Положение о службе школьной медиации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ ДАУРСКАЯ СОШ)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом школы

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Даурской СОШ

Протокол №1 от 31.08.2023 года

_______________Н.Ю. Квиндт
31.08.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ
ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок создания и деятельности Школьной
службы медиации (примирения) в Муниципальном общеобразовательном учреждении
Даурской средней общеобразовательной школе (далее – школа).
1.2. Положение разработано в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом
Российской Федерации от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
1.3. Служба школьной медиации (далее – СШМ) объединяет учащихся, педагогов и других
участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и
развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
1.4. СШМ является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты,
противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Метод школьной
медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как
партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и
благополучия ребенка
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СШМ
2.1. Цель создания СШМ – формирование благополучного, гуманного и безопасного
пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том
числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
2.2. Задачи СШМ:
 создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы
защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
 создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы
профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную
ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных
семей, детьми с девиантным поведением;
 внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным
путем;
 интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания,
повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
 повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации
в повседневной педагогической практике.
3. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СШМ
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в
организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на
участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их
2

законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны
могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта;
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не
разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного
договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение
составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении;
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какоголибо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что
служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны,
а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных
взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее
другому медиатору.
3.4. Принцип информированности сторон, заключающийся в обязанности медиатора
предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и
возможных последствиях.
3.5. Принцип ответственности сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность
участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за
результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может
советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта
3.6. Принцип самостоятельности. СШМ самостоятельна в выборе форм деятельности и
организации процесса медиации.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СШМ
4.1. Для организации СШМ директор школы приказом утверждает состав СШМ, в том числе
назначает руководителя СШМ.
В состав службы школьной медиации включаются педагогические работники образовательной
организации, учащиеся 8-11 классов и их родители, прошедшие специальное обучение.
Медиаторами службы могут быть совершеннолетние члены службы. Несовершеннолетние
члены могут иметь статус наблюдателей.
4.2. Администрацией школы создаются необходимые условия для обеспечения деятельности
СШМ: предоставление помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного
оборудования.
4.3. Руководитель службы школьной медиации организует:
 обучение членов службы школьной медиации методу «школьная медиация», применению
медиативного и восстановительного подходов;
 ознакомительные семинары для педагогических работников школы, учащихся и их
родителей о целях, задачах, составе и порядке работы СШМ;
3

 согласование решения СШМ по вопросу разрешения конкретного спора или конфликта
одним из медиаторов;
 взаимодействие СШМ со всеми структурными подразделениями школы, органами и
учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного образования, труда и
занятости;
 взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
муниципального района «Забайкальский район», органами полиции, судом, если одной из
сторон является учащийся образовательной организации, совершивший административное
или уголовное правонарушение, в целях досудебного урегулирования ситуации, связанной
с правонарушением.
4.4. СШМ осуществляет:
 разрешение споров и конфликтов между учащимися, родителями, педагогами, педагогами
и учащимися, родителями и учащимися, родителями и педагогами, возникающих в школе,
на основе информации, полученной от педагогов, учащихся, родителей, администрации
школы, а также органов и учреждений системы профилактики безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних Забайкальского края;
 заключение со сторонами (при необходимости - в письменной форме) соглашения о
применении процедуры медиации и медиативного соглашения (примирительного договора)
в случае достижения сторонами положительных результатов в разрешении споров или
конфликтов путем применения процедуры медиации;
 контроль и анализ выполнения сторонами медиативного соглашения (примирительного
договора);
 мероприятия по предотвращению возникновения конфликтов в школе, препятствованию их
эскалации;
 внесение на рассмотрение администрации школы предложений по снижению
конфликтности в образовательной организации;
 формирование и обучение «групп равных» в школе;
 координацию действий участников «групп равных» в работе по распространению знаний о
медиации и основах позитивного общения среди учащихся школы;
 проведение среди педагогических работников, учащихся образовательной организации и их
родителей просветительской работы о необходимости конструктивного разрешения споров
или конфликтов;
 ведение журналов регистрации обращений в СШМ и подготовка отчетов о деятельности
СШМ, получение у педагогических работников, учащихся и родителей, обратившихся в
СШМ, разрешения на обработку их персональных данных в соответствии с Федеральным
законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
 осуществление анализа эффективности деятельности СШМ.
4.5. Медиаторы, входящие в состав членов СШМ, вправе:
 предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации;
 отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной заинтересованности в ее
результате;
 самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с предложением участвовать в
процедуре медиации, заключении соглашения о применении процедуры медиации и
медиативного соглашения (примирительного договора) в письменной или устной форме с
учетом сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации представителей
4

органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних.
4.6. Медиатор, входящий в состав членов СШМ, не вправе:
 быть представителем какой-либо из сторон;
 осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично
(прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом,
являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
 делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
4.7. Требования к соглашению о проведении процедуры медиации:
 заключается между медиатором и сторонами (при необходимости - в письменной форме);
 содержит сведения о предмете спора, медиаторе, сторонах и сроках проведения процедуры
медиации.
4.8. Требования к медиативному соглашению (примирительному договору):
 заключается между медиатором и сторонами (при необходимости - в письменной форме);
 содержит сведения о медиаторе, сторонах, предмете спора, проведенной процедуре
медиации, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения,
сроках контроля за выполнением обязательств;
 подлежит исполнению на добровольной основе.
4.9. Службой школьной медиации осуществляется использование медиативного подхода при
организации в образовательной организации работы по:
 предупреждению безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма,
табакокурения,
правонарушений
несовершеннолетних,
являющихся
учащимися
образовательной организации;
 осуществлению работы с семьями учащихся образовательных организаций, находящихся в
социально опасном положении;
 воспитанию у учащихся образовательной организации культуры конструктивного
поведения в спорах или конфликтах и созданию условий для выбора ненасильственных
стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
 коррекции девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей, являющихся
учащимися образовательной организации, в том числе при участии представителей
правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ
5.1. Процедура медиации осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной,
заключительный.
5.2. Подготовительный этап включает:
 получение информации о споре или конфликте, происходящих в образовательной
организации;
5

 регистрацию в журнале СШМ информации о споре или конфликте (данные о сторонах,
суть спора или конфликта, дата и место, дополнительная информация об участниках и
иных обстоятельствах спора или конфликта);
 определение руководителем СШМ медиатора для разрешения конкретного спора или
конфликта;
 предложение (при необходимости - в письменной форме) каждой из сторон принять
участие в разрешении спора или конфликта с помощью процедуры медиации с указанием
даты, времени и места проведения встречи;
 заключение (при необходимости) по согласию сторон соглашения о проведении процедуры
медиации;
 приглашение для участия в процедуре медиации родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего участника спора или конфликта, и, при необходимости,
представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов
полиции.
5.3. Основной этап включает:
а) проведение встречи с каждой стороной:
 обращение к сторонам с предложением применить восстановительный подход с целью
разрешения спора или конфликта на основе достижения медиатором контакта со сторонами;
 разъяснение каждой из сторон принципов работы СШМ и способов конструктивного
выражения эмоций и требований;
 обсуждение деталей и хода спора или конфликта, важных с точки зрения сторон, и
принципов СШМ;
 проведение беседы с каждой из сторон с использованием уточняющих вопросов о том, что
произошло (до конфликтной ситуации, во время спора или конфликта, после него, в
настоящее время, о других участниках, потерпевшем, друзьях каждой из сторон, своих
состоянии и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям),
переформулирование, уточнение событий, изложенных каждой из сторон;
 обсуждение возможных способов и последствий разрешения спора или конфликта с точки
зрения каждой из сторон, в том числе вариантов заглаживания вины перед потерпевшим;
 формирование чувства ответственности у каждой из сторон за разрешение спора или
конфликта;
 обсуждение с каждой из сторон планируемой встречи всех сторон спора или конфликта как
возможный вариант действия, направленного на их разрешение (примерный план, перечень
участников будущей встречи, предпочтительные время и место встречи);
 информирование каждой из сторон об ожидаемых результатах выполнения медиативного
соглашения (примирительного договора);
б) проведение встречи сторон:
 подготовка места проведения встречи сторон с учетом принципов работы СШМ;
 приветствие медиатором сторон и приглашенных лиц, объявление цели встречи, правил
процедуры медиации, позиции медиатора, плана встречи сторон;
 предложение медиатором каждой стороне высказать свое мнение о споре или конфликте,
путях их разрешения, об отношении каждой из сторон к услышанному на встрече сторон;
 осуществление диалога между сторонами по поводу спора или конфликта и их последствий
на основе взаимоуважения сторон и управления эмоциями;
 нейтрализация медиатором негативных высказываний сторон в целях осуществления
конструктивного диалога и сотрудничества сторон;
6

 поддержка медиатором выражения сторонами осознания своей вины и прощения друг
друга;
 обсуждение и закрепление оптимальных для сторон вариантов разрешения спора или
конфликта, механизма реализации принятых в ходе встречи сторон решений и анализ
последствий заключения медиативного соглашения (примирительного договора);
 уточнение необходимости повторной встречи сторон;
 отражение эмоционального состояния участников встречи сторон;
 заключение (при необходимости – в письменной форме) медиативного соглашения
(примирительного договора) с учетом согласия сторон.
5.4. Заключительный этап - анализ выполнения медиативного соглашения (примирительного
договора) включает:
 организацию медиатором встречи сторон через 2 – 3 недели после заключения
медиативного соглашения (примирительного договора);
 информирование каждой из сторон о проведенных мероприятиях по выполнению
медиативного соглашения (примирительного договора);
 оценку медиатором объема выполнения медиативного соглашения (примирительного
договора);
 обсуждение целесообразности и результативности проведения процедуры медиации и
реализации восстановительного подхода при разрешении спора или конфликта;
 обсуждение предложений по предотвращению споров или конфликтов в дальнейшем.
6. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СШМ
6.1. Эффективность деятельности СШМ определяется:
 нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих споров и конфликтов
между участниками образовательного процесса путем обучения педагогических
работников и родителей основам медиации, учащихся – медиативному подходу и
технологиям позитивного общения в «группах равных»;
 снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди
учащихся образовательной организации;
 сокращением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
 формированием условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития
каждого учащегося образовательной организации;
 повышением уровня социальной компетентности всех участников образовательного
процесса.

7



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.