Учебный план ФГОС НОО на 2023-2024 учебный год

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Даурской СОШ
Н.Ю. Квиндт __________________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МОУ Даурская СОШ
на 2023-2024 учебный год
Начальная школа
Классы

Учеб.предметы

1а

1б

1в

2а

2б

Количество часов
2в
3а
3б

3в

4а

4б

4в

5
4
4

5
4
4

5
4
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

60
48
18
48

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

1

1

1

3

1
1
1
2
23

1
1
1
2
23

1
1
1
2
23

12
12
12
24
261

Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранный язык
Математика
Обществознание и
естествознание

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир

Основы мировых религиозных Основы мировых религиозных
культур и светской этики
культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Проектная деятельность

1
1
1
2
20

1
1
1
2
20

1
1
1
2
20

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
Всего к финансированию

21
21

21
21

21
21

23
23

23
23

23
23

23
23

23
23

23
23

Искусство

Всего

Количество часов

9
23
23

23
23

23
23

270
270

Пояснительная записка к учебному плану
МОУ Даурской СОШ
на 2023-2024 учебный год
1-4 классы
Учебный план МОУ Даурской СОШ является нормативным документом определяющим
распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов
по инвариативной и вариативной части, максимальный объем обязательной нагрузки
обучающихся.
Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан на основе следующих нормативноправовых документов:
Федеральный уровень:







Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; с изм. и доп.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от
18.07.2022 №569)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха иоздоровления детей и молодежи»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556
«О внесении изменений в приложение №1 и №2» к приказу Министерства
Просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников» (Зарегистрирован 28.07.2023
№74502);
 Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 №03-327 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по введению
федеральных основных общеобразовательных программ»);
 Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 №03-68 «О направлении
информации (вместе с «Информацией по введению федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»).








Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 №АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом
по введению федеральных основных общеобразовательных программ»).
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 308-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 № 0896 о методических рекомендациях по совершенствованию процесса реализации
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Региональный уровень:
Приказ Министерства образования Забайкальского края от 01.10.2018 года
№ 811 «О введении интегрированного учебного курса «Забайкаловедение»
Учебный план в 3-4 классов ориентирован на освоение федеральных государственных
стандартов второго поколения, является частью основной образовательной программы
начального общего образования, целью реализации которой является обеспечение планируемых
результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав
учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания
образования. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
С целью включения в учебный план регионально значимого содержательного материала во 2-4
классах вводится предмет «Забайкаловедение».

Предмет «Забайкаловедение» во 2-4 классах

проводится интегрировано с «Окружающим миром».

Курс «Забайкаловедение» развивает и

укрепляет у обучающихся познавательный интерес к истории своего края, позволяет им
осознавать значимость исторических событий для края, для людей, проживающих в нём,
формирует элементарную эрудицию ребёнка и его кругозор, способствует осознанию
зависимости благополучия среды от поведения человека.
Учебная деятельность учебного плана в 3-4 классах представлена следующими предметными
областями:

«Русский

язык

и

литература»,

«Иностранный

язык»,

«Математика»,

«Обществознание и естествознание», «Основы мировых религиозных культур и светской этики»,
«Искусство», «Технология» и «Физическая культура».
Содержание учебных программ учебных предметов учебных предметов начальной школы,
реализующей ФГОС НОО направлено на достижение следующих целей:
Предметная

область

«Литературное чтение».

«Русский

язык

и

литература»

включает:

«Русский

язык»,

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления,
воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки,
адреса, письма).
Изучение предмета литературное чтение в начальной школе ориентировано на формирование и
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение,
говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника,
способного к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом английский
язык. Английский язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые
способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Предметная область «Математика» реализуется предметом «Математика».

Изучение

математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как
части

общечеловеческой

культуры,

на развитие

образного

и

логического

мышления,

воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых
для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое
место уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности
учащихся.
Образовательный компонент «Окружающий мир» (человек, природа, общество ) изучается
с 2 по 4 класс 2 часа в неделю. Изучение интегрированного предмета окружающий мир
направлено на воспитание любви и уважения к природе, своей Родине; осмысление личного
опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме;
приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноценностного отношения к нему.

Особое внимание уделено формированию у младших

школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных
ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. При распределении учебных часов
данного предмета предусмотрены часы на изучение правил дорожного движения. Предмет
«Окружающий мир» служит теоретической подготовкой по формированию экологической
грамотности младших школьников.

Предметная

область

«Искусство»

включает

две

дисциплины:

«Музыка»

и

«Изобразительное искусство». Изучение предметов эстетического цикла («Изобразительное
искусство» и «Музыка») направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный курс «Изобразительное
искусство» изучается как отдельный предмет.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология».
Учебный

предмет

технология

формирует

практико-ориентированную

направленность

содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний,
полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир,
изобразительное

искусство,

русский

язык,

литературное

чтение),

в

интеллектуально-

практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе направлено
на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом физическая
культура, реализуется через учебный план (2 часа в неделю). Занятия по физической культуре
направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности ученика.
В ФООП в рамках 5- дневной учебной недели на урок «Физическая культура» отводится 2 часа
в неделю. Принимая во внимание, что Стратегией развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р) к приоритетным направлениям развития сферы
физической культуры и спорта отнесено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного
предмета «Физическая культура» в системе общего образования, а также в целях реализации
Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года
(утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894р) Минпросвещения России координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта
в общеобразовательных организациях и в связи с этим при реализации вариантов федерального
учебного плана, где количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час
МОУ Даурская СОШ реализует за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт
посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая
использование учебных модулей по видам спорта.
Учебный план 1-2 классов в соответствии с обновленным ФГОС
Учебный план для 1-2 классов на 2023-2024 учебный год полностью реализуется всоответствии с
требованиями обновленных ФГОС НОО, утверждёнными приказом Министерства просвещения

Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного
стандарта начального общего образования".
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классами учебным предметам.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской
идентичности обучающихся; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям; готовность к продолжению образования на последующих
уровнях общего образования; формирование функциональной грамотности и «гибких навыков»,
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В обязательную часть учебного плана в соответствии с п. 32.1 ФГОС НОО входят следующие
обязательные для изучения предметные области и учебные предметы (учебные модули):
Предметные области
Русский
чтение

язык

и

литературное

Учебные предметы (учебные модули)
Русский
чтение

язык, Литературное

Иностранный язык

Иностранный язык (английский)

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание
(«Окружающий мир»)

Окружающий мир

Основы религиозных культур и
светской этики

Искусство

Основы религиозных культур и светской этики:
учебный модуль "Основы православной культуры";
учебный модуль "Основы иудейской культуры";
учебный модуль "Основы буддийской культуры";
учебный модуль "Основы исламской культуры";
учебный модуль "Основы религиозных культур
народовРоссии";
учебный модуль "Основы светской этики".
Изобразительное искусство, Музыка

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Предметная область «Русский язык и литературное чтение» реализуется в рамках учебных
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Изучение русского языка и литературного
чтения в начальной общеобразовательной школе направлено на формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средство
общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и

эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
В 1 классах на изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю,
«Литературное чтение» - 4 часа.
Предметная область «Иностранный

язык» представлена

учебным

предметом

«Иностранный язык (английский)». Учебный план начального образования предусматривает
обязательное изучение учебного предмета со 2 по 4 класс по 2 часа в неделю. Изучение
направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Предметная область «Математика и информатика» на уровне начального общего образования
реализуется через учебный предмет «Математика», который направлен на формирование
начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение

основами

воображения

и

логического

и

алгоритмического

мышления,

пространственного

математической речи. На изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в

неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» реализуется в
рамках учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)», который
изучается два часа в неделю. Изучение учебного предмета
«Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции
для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В 4 классе реализуется обязательная предметная область «Основы религиозных культур и
светской этики» по выбору модулей для обучающихся 4-х классов (1 час в неделю, всего – 34
часа). Выбор модуля, изучаемого в рамках обязательной предметной области «Основы
религиозных

культур

представителями)

и

светской

обучающихся

этики»,

посредством

осуществляется
сбора

родителями

письменных

заявлений

(законными
родителей

фиксируется протоколами родительских собраний.
Предметная

область «Искусство»

реализуется

в

рамках

учебных предметов

«Изобразительное искусство» и «Музыка». Изучение предметов Изобразительное искусство» и
«Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению

в творческих работах своего отношения к окружающему миру. На изучение учебных предметов
отводится по 1 часу в неделю.
Предметная область «Технология» на уровне начального общего образования реализуется в
рамках учебного предмета «Технология». Учебный предмет «Технология» направлен на
формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности учащихся. На изучение данного учебного
предмета отводится 1 час в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая
культура», который направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся.
В ФООП в рамках 5- дневной учебной недели на урок «Физическая культура» отводится 2 часа в
неделю. Принимая во внимание, что Стратегией развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р) к приоритетным направлениям развития сферы
физической культуры и спорта отнесено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного
предмета «Физическая культура» в системе общего образования, а также в целях реализации
Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года
(утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894р) Минпросвещения России координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта
в общеобразовательных организациях и в связи с этим при реализации вариантов федерального
учебного плана, где количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час
МОУ Даурская СОШ реализует за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт
посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая
использование учебных модулей по видам спорта.
Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений,

обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. 1 час (в неделю)
отводится на проектную деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся

Освоение

основной

сопровождается

образовательной

промежуточной

программы

аттестацией

начального

обучающихся.

общего

Промежуточная

образования
аттестация

проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
и промежуточной аттестации обучающихся МОУ Даурской СОШ, сроки проведения
промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком ООП НОО.
Промежуточная аттестация проводится на первом и втором уровнях общего образования – по
четвертям. Итоги промежуточной аттестации обучающихся оцениваются количественно по 5-

балльной системе в соответствии с критериями оценивания письменных и устных работ по
учебным предметам.
Обучающиеся 2-4 классов, освоившие в полном объеме образовательные программы и
прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс.
Промежуточная аттестация во 2-4-х классах проводится в конце учебного года (апрель-май) в
различных формах.
Основные формы промежуточной аттестации:
 контрольная работа;
 комплексная контрольная работа;
 тестовая работа;

Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы распределяется по классам
следующим образом:
Формы промежуточной аттестации учащихся 2-4-х классов
Класс
2 класс

3 класс

4 класс

Предмет
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир

Форма промежуточной
аттестации
Контрольная работа
Комплексная контрольная работа
Комплексная контрольная работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Комплексная контрольная работа
Комплексная контрольная работа
Контрольная работа
Тестовая работа
ВПР
Комплексная контрольная работа
Комплексная контрольная работа
ВПР
ВПР

Режим организации образовательного процесса в 2023-2024 учебном году
Учебный план составлен с учетом 5-дневной учебной недели. Продолжительность уроков в
начальной школе составляет 40 минут.
Обучение ведется в 2 смены. Начало занятий: 8:00 – первая смена; 13:00 – вторая смена.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во втором-третьем классе –34 недели.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения:
в первом полугодии (в сентябре, октябре) - по 3 урока в день по 35 минут каждый, (в ноябредекабре) - по 4 урока по 35 минут каждый;
во втором полугодии (январь - май) - по 4 урока по 40 минут каждый;
- в 1-х классах обучение осуществляется на безотметочной основе;
- обучение проводится без домашних заданий;

Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные
каникулы.
Учебный план школы на 2023-2024 учебный год предполагает выполнение гигиенических
требований

к

условиям

обучения

в

образовательных

учреждениях,

утвержденных

постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020№ 28 (далее - СП
2.4.3648-20) и от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
Уровень недельной нагрузки не превышает предельно допустимой.
Максимальная недельная нагрузка:
1 классы-21 час
2-4 классы – 23 часа
Общий объем аудиторной работы обучающихся НОО за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов (п. 32.1 ФГОС
НОО).
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах): в 1-х классах домашнее задание не задается,
во 2- х классах – 1,5 ч.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.