чувствует себя выше и значимее, но только в собственных глазах. Ведь со стороны он смотрится беззащитным, мелким и ничтожным.

    Психологи рекомендуют воспринимать любые оскорбления, обвинения и хамство, как несусветную глупость, исходящую от мелочных людей. Нужно в ответ не обижаться, а смеяться над сказанным и над тем, кто оскорбляет, и тогда собеседник будет поставлен не только в неловкое положение, но и глупое. Ему, скорее всего, станет стыдно за сказанное и в следующий раз он тысячу раз подумает, прежде чем открыть рот. Таким образом, мы не только спасаем ситуацию от накала, а себя от позора, но и прекрасно ставим собеседника на место.

    Три типа реакции на оскорбления

  • Оскорбиться. Такая реакция выражает потребность оскорбленного человека в защите. Он начинает оправдываться либо оскорблять в ответ.
  • Принятие оскорбления и удержание его в себе. Наиболее опасный тип реакции на ситуацию. Ведь в этом случае оскорбленный умолкает, уходит в себя и после этого длительное время может обдумывать замечание старого знакомого. Подобное поведение дает знакомому право повышать свою самооценку и во все последующие разы.
  • Принятие и преувеличение. В такой ситуации человек, которого пытаются оскорбить или унизить, начинает не обижаться в ответ, а наоборот преувеличивать слова собеседника. Например, знакомый человек говорит: "Ого, как ты поправилась?" А собеседник в ответ: "Да, я это делаю преднамеренно. Ведь я не хочу греметь костями, как ты!" как правило, оскорбляемый не готов к такой реакции и начинает сам оправдываться, что он совершенно не то имел в виду. Данная реакция ставит оскорбленного на ступень выше своего собеседника, тем самым показав, что эти слова его вообще не волнуют. Или указав на то, что это как раз проблема обвиняемого, если он так зациклен на чем-то.
  • Третья реакция является наиболее эффективной в любой ситуации, где присутствуют оскорбления. Она ставит собеседника в неловкое положение. А также показывает неумелые попытки возвыситься над другим человеком путем неуместной фразы, которая никого не волнует, кроме его самого.

    Слова одного мудреца: Величие человека можно оценить величием вещей, которыми его можно задеть.

    Уверенное поведение

    Многие уверенные в себе люди и продвинутые психологи в подобных ситуациях используют одну действенную полицейскую фразу, которая ставит в ступор самого агрессивного собеседника.

    Она звучит так: "С какой целью ты мне это говоришь?"

    Причем говорить данную фразу нужно с полным спокойствием. И когда вопрос адресован манипулятору, он начинает задумываться, зачем он это сказал. С помощью подобных вопросов можно управлять ходом мыслей и дальнейшего разговора с агрессивным манипулятором или просто человеком, который говорит, не думая о последствиях.

    Уверенное поведение человека, которого собираются оскорбить или обидеть, не дает развиться ситуации до критического уровня. Манипулятор, особенно если он манипулирует людьми постоянно, ждет всего лишь две реакции от своего собеседника – оправдание и агрессию. Именно эти два качества подпитывают его самолюбие. Ведь большинство обидчиков в такие моменты не только самоутверждаются, но и подпитываются чужой энергией. Поэтому в беседе с такими людьми лучше отказаться от этих двух реакций. Лучше показывать всей своей сущностью полное спокойствие на неприятные слова, как будто они вообще вас не касаются. При следующей встрече с таким приятелем мудрые психологи советуют соблюдать индивидуальную дистанцию, сохранять границы своей личности, не поддаваясь на бессмысленные манипуляции.

    Советы подросткам столкнувшимся с кибербуллингом

    скачать посмотреть

    Дата создания: 12.12.2022

    Дата обновления: 01.03.2024

    Дата публикации: 12.12.2022

    Поиск

    На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.