Учебный план ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год

УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________Н.Ю. Квиндт
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МОУ Даурская СОШ
на 2023-2024 учебный год 5-9 классы
Количество часов

Классы

Учеб.предметы

Обязательная часть
Русский язык
Литература
Русский язык и
Иностранный язык
литература
Второй язык (китайский)
Родной язык
Родной язык и родная
Родная литература
литература
Математика
Математика и
Алгебра
Геометрия
информатика
Информатика
История России. Всеобщая
Общественно-научные
Обществознание
предметы
География
Основы духовноОсновы духовноБиология
Естественно-научные
Химия
предметы
Физика
ИЗО
Искусство
Музыка
Физическая культура
Физическая культура и
ОБЖ
ОБЖ
Технология
Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного
Введение в информатику
Черчение
Итого
Вероятность и статистика
Синтаксис простого предложения
Решение задач разного уровня сложности
Факультативы
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
Всего к финансированию

Количество часов
7б
7в
8а

8б

8в

9а

9б

9в

Всего

3
2
3

3
2
3

3
2
3

0.5
0.5
3
2
1
2
1
2

0.2
0.2
3
2
1
2
1
2

0.2
0.2
3
2
1
2
1
2

0.2
0.2
3
2
1
2
1
2

3
3
3
2
0.2
0.2
3
2
1
2
1
2

3
3
3
2
0.2
0.2
3
2
1
2
1
2

3
3
3
2
0.2
0.2
3
2
1
2
1
2

1
2
1
1
2
2
30

2
2
2

2
2
2

2
2
2

1
3
1
1
31.4

1
3
1
1
31.4

1
3
1
1
31.4

2
2
3
3
1
1
34.4

2
2
3
3
1
1
34.4

2
2
3
3
1
1
34.4

60
36
42
4
2.5
2.5
30
24
16
8
28
11
22
6
19
10
18
9
12
33
5
23
421

1

1

1

1

1

1

32.4

32.4

32.4

35.4

35.4

35.4

1
1
1.6
36
36

1
1
1.6
36
36

1
1
1.6
36
36

0.6
36
36

0.6
36
36

0.6
36
36

5а

5б

5в

6а

6б

6в

7а

5
3
3

5
3
3

5
3
3

6
3
3

6
3
3

6
3
3

4
2
3

4
2
3

4
2
3

0.5
0.5
3
2
1
2
1
2

0.5
0.5
3
2
1
2
1
2

1
2
1
1
2
2
30

1
2
1
1
2
2
30

5
2
1
1
1
1
1
2
2
27

5
2
1
1
1
1
1
2
2
27

5
2
1
1
1
1
1
2
2
27

5
2
1
1
1
1
1
1
2
2
29

5
2
1
1
1
1
1
1
2
2
29

1
1
2
2
29

1

1

1

1

1

1

28
1
29
29

28
1
29
29

28
1
29
29

30
-

30
-

30
-

30
30

30
30

5

2
1
1
1
1
-

30
30

30
0.5

30
0.5

30
0.5

1.5
32
32

1.5
32
32

1.5
32
32

6
6
0
432
1.5
3
13.5
453
453

Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
Даурской средней общеобразовательной школы
на 2023-2024 учебный год
Учебный

план

МОУ

Даурской

СОШ№

является

нормативным

документом

определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных
учебных предметов по инвариативной и вариативной части, максимальный объем
обязательной нагрузки обучающихся.
Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:













Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; с
изм. и доп.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022г №568, от 08.11.2022
№955);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556 «О внесении
изменений в приложение №1 и №2» к приказу Министерства Просвещения Российской
Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрирован
28.07.2023 №74502);












Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 №03-327 «О направлении информации (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
введению
федеральных
основных
общеобразовательных программ»);
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 №03-68 «О направлении информации (вместе
с «Информацией по введению федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования»).
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 №АЗ-113/03 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом по введению федеральных
основных общеобразовательных программ»).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.10. 2017г. № ТС-945/08 «О реализации
прав граждан на получение образования на родном языке»;
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 308-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры
народов России»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 № 0896 о методических рекомендациях по совершенствованию процесса реализации комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Учебный план является частью образовательной программы школы, разработанной в
соответствии с ФГОС. В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного
пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний,
универсальными

учебными

действиями,

общекультурных

компетентностей,

соответствующим

социально-личностными

уровнем

личностных

умениями

и

и

навыками,

предусмотренными ФГОС.
Учебный план сохраняет в полном объёме содержание образования, являющееся обязательным
на второй ступени обучения.
Классы основного общего образования МОУ Даурской СОШ, реализующие ФГОС ООО, в 20232024 учебном году работают в следующем режиме:


продолжительность учебного года в 5-9 классах – 34 учебных недель;



продолжительность учебной недели в 5-7 классах – 5 дней;



продолжительность учебной недели в 8-9 классах – 6 дней;



обязательная учебная нагрузка обучающихся в 5-х классов – 29 часов, 6-ых классов – 30
часов, 7-ых классов– 32 часа, 8-ых классов – 36 часов, 9-ых класса 36 часов;



продолжительность урока в 5-9 классах - 40 минут.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, представленных образовательными программами, направленными на
формирование прочных, глубоких знаний основ наук, ключевых культурно-образовательных
компетенций. Современное методическое обеспечение программ создает

условия для

творческого развития каждого ребенка в зависимости от уровня его подготовленности и
индивидуальных потребностей.
Структура обязательных предметных областей:
1. русский язык и литература (русский (родной) язык, литература);
2. иностранные языки (английский язык, китайский язык)
3.общественно-научные предметы (история России, обществознание, география);
4.основы духовно-нравственной культуры России;
5. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
6. естественно - научные предметы (физика, биология, химия);
7. искусство (музыка, ИЗО);
8. технология (технология);
9. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности)
Характеристика предметных областей
Основное общее образование обеспечивает условия становления и формирования личности
обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению,
освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области:
«Русский язык и литература» представлена предметами «Русский язык», «Литература».
Основные задачи реализации содержания предметной области: формирование гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека. Обеспечение получения доступа к литературному наследию и через
него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к
ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и
познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c
установкой на билингвизм; обогащение активного и потенциального словарного запаса для
достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
«Родной язык и родная литература» представлена предметами «Родной язык», «Родная
литература». Основные задачи реализации содержания предметной области: воспитание
ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа. Приобщение к литературному наследию
своего народа. Формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа. Развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета. Получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
о закономерностях его функционирования, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметная область «Иностранные языки» представлена учебным предметом «Английский
язык». Основные задачи реализации содержания предметной области:
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания
уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным
ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому,
этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c
установкой на билингвизм.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом
«Математика» в 5 – 6 классах, в 7 - 9 классах включает в себя содержание двух предметов –
«Алгебра», «Геометрия».
Основными задачами реализации содержания являются:
-осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
-формирование

представлений

о

социальных,

культурных

и

исторических

факторах

становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся
развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических
моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические
знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают
умениями

решения

учебных

задач;

развивают

математическую

интуицию;

получают

представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметная область «Общественно –научные предметы» сформирована из следующих
учебных предметов: «История», «Обществознание», «География».
Основными задачами реализации содержания являются:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ

российской

гражданской

идентичности,

социальной

ответственности,

правового

самосознания, политкультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли
окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
-владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на

качество жизни человека и качество окружающей его среды;
-осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
-приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. При
изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся
является приоритетной.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает предмет «Основы
духовно - нравственной культуры народов России». Основными задачами реализации
содержания являются:
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
-воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
-знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
Предметная область «Естественно – научные предметы» представлена предметами
«Биология», «Химия», «Физика».
Основные задачи реализации содержания:
-формирование целостной научной картины мира;
-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном
мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
-овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
-овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
-осознание значимости концепции устойчивого развития;

-формирование

умений

безопасного

и

эффективного

использования

лабораторного

оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления

научно

обоснованных

аргументов

своих

действий,

основанных

на

межпредметном анализе учебных задач.
Предметная область

«Искусство»

призвана способствовать

освоению

обучающимися

общечеловеческих ценностей, закреплённых в шедеврах мирового искусства, формированию
общей

гуманитарной

культуры

и

представлена

в

обязательной

части

предметами

«Изобразительное искусство», «Музыка».
Основные задачи реализации содержания:
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности;
-формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям
народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Предметная область «Физическая культура и ОБЖ» включает предметы: физическая
культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи реализации содержания:
-физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся
с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
-формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни;
-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
-овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности,
понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы
безопасности жизни;
-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения;
-развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
-установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных

предметных областей.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология».
Основные задачи реализации содержания:
-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
-активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
-совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
-формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности,
проекту;
- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Отличительная особенность учебного плана:
Предметная область «Родной язык и родная литература» в 7-9 классах включена в
обязательную часть учебного плана за счет часов из части, формируемой участниками
образовательных отношений. Реализуется через преподавание предмета родной язык (русский) и
родная литература (русская), из расчета 0,2 часов в неделю на каждый предмет. I четверть (8
часов) – «Родной язык», II четверть (8 часов) – «Родная литература».
В 7 классе-0,5 часа.
В 9 классах изучается второй иностранный язык – китайский язык (2 часа в неделю). Учебный
предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и развитие иноязычных
коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для
продолжения образования в школе и в системе профессионального образования». Освоение
учебного предмета направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и
письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с
носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют
иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Этнокультурные

особенности

региона

представлены

интегрированным

курсом

«Забайкаловедение», который реализуется через модули:


География Забайкальского края, включена в предмет География;



История Забайкалья, включена в предмет История;



Литература Забайкалья, включена в предмет Родная литература;



Живое слово Забайкалья, включенный в предмет Родная литература в 6-7 классах;



Художественная культура Забайкалья в предметы: литература, искусство, история в 8-9
классах.

Данные курсы развивают и укрепляют у обучающихся познавательный интерес к истории

своего края, позволяют им осознавать значимость исторических событий для края, для людей,
проживающих в нём, формируют эрудицию обучающихся и их кругозор, способствует
воспитанию любви к малой Родине, осознанию зависимости благополучия среды от поведения
человека.
Из компонента образовательного учреждения выделены


1 час на черчение в 8-9 классах. Это обусловлено тем, что существуют современные

прогнозы о том, что около 60-70 % учебной информации в ближайшее время будут иметь
графическую форму предъявления. Учитывая это, общее образование должно предусмотреть
формирование знаний о методах графического предъявления информации.


0,5 часа в 7 классах на изучение курса «Вероятность и статистика». «Математика» в

рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ
учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Новый предмет
"Вероятность и статистика " закреплен в обновленном ФГОС и должен быть внедрен в
программу.


по 1 часу на проведение элективного курса «Решение задач разного уровня сложности»,
«Синтаксис просто предложения» в 8-х классах;
Данные элективные курсы развивают содержание курсов русского языка и математики, изучение
которых осуществляется на общеобразовательном уровне, что позволяет учащимся получить
дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по обязательным предметам.
Особенности учебного плана основного общего образования в
соответствии с обновленными ФГОС
5-6 классы
Учебный план для 5-6 классов на 2023 – 2024 учебный год полностью реализуется в
соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО,

утверждёнными приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении
федерального образовательного стандарта основного общего образования".
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения. В обязательную часть учебного плана в соответствии с п. 33.1
ФГОС ООО входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные
предметы:
Русский язык и литература

Русский язык и литература

Родной (русский) язык, родная (русская)

Родной (русский) язык, родная (русская)

литература

литература

Иностранные язык

Английский язык

Математика и информатика

Математика. Вероятность и статистика

Общественно-научные предметы

История. Обществознание. География

Естественно-научные предметы

Физика. Химия. Биология

Основы

духовно-нравственных

культур

ОДНКНР

народов России
Искусство

Изобразительное искусство. Музыка.

Технология

Технология

Физическая культура и основы безопасности

Физическая культура. ОБЖ

жизнедеятельности

Изучение предметной области «Русский язык и литература» направлено на изучение
языка, как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирование
российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать,
быть понятым, выражать внутренний мир человека.
Должно обеспечивать:
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, языку межнационального;
-

осознание

тесной

связи

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным,

духовнонравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной

и

мировой

культуры;

формирование

причастности

к

национальным

свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров. Учебным планом на изучение русского языка
отводится в 5 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе- 204 часа (6 часов в неделю).
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю.
Изучение предметной области «Иностранные языки» обеспечит приобщение к культурному
наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к
иностранному языку, как инструменту воспитания целостного отношения к иностранному
языку, как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной

компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной
социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с
требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Обязательный учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в предметную
область «Иностранные языки» Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» изучается
обязательно. На этапе основного общего образования минимально допустимое количество
учебных часов, выделяемых на изучение первого иностранного языка - 3 часа в неделю, что
составляет по 102 учебных часа на каждом году обучения с 5 по 9 класс.
Предметная область «Математика и информатика» обеспечит осознание значения
математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о
социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание

роли

информационных

процессов

в

современном

мире;

формирование

представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке
науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В результате
изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают
логическое

и

математическое

мышление,

получают

информационных процессах в реальных ситуациях.

представления

об

основных

Обязательный учебный предмет

«Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя следующие
учебные курсы:
- курс «Математика» в 5-6 классах, учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика» в 7-9 классах (достижение обучающимися планируемых результатов освоение
программы ООО по учебному предмету «Математика» в рамках государственной итоговой
аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика»).
В учебном плане на изучение математики в 5-6 классах отводится 5 учебных часов в неделю.
Изучение

предметной

области

«Общественно-научные

предметы»

направлено

на

формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
РФ; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирование качеств личности ее социализации; владение экологическим
мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными,
экономическими и политическим явлениями, их влияние на качество жизни человека и
качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения
для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем,
формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в

области социальных отношений. При изучении учебных предметов общественно-научной
направленности задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной
(для обучающихся с расстройствами аутистического спектра приоритетной является задача
социализации).
«История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные
курсы «История России» и «Всеобщая история». Программа составлена с учетом количества
часов отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 5-6 классах по
2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение
содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на
изучение географии отводится по одному часу в неделю в 5-6 классах.
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» направлено на воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;

воспитание

веротерпимости,

уважительного

отношения

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы.
На основании пункта 33.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного

общего

образования

(ФГОС

ООО)

родители

(законные

представители)

обучающихся при освоении им основной образовательной программы основного общего
образования (ООП ООО) из перечня, предлагаемого МОУ Даурской СОШ в рамках
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», выбрали для
изучения курс: «ОДНКНР» Предмет реализуется через урочную деятельность, на который
отводится 1 час в неделю.
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» направлено на формирование
целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и
научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания,
значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к

решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять
экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни: воспитание
ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной
познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для
здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости
концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного
использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих
действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
В соответствии с

ФГОС ООО предмет «Биология» является обязательным предметом на

уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает на изучение
биологии в 5-6 классах - 1 час в неделю.
Изучение предметной области «Искусство» направлено на осознание значения искусства и
творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического
вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику
природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность
взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными
средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного
отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой
цивилизации, их сохранению и приумножению.
Освоение предмета «Технология» в основной школе осуществляется в 5-9 классах. В 5-6
классах 2 раза в неделю.
Изучение

предметной

области

«Физическая

культура

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» направлено на физическое, эмоциональное, интеллектуальное и
социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и
ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок
активного, экологически целесообразной здорового и безопасного образа жизни; понимание
личной и общественно значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание
ценности экологического качества окружающей среды как естественной основ безопасности
жизни; понимание роли государства и действующей законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения развитие двигательной активности
обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических
качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в
систематическом участии физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных

предметных областей.

Общий объем часов, отведенных на изучение учебной дисциплины

«Физическая культура» в основной школе составляет 2 часа в неделю.
В соответствии с п. 20 ФГОС ООО «организация образовательной деятельности по ООП
ООО, в том числе адаптированной, может быть основана на делении обучающихся на группы
и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости,
образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола,
общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное
изучение отдельных предметных областей, учебных предметов».
Деление обучающихся на две группы осуществляется в рамках изучения следующих
предметов:
- предмет «Иностранный язык (английский)» с 5 по 9 классы,
- предмет «Технология».
В соответствии с п. 253 ФГОС ООО часть ООП ООО, формируемая участниками
образовательных отношений «за счет включения в учебный план учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности) учебных модулей по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня,
предлагаемого МОУ Даурской СОШ. Часть учебного плана МОУ Даурской СОШ,
формируемая

участниками

образовательных

отношений,

обеспечивает

реализацию

индивидуальных потребностей обучающихся и соответствующего запроса родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и предусматривает учебные
курсы, обеспечивающие удовлетворение различных интересов обучающихся.
В целях повышения компьютерной грамотности в 5-6 классах введен предмет «Введение в
информатику». Основная цель курса – координация и поддержка остальных учебных
предметов основной школы, а также формирование представления об информационной
картине мира, общности и закономерностях протекания информационных процессов в
системах различной природы;
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация в 5-9 классах проводится по четвертям. Итоги промежуточной
аттестации обучающихся оцениваются количественно по 5- балльной системе в соответствии с
критериями оценивания письменных и устных работ по учебным предметам.
Годовые отметки по предметам выставляются после завершения программ обучения на
основании четвертных отметок, с учетом результатов промежуточной аттестации. Годовые
отметки выставляются по правилу математического округления как среднее арифметическое
четвертных.
Промежуточная аттестация в 5-9-х классах проводится в конце учебного года (апрель-май) в
различных формах. Промежуточная аттестация в образовательной организации проводится на
основе принципов объективности, беспристрастности.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:

— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения образовательной программы;
—

соотнесение

этого

уровня

с

требованиями

федерального

государственного

образовательного стандарта;
— оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении
им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в
осуществлении образовательной деятельности;
— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Основные формы промежуточной аттестации:
 комплексная работа
 тестовая работа
 зачет (сдача нормативных тестов)
Промежуточная аттестация обучающихся школы распределяется по классам следующим
образом:
Класс

5 класс
6 класс
7 класс

Предмет











русский язык
литература
иностранный язык
математика
история
обществознание
география
биология
физика (7-9 классы)
основы духовнонравственной культуры
народов России
(5 класс)






информатика и ИКТ
химия (7-8 классы)
ОБЖ
черчение)

8 класс
9 класс

Технология
Физическая культура

Форма промежуточной
аттестации

Комплексная контрольная
работа
ВПР

Тестовая работа
Тестовая работа
Зачет (сдача нормативных
тестов)

Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования
завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Государственная (итоговая)
аттестация выпускников 9-х и 11-х классов школы осуществляется в соответствии с Положением
«О государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»,
утверждаемым Министерством образования и науки РФ.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.