Положение о программе наставничества школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ ДАУРСКАЯ СОШ)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Управляющим советом

Директор МОУ Даурской СОШ

Протокол №2 от 25.11.2022 года

___________________Н.Ю. Квиндт
Приказ № 240-ОД от 25.11.2022 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОГРАММЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о программе наставничества МОУ Даурской СОШ (далее –
Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том
числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019
№ Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися», локальными нормативными актами МОУ Даурской СОШ (далее – школа).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и
ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные
и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки
и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – работник школы, назначаемый директором, который отвечает за организацию
программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней,
чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует
стажировки и т. д.).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2

2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогов разных уровней образования
и молодых специалистов школы.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
 улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной
и спортивной сферах;
 подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная
насыщенность;
 раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося,
поддержка
формирования
и
реализации
индивидуальной
образовательной траектории;
 создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
 создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
 формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, способного
на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные
и партнерские отношения.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся
и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей школы
из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными
качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся
авторитетом в коллективе.
К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги, выпускники
и специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года
в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося)
и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника
происходит после получения письменного согласия его законного представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
3

наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим
веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения
лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей,
предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
 улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных;
 развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
 рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
 улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной
и плодотворной среды развития педагогов;
 привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных
образовательных и социальных программ школы.
3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается:
 объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
 материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
школы.
4. РУКОВОДСТВО НАСТАВНИЧЕСТВОМ
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается
распорядительным актом директора школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников;
контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
 мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:






 определяет кандидатуру наставника;
 определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
 определяет срок наставничества;
 осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит
необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу
наставничества;
 создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого;
 вносит предложения о замене наставника;
 вносит предложения о поощрении наставника;
 обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
4

5.1. Наставник имеет право:
 вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для
совместной работы;
 требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения
указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
 осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества
выполненной работы;
 обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
5.2. Наставник обязан:
 руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов
школы при осуществлении наставнической деятельности;
 способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
 оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении
с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной
культуры;
 оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных
нормативных актов школы, регламентирующих исполнение должностных обязанностей
наставляемого;
 способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок;
 передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать
наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы;
 привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
 воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять
требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
 периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый имеет право:
 обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
 вносить предложения по корректировке программы наставничества;
 обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
 выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
 выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при
реализации программы наставничества;
 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения обязанностей;
 устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
5

 проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
 обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
 участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. ФОРМЫ И СТИЛИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Формы наставнической деятельности:
 прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) обучающимся,
общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке)
и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные
контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
 индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или)
обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на группу молодых
специалистов и (или) обучающихся);
 открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или)
обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста и (или)
обучающегося незаметно для второго);
 коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и
(или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая
(наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых
специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
 инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
 объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить
ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим
действиям;
 развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную
задачу и представить результат.
8. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или другим
работником школы, назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год
с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных
наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при
обязательном согласовании с участниками (включая родителей обучающегося/его законных
представителей) исходя из специфики психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве
с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с запросами наставляемого
и возможностями участников при согласовании с родителями/законными представителями
несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы,
методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья учащихся,
уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся у школы ресурсы.
6

8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.
Структура программы
№п/п Элементы программы

Содержание элементов программы

1

Цель и задачи программы наставничества в соотношении
с
проблематикой
образовательного
процесса,
характеристикой контингента школы.

Пояснительная
записка

Выбранные на данный период формы наставничества
в соотношении с целью и задачами внедрения целевой
модели
2

План-график
реализации
программы

Таблица с мероприятиями и сроками реализации
программы, ответственными, описанием итогового или
контрольного события, результата

3

Мониторинг
эффективности
реализации
программы

Описание содержания, этапов и сроков мониторинга
и ответственных за его проведение

4

Приложение

Анкеты,
опросники,
справки,
иные
необходимые для реализации программы

материалы,

8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим
советом.
9. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного,
участников, динамика образовательных результатов.

профессионального

роста

9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью
один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования
и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой.
9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте
школы размещается и своевременно обновляется следующая информация:
 реестр наставников;
 мини-портфолио наставников;
 перечень социальных партнеров,
наставничества;

участвующих

в

реализации

программы

7

 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества,
и др.

8



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.