Буллинг в школе

12.12.2022

Тра́вля (жарг. Бу́ллинг — англ. Bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме.


Буллинг – это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесенного ущерба (материального и морального) «слабому».


С травлей вы все сталкивались неоднократно. К сожалению, классы, где кого-то травят встречаются чаще, чем классы, в которых все живут дружно. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Когда кого-то постоянно обижают, оскорбляют, с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают  – это называется травля.

 

Представьте себе несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними и не может ее поймать. Они «просто играют»? Может быть, если тот, чья шапка тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку, а завтра – другого мальчика. Если поиграв в шапку, они пойдут дальше все вместе, весело болтая.

Но что, если все иначе?


Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня и вчера и завтра будут бросать именно его шапку, или другую его вещь. Потому что они не просто кидают – они смеются над ним и говорят обидные слова. Потому что потом они швырнут шапку и пойдут дальше вместе, давая понять – что он не с ними.

Мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть всем. В игру все вступают добровольно. В игре роли меняются: сегодня ты водишь, завтра я.

При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет. Все удовольствие в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия, его злости, в наблюдении за тем, как он мечется в кругу громко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удовольствие, недостойное хорошего человека.

А вот девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы и отправляют ей ссылку. А под картинкой – комментарии, в которых все стараются задеть ее посильнее.

Мы все знаем, что издеваться над людьми плохо. Как же так, может эти девочки не знают? Или они очень плохие люди?

На самом деле они конечно же знают, что это плохо. Поэтому и говорят: «Мы просто шутим»,  «Мы просто ее не любим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают – «такой». Сам виноват.


Когда кого-то травят, всегда кажется, что на это есть причина. Он (она) же такой (такая). (Вспомните мультфильм «Гадкий утенок» — за что его не принимали на птичьем дворе? – … он не такой, как все)

Так и у людей. Какой такой? На самом деле, неважно. Слишком умный, слишком глупый, слишком толстый, слишком худой, слишком странный, слишком обыкновенный, так одет, сяк одет, тем увлекается, этим занимается. Да какая разница. Что-нибудь да найдется. Потому что дело не в том, кого травят, не в его качествах и особенностях. Если бы это было так, то было бы одно и то же во всех ситуациях: скажем, всегда травят толстых или двоечников. Но есть множество полных ребят, которых не трогают. И есть очень стройные, над которыми издеваются.
Есть двоечники, с которыми все дружат, и есть отличники, которым не дают прохода. Нет никаких особых, специальных качеств, которые заставляют травить человека. И нет никаких качеств, которые бы точно от травли спасали. Травля не связана с конкретными людьми. Травля – это плохое правило, которое завелось у группы. Если в классе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угодно. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружно и спокойно. Когда в классе или в любой другой группе возникает травля, это очень плохо.

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть — насилием.

 

Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим,  агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг (bullying,от англ. Bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Многочисленные исследования доказывают, что буллинг имеет очень тяжелые последствия для становления личности и дальнейшей судьбы всех участников этой ситуации – и буллеров (преследователей), и жертв, и зрителей. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию.

 

Главные компоненты буллинга

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.


Участники буллинга

В ситуации травли всегда есть:

  • "Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
  • "Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
  • "Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
  • «Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
  • "Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора,т непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
  • "Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.


АГРЕССОР – он же зачинщик, преследователь. Их может быть несколько, а может быть один зазывала. Именно является триггером для запуска процесса травли. Какова его цель и мотивы? Самые частые цели – это заявление о себе, добыча авторитета, попытка самоутвердиться. Эти цели достигаются не столько самой травлей, сколько удачными провокациями. Если они удались, агрессор победил, получил свое. И окружающие это видят. Но несмотря на победу и полученный авторитет (авторитет ли?) – помимо потери способности к сопереживанию, агрессоры также разучиваются иным способам поведения, что в будущем скажется на их взаимодействии с людьми (опять же, как и упоминалось, в другой группе они уже могут и не быть агрессорами, но как вести себя иначе они уже не знают).


ЖЕРТВА – он же изгой. Как правило может выбраться либо случайно, после конкретного случая (например, из-за него проиграли в футбол, или учитель поставил всем двойки), либо по социальному признаку – любимчик учителей, двоечник или круглый отличник, физически слабый и неуверенный в себе, конформист. Но не всегда жертва – это «слабак».

Чаще это именно тот, кто реагирует на провокации и не может правильно выйти из ситуации.


НАБЛЮДАТЕЛИ – это остальные участники группы. Несмотря на то, что не принимают активного участия в происходящем, тем не менее им «приходится» принимать на себя роль. Те, кто хотят занять «верхушку» общества, рядом с победителем – становятся его последователями. Иногда, гораздо реже, появляются те, которые либо активно либо пассивно стараются встать на защиту – их главными мотивами являются совесть, чувство справедливости и эмпатия. Но обычно, преобладающее большинство – это свидетели. Они не принимают ничью сторону, не вмешиваются в процесс. Они лишь смотрят на то, как травят человека. Их нельзя обвинить в этом, ведь их мотивами также могут являться обычные человеческие чувства – страх попасть под удар, неуверенность в своих силах, довольствование своим текущим положением в группе. Тем не менее они часто испытывают угрызения совести, а в будущем сожалеют о своем бездействии.

 

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

 

Последствиями для жертвы травли могут быть:

  • трудности в учебе;
  • невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
  • постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно;
  • устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;
  • тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
  • депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
  • социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей;
  • психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания;
  • суицидальные мысли и попытки.

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место – физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.

Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.


Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.


У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.


Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:

  • Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством.
  • Сложности во взаимоотношениях. Шансы стать жертвами моббинга на рабочем месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
  • Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем.


Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога.


Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

«…Травля – это развращающий опыт для зачинщиков.  В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами. Травля – это очень травматичный опыт для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход из ситуации. Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает. Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так –  можно, если травля –  в порядке вещей,  часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.

Травля в классе, с которой взрослые не знают как справиться, дает педагогу опыт бессилия, отчаяния, заставляет усомниться в своих способностях и даже в призвании, а кого-то подталкивает к профдеформации, заставляя во всем обвинять детей или их семьи, а то и начать использовать групповое давление для «наказания неугодных».

Последствия травли крайне опасны для школы в целом, поскольку в разы увеличиваются риски насилия отчаявшейся жертвы над собой или над мучителями и свидетелями. Иногда к насилию прибегают родители, отчаявшиеся иначе защитить своего ребенка. Как показывает опыт, в основе почти каждого случая с вспышкой насилия в школе лежит история травли. Несколько лет взрослые ничего не хотели замечать или ничего не смогли сделать, прежде чем в школе появился подросток с битой, топором или травматом.

Если в школе есть травля, страдают все. И бороться с ней нужно всем вместе…»

 

Виды буллинга

Физический – нанесение физических повреждений жертве, а также воровство или порча имущества (физическая агрессия чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек; толкание, пинки, удары и т.п.)

Вербальный – насмешки, распускание слухов, унижения, запугивание, высмеивание.

Социальный – исключение из группы, клевета с целью принизить социальный статус жертвы и повысить свой.

Кибербуллинг – издевательства и запугивания в социальных сетях, при помощи электронных писем или в компьютерных играх.

 

Кибербуллинг – травля в интернете. Как себя вести, если вас обижают в сети?

Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. 

Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через социальные сети, электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные. 

Если поступают угрозы, сообщите взрослым

 

Признаки буллинга


  • Неравенство сил
  • Агрессия
  • Инциденты повторяются уже какое-то время
  • Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция)


Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, - возникает длительный конфликт. Единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.

Буллинг ассиметричен. Буллинг представляет собой ассиметричные отношения. Его отличительными признаками являются власть и беспомощность, а также произвол того, кто обладает властью.

Буллинг осуществляется преднамеренно. Буллинг – это преднамеренное и коварное (исполненное скрытой злобы) нападение на социальный статус и душевное здоровье человека, который выбран целью.

Дата создания: 12.12.2022

Дата обновления: 01.03.2024

Дата публикации: 12.12.2022

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.